Деревня: Курзя (Старая, Саит)

Деревень под названием Курзя было 4—5.
Курзя (название означает на коми и удмуртском языках «залив»)  упоминается в документах за 1711 г., когда ее житель мариец Тимофей Янымов занял у башкира Алтынбая Актуганова   из д. Шукеево Казанской дороги 27 руб.  В 1748 г. взяли на учет две деревни: Курзя (21 мужчина из удмуртов, 4 татарина, 4 марийца м.п.) и Старокурзя при р. Шулей (20 мужчин из ясачных татар, 8 душ м.п. марийцев) .
Старокурзя упоминается в заемной записи за 26 октября 1764 г. татарина этого поселения Ишбулата Арсланова в связи с тем, что он занял 30 руб. у мишара д. Балышлыбаш Шарипа Бикмаева. За это он отдал «Шарипу 2-х своих родных дочерей Минлибику осьми, Фейхану 6-ти лет, с таким обязательством, чтоб ему, Шарипу, тех моих дочерей до настоящего возраста держать при себе, поить и кормить и одеждою безнедостаточно снабдевать. А егде в возраст придут, тогда их по согласию ему, Шарипу, и за мужев выдать, за кого они пожелают. За которые и колымные по нашему мусульманскому обыкновению деньги, сколько по уговорам причтется, взять ему одному, а мне до того уже дела нет и не вступаться» .
В д. Старокурзя в 1795 г. в 10 дворах проживал 101 башкир. Особо показаны тептяри из вотяков (33 человека). По VII ревизии 1816 г. здесь было 100 башкир, 50 тептярей из удмуртов, 35 мишарей . В 1834 г. взято на учет 104 башкира, 33 мишаря, 29 тептярей-удмуртов. 302 башкира (55 дворов), 98 припущенников (7) было в 1859 г. Перепись 1920 г. показала 786 башкир и мишарей при 150 дворах. Из статистических данных, как видно, исчезли марийцы, затем — удмурты. Следует думать, что такие изменения произошли ввиду переселения их в другие поселения (например, в д. Воткурзя, т.е. Вотская или Удмуртская Курзя).
Время поселения удмуртов, марийцев, мишарей, ясачных татар (последние, кроме второй ревизии 1748 г., больше не учитывались) по источникам не известно. Мишари Ямлиха Халитов, Мухтар Мурзакаев, Абдулнасыр Латипов, тептярь из удмуртов Абдулвахит Абтыкаев в 1839 г. по этому поводу свидетельствовали следующее: «Мы на владеемую нами землю прав никаких не имеем, и когда предки наши поселились, не припоминаем» . Все-таки это время относится к началу XVIII в. Имеется любопытный документ за 20 августа 1781 г. о припуске новой группы удмуртов в эту деревню. Это договорная запись: «Припустили в деревню Курзу вотяков Явгильду Ямеева, Яркея Ягышева с товарыщи для жительства во оной деревне как прежде отцы их владели сенными покосами с пашенною землею со хмелевым щипанием тако ж владеть, и им же вотякам в лесу зверей ловить, тако ж мост мостить, в том тамги свои приложили Тимаш Сай-дяков  , Байрамля Заитов  , Ибраш Чюракаев  , Абуюс Иманов  , Масягут Балтии  , Акманай Акбашев  , Абдул Ишалин  , Кузбай Ахмеров  , Сарыбаш Аитов  , Сагит Сарбашев  , Абдулла Аитов  , Кузбай Муслюмов  , Баис Биктин  , Салим Сусеев  » .
В 1909 г. в земском училище обучались башкиры (7 мальчиков) и русские (13 мальчиков и 2 девочки).
Саит-Курзя в конце XVIII в. была известна как Габбасово-Курзя. В 1795 г. она состояла из 6 дворов башкир (39 человек) и 4 дворов тептярей (33 человека). В 1816 г. было 136 башкир и 20 тептярей из татар, в 1834 г. 225 башкир проживало в 42 домах, 18 тептярей — в 2 дворах. 428 башкир (67 домов), 19 тептярей (3 двора) показала Х ревизия 1859 г. В 1920 г. учтено 883 башкира в 165 дворах..

Документы по теме: