Деревня: Новодюмеево

В 1783 г. Мавлют Дюмеев «с товарищи» из Кыр-Еланской волости продали часть своей вотчины 4 старокрещеным людям . Мавлют — один из сыновей первопоселенца. Выселок из коренной деревни под названием Новодюмеево (ныне Чекмагушевского района) образовался между III (1762 г.) и IV (1783 г.) ревизиями. Выселок-хутор существовал долго. В 1807 г. был поднят вопрос о получении им статуса деревни со всеми атрибутами местной аульной власти во главе с деревенским начальником — «ауыл карты», десятником, сотником, выполняющим административно-полицейские функции. Лишь в 1845 г. жители добились своей цели: Новодюмеево стало деревней .
Новодюмеево было расположено на р. Канбек (Малый Балак), притоке р.Балак. Основана деревня во второй половине ХVIII в. жителями д. Старо-Дюмеево (ныне Илишевский район). Деревня состояла из одной улицы. На карте Белебеевской округи за 1782 г. она уже показана. Теперь этой деревни нет, а жители ее переселились в деревни Тайняшево и Сарай-Гир (Сары-Айгыр). В селении проживали башкиры–вотчинники Кыр-Иланской волости.
Новодюмеево возникла как выселок коренного поселения кыр-еланцев д. Стародюмеево (ныне в составе Илишевского района). Это произошло в 1786 г. Однако статус деревни выселок не смог получить ни тогда, ни в 1807 г., когда его жители просили об этом. Только в 1845 г. выселок становится самостоятельной деревней со своей администрацией — деревенским начальником (ауыл парты), юртовым сотником, выполняющим фискальную и полицейскую функции . В 1816 г. в 12-дворном поселении проживало 72 башкира. Их было 117 человек в 1834 г. В 1859 г. здесь отмечено 236, в 1870 г. - 289, в 1920 г. - 466 башкир.
По архивным материалам известен предок жителей этой деревни Дивей Байчурин, который в 1660-х гг. взял «безоброшно» участок земли в Киргизской волости по р. Маты у Тупея Безыргенева ― вотчинника Киргизской волости . Сыновья Дивея Дюмей, Арслан, Азмет в начале ХVIII в. основали деревню Дюмеево (ныне Старо-Дюмеево). Первыми жителями деревни были внуки Дюмея Дивеева из д.Старое Дюмеево Кутлубай Акырбаев, Сеитбурхан и Сеитбаттал (от него идет род Батыевых) Кинзебаевы, Башир и Губейдулла Дусметовы и другие . Жители селения были участниками крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева. Среди сельской верхушки времен кантонной системы управления можно назвать походного сотника Хабибуллу Баширова, походного есаула Биктемира Сеитбатталова, зауряд-хорунжего Сеитбурхана Кинзябаева, урядника Гали Абдулсаттарова, муэдзина Абдулсаляма Яушева .
По истории семьи и брака у башкир этого селения имеются интересные сведения о левирате и полигамном браке. В 1834 г. в 20-дворной деревне ее житель Гайнутдин Габидуллин в 49 лет имел двух жен: первой — 76, второй — 45 лет. По всему видно, что он вынужден был взять в жены сноху — вдову умершего своего родного брата, что и привело ко второй его женитьбе . Была мечеть и при ней школа.
Среди знаменитых людей – уроженцев д. Новый Дюмей отметим известного в соседней республике писателя, члена союза писателей Татарии – Латыпов Галимжан Шакиржанович . Из этой же деревни и Салихьян Батыев (Батыев Салих Гилемханович), работавший заместителем Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР и долгие годы (1960 - 1983 гг.) возглавлявшего Верховный Совет ТАССР .
Публицист Булат Султанбеков передает довольно симптоматичный случай из биографии С.Г.Батыева: «В 1960 году руководство республики и ЦК КПСС решили выдвинуть Батыева на должность председателя Президиума Верховного Совета ТАССР. В связи с этим произошел трагикомический эпизод, о котором сам Батыев в беседе с друзьями рассказывал так:
- Вызывает меня однажды в свой кабинет одно высокопоставленное лицо и говорит, что мне оказана высокая честь, причем вопрос уже согласован в самых высших сферах. Но… (тут собеседник смотрит в лежащую перед ним анкету и тычет пальцем в пресловутый пятый пункт) тут написано, что вы по национальности башкир. Ну да, говорю, я уже 49 лет как башкир. А он морщится. Как же так, мол, президентом Татарской республики - и башкир? Тут нужен человек коренной национальности. Я пожимаю плечами, мол, какая разница? Никто еще не замечал, что я по языку или характеру чем-то отличаюсь от других татар. А он прямым текстом предлагает мне сменить национальность! «Но как это сделать?» – спрашиваю. Пишите, говорит, заявление о смене национальности. Как я понял, для партии нет ничего невозможного. И вот 10 декабря 1960 года Бауманский райком КПСС, рассмотрев мое заявление, выдал мне документы с указанием новой национальности – «татарин» .
Данный эпизод наглядно иллюстрирует тот факт, что кадровая политика властей ТАССР, направленная на конструирование вновь создаваемой татарской нации, была несравненно жестче, чем в БАССР, где должность председателя Верховного Совета в свое время занимали тептяр Г.В.Нигмаджанов, мишар В.К.Гирфанов и др. Напротив, в Башкортостане шел губительный процесс сепарирования «чистокровных» башкир юго-востока республики, отсекавший от лона родного этноса северо-западных башкир и ведший к их татаризацией.

Год

Нац-ть

Мужчин

Женщин

Итого

1795

Башкиры

32

32

64

1816

Башкиры

38

44

82

1834

Башкиры

64

53

117

1850

Башкиры

83

74

157

1859

Башкиры

117

120

337



Документы по теме: