Деревня: Буртюк

Деревня Буртюк возникла в конце XVI в. Названа она по имени влиятельного вотчинника Буртюка Кудабахтина. Он известен тем, что получил от царя Михаила Федоровича – зачинателя монархической династии Романовых – сберегательную грамоту. Вот она: «Лета 7149-го  марта в 27-й день били челом государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея России Гирейской волости ясашные башкирцы Буртючка Кудабахтин, Бекбовка Бисарин с товарищи своею деревнею, а воеводе Льву Афанасьевичу Плещееву подали челобитную, а в челобитной их писано: вотчина их искони век отцов их и дедов речка старица Гнило Танып от Белыя реки до деревни Буртюковы вверх зверовья и рыбныя ловли и бортные ухожьи и по аремам хмель, в тое де их вотчину приезжают русские люди – вятчаны и сарапульцы и березовцы – зимою и летом, и в той де их вотчине в Таныпе реке те русские люди насильством своим рыбу неводами и жерлицами и сетями ловят и хмель по рекам дерут и борти со пчелами подсекают и подлаживают, и как де они в той речке в своей вотчине езжа  вьют, и те де русские люди, приезжая, и тот ез разламывают и государь бы их Гирейской волости башкирцев Буртючку Кудабахтина, Бекбова Бисарина с тов. пожаловал велел бы им дать сберегательную грамоту от тех русских людей от насильства и по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея России указу воевода Л.А. Плещеев дал им сберегательную грамоту, что впредь русским людям вятчанам и сарапульцам и березовцам зимсю и детом в их вотчину в Таныпе речку не въезжать, насильством своим рыбу неводами и жерлицами и сетями не ловить и хмель по аремам не брать и бортей со пчелами не подсекать и не подлаживать, езу в той речке в их вотчине не ломать. К сей сберегательной грамоте... печать Уфимского города приложил воевода Л. А. Плещеев» .
Видимо, получение грамоты впоследствии во многом способствовало превращению д. Буртюк в центр одноименной тюбы.
Известен и сын первопоселенца. Среди аманатов-заложников, находившихся в г. Мензелинск в 1664 г., т. е. во время башкирского восстания, был Кутлугуш Буртюков, житель д. Буртюк Гирейской волости. Его должен был заменить односельчанин Уразай Ульмясов с пребыванием только в г. Уфа .
В середине XVIII в. из д. Буртюк выделилась часть жителей и основала Новый Буртюк. В 1795 г. зафиксировано две деревни. Вотчинники коренной деревни в 7179 г. (1681) по сберегательной памяти приняли к себе ясачных марийцев, перешедших в тептярское сословие. Затем здесь осели ясачные татары, ставшие также тептярями. В 1762 г. марийцев насчитывалось 18 душ м. п.  В 1795 г. в д. Старый Буртюк в 10 дворах проживали 74 башкира, в 2 дворах – 14 тептярей. Д. Новый Буртюк, как и коренное поселение, находилась на правом берегу р. Гнилой Танып. Она состояла из 10 башкирских дворов с 65 жителями .
В первой половине XIX в. – в период кантонного управления – все здоровые мужчины из башкир несли военную службу по охране восточных границ России по р. Яик (Урал). Служба была шестимесячной, её несли зимой или летом. Один из жителей коренной деревни Хисамутдин Мустафин, 1792 г., служил юртовым старшиной по управлению группой деревень 9-й юрты (Аткуль, Хазино, Буртюковы, Каинлык, Медведеве, Телекеево) и 3 раза находился на пограничной службе по р. Яик (Урал) .
Перечислим имена башкир-вотчинников из д. Старый Буртюк по данным 1819 г.: сотник Исмагил Амиров, 1759 г., Абдулхасан и Мухаметкарим Кунакаевы, Бикташ Салихов, Габдулзалиль Гайсаров, Галикей Гумеров, Мухамет Мусалилов, Мухамет Чувашаев, Каранай Юртаев, Кучук Танаев, Катил и Катай Масягутовы, Кулей, Сафар Мукминовы, Тойгун Хусаинов, Рахматулла Ракаев, Сафар Султанбеков, Салим, Ягафар, Шафей, Шариф, Який Ибраевы. Жители д. Новый Буртюк: Галикей Гумеров, 1768 г., Ибрагим Сабакаев, Кильдияр Хусаинов, Сулейман Хусаинов, Юзекей Юнышев, Яркей Амитов и др.
В 1772 г. житель д. Буртюк Ямангул Назаргулов писал о том, что старшина Абдулла Аитов, «имея всегдашнее хлебосольство», не включал в отчетах в общее количество 166 дворов его команды еще 7 дворов, «отделившихся от отцов детей и от братьев брата» . При проверке приводимые им факты частично подтвердились. Некоторые из утаенных дворов в рапорты старшины не включались по причине того, что они «еще строились, а не построились», т. е. сыновья и братья ещё не разделились или не выделились из больших отцовских и братских семей, поскольку дома для них ещё не были готовы.

Документы по теме: