Деревня: Карача-Елга

Деревня Карача-Елга в выявленных нами архивных документах впервые упоминается в 1739 г., когда башкиры припустили к себе мишарей. О времени ее основания сведений нет. В опубликованных документах несколько раз встречаются название деревни или имена ее жителей. В 1764 г. доверенные лица канглинцев из д. Карачаевой Сюрмет Кулчумов и Науруз Зиянов, а также из д. Умеровой («Толбазы тож») Рахмангул Зиянов и Мурат Султангулов с товарищами отдали вотчинные земли в оброк сроком на 25 лет дворцовым крестьянам д. Елгашево Бирской волости с уплатой по 2 руб. в год.  В 1790 г. Хамза Уразлин, Суярымбет Кулчумов, Науруз Зиянов, Алпаут Балтасов и гумеровцы продали свою землю по р. Танайдиль прапорщику А. И. Бардовскому , а также главному мишарскому старшине Мендею Тупееву вотчину по р. Толбаза . В 1796 г. премьер-майору С. П. Петрашевичу была продана земля по р. Арсланды. Среди поверенных канлинцев из д. Карача-Елга были известные уже по предыдущим сделкам Науруз Зиянов, Хамза Уразлин, Алпаут Балтасов и Абдулменнан Биктянов, Салимзевгар Тимяшев, а также из д. Гумерово  - Бурангул Купландин, Юнус Масягутов, Ремгул Бурангулов, Фейзулла Шарыпов и Яхья Рахманкулов .
Башкиры-вотчинники на основе двух договорных записей приняли к себе мишарей. Вот одна из них. 13 марта 1739 г. «Уфимского уезду Казанской дороги Кальнинской волости д. Толбазы (Гумерово) башкирцы Абдюкей Папанов, Игибай Кансуяров со общаго совету с родственниками своими в роде своем не последние, будучи в Уфе дали сию запись от крепостных дел той же Казанской дороги деревни Аминевой (ныне Чишминского района) служилому мещеряку Сеиту Саферову в том, что припустили мы, Абдюкей и Игибай, ево, Сеита, з детьми в вотчину свою в повытья умершего брата своего родного Бекчури Папанова, которою вотчинною землею и сенными покосы и всякими угодьи и в лесах дельными деревьи, коими владел брат мой Абдюкеев також и вновь ему, Сеиту, борти делать сколько ему угодно будет и всякого зверя побивать и в озерах рыбу ловить и владеть ему, Сеиту, и детям ево и внучатам тою вотчиною вечно по межам и урочищам, коими владел брат Бекчура со мною Абдюкеем вообще, а с той вотчины положенной ясак в казну ея императорского величества повытья братья моего платить ему, Сеиту, и детям ево и внучатам безспорно вообще с ним, Абдюкеем, з детьми ево, а ежели кто ему, Сеиту, и детям ево и внучатам в той вотчине станет чинить какое насилие и с той вотчины ссылать и нам, Абдюкею и Игибаю и детям нашим ево, Сеита, з детьми очищать и убытка никакова не учинять, також и нам, Абдюкею и Игибаю, с родственниками ему, Сеиту, детям ево и внучатам в той вотчине утеснения никакова не чинить ж и в не в чем не спорить, а ежели мы, Абдюкей и Игибай, и дети, и внучата или родственники сей записи в чем не устоим, то  ему, Сеиту, и детям его и внучатам взять на нас, Абдюкее и Игибае, на детей наших и внучатах и родственниках за всякую неустойку по сей записи денег десять рублев, а запись и впредь в запись, к сей записи Абдюкей Папанов тамгу свою приложил, Игибай Кансуяров тамгу свою приложил, толмачил Абдюкею и Игибаю Иван Волков  - руку приложил...» .
Еще три семьи мишарей (Мухаметгарея Сейфутдинова, Мухаметзяна Мухтарова, Мухаметшарипа Ишкинина) были припущены канглинцами: «1754 10 августа Мухаметшарипу Ишкинину команды старшины Яныша деревни Иштиряковой (ныне Балтачевского района) Сибирской дороги служилому мещеряку по ево согласию отдали землю мы башкирцы Балтач Ягышев, Султанбек Рысмаметов в Балтачевской деревне в общее жительство в Карача-Илге заселиться строением, производить хлебопашество и всем пользоваться как-то: на дрова лес рубить, сено косить, хмель щипать, зверя всякого ловить, а нам, башкирцам, с него, Мухаметшарипа, оброку получать по 10 копеек, в чем дав сию запись и тамги свои приложим, а именно: башкирцы Усеин Сямейкин тамгу, Балтач Ягышев тамгу, Султанбек Рысмаметов тамгу, Рахманкул Зянчурин тамгу, Игибай Кансуяров тамгу, Масягут Гаврилин тамгу, Биктин Кильмекеев тамгу, Бектимер Уразов, Мрат Султангулов, Девлет Темиров все старые и малые отдали сию запись с согласия, вместе с нами подводы давать... чередоватца. Кулчум Ягышев тамгу. У сей записи свидетелем были Зянчура Укаков, Назир Максютов, Аблай, Бикметевской команды деревни Кизгановой Бакий Давлетмуллин свидетелем был. Сие письмо писал мулла Сафарей» . Два этих договорных письма послужили впоследствии юридическим основанием для поселения в Карача-Елге и других мишарей. В именах башкир легко усмотреть их родственные связи. Здесь перечисляются отцы тех башкир, которые в 90-х гг. XVIII в. заключали земельные сделки.
В Отечественной войне 1812 г. активно участвовали почти все взрослые мужчины. Один из них зауряд-есаул Кагарман Уразлин воевал в составе 10-го башкирского полка. Имел серебряную медаль «В память Отечественной войны 1812 года» . В этой деревне в 1936 г. родился видный ученый, доктор химических наук, профессор Башгосуниверситета Валитов Нажип Хатмуллович, башкир по национальности. Окончил уфимскую школу № 9. Работал директором завода, занимал высшие должности в объединении «Башнефтехимзаводы». В 1978 г. в Москве защитил докторскую диссертацию, оцененную как самая лучшая из 10 тысяч, защищенных за годы 10-й пятилетки в СССР (Известия. 28 июня 1981 г.). Нажип Валитов  - один из немногих, кто знал свою родословную до 16-го колена: Байрам  - Корбангужа  - Байрамгужа  - Ходжабирде  - Шокербирде  - Кодаш  - Юлай  - Муса  - Якуп  - Валит (добавим, что Валиту Якупову в 1795 г. было 65 лет)  - Ахтям  - Хамидулла  - Гали  - Габдулла  - Хатмулла  - Нажип.

Документы по теме: