Деревня: Тукмаклы

Деревня Тукмаклы была известна под несколькими названиями. В 1795 г. она названа «Токмаклина кошма (Клино)», затем  - «Кошмаклиной (Токмаклы тож)», наконец, Токмаклы (Хаймурза), хотя имелась одноименная д. Хаймурзино, расположенная в шести верстах от первой. И еще одна загадка. В 1816 г. в д. «Кошмаклиной (Токмаклы тож)», где проживали в 14 дворах башкиры, в 25 дворах  - тептяри, в 68 домах  - мишари, были зафиксированы и ясачные татары при 15 дворах, припущенные в 1811 г. как государственные крестьяне, но имеющие здесь свои особые поселения под следующими названиями: Токмаклы (18 душ м.п.), Жанмурзино или Хаймурзино (8 душ), Бикмурзино (7 душ), Хансуяр (7 душ), Абушахманово (5 душ), Карачельское устье (9 душ), Ханютово (7 душ). Выходит, что в этой деревне ясачные татары имели особые улицы или хутора .
Названия этих поселений сильно искажены. Служилый татарин Хаймурза Ахмаметов в 1811 г. осел здесь на покупной у башкир земле. Он был родом из Пензенской губернии, следовательно, мишар по национальности. Ясачный татарин Бикмурза Бахтеевич Юсупов  - выходец из д. Кандралеевка Пензенской губернии. Из того же поселения были Хансуяр Богданович Сухов, а также его дальний родственник  - Абушахман Мустафин сын Сухов. Из Белебеевского уезда прибыл Ханют Мусеев (сыновья Башар, Яхья). Башкиры этой деревни Акымбет Тляков, Муняк Макаров, Аблай Назаров, Казакай Чюрашев, Темир Екшаев и другие по договорной записи от 24 июня 1730 г. припустили служилого татарина Казанской дороги Адика Тебаева в свою вотчину на правах общего владения «для поселения на вотчинную землю юртом и во всякие угодья и 3 детьми ево и со внучаты». Тебаеву «всем употреблятца, чем и мы употребляемся и с чего вотчины нашей с кого мы оброк возьмем, и то оброк давать нам ему, Адику, повытья з детьми ево, которые будут при нем жить. За такой наш ево ... припуск платить с нами ясак вопче повытья главного Акымбета, и подводы вместо ево, Акымбета, куды надлежит по очереди ему, Адику з детьми и внучаты, гонять» .
В этой деревне, по-видимому, жили и чуваши. Об этом свидетельствует бессрочная житейская запись от 4 июля 1737 г., данная наряду с другими четырьмя мальчиками и девочками из других волостей чувашской девушкой Кулчюмой Янбетовой писарю Уфимской ланд-милиции М. П. Жукову о том, что они взяли у него «на расплату долгов своих и для нынешнего за башкирским бунтом гладу и на необходимые свои нужды денег 25 руб. А за те взятые нами деньги жить нам в работе у него вечно. И живучи нам у него быть во всяком послушании и не покрасть и по другим селам не збежать и всякою ево домовая и отъезная работа работать без отговорки. А пить и есть и одежда и обувь носить все ево, Жукова. За вину нашу и за ослушание вольно ему, Жукову, смирить домовым смирением» .
По указу Уфимской провинциальной канцелярии от 13 февраля 1771 г. здесь обосновались мишари, а по договору башкир 1811 г. и государственные крестьяне . Мишари ссылались при пользовании землей на упомянутую запись от 24 июня 1730 г. о припуске служилого татарина. За 1834 г. среди башкир показано 6 мужчин-припу-щенников, т.е. лишенных вотчинных прав на землю.
В материалах VI ревизии 1811 г. написано следующее: «Токмаклы  - вновь заведенная деревня с 1810 года из мурз ясачными татарами на покупной у башкирцев земле». Они вышли из д. Новый Кадыш Краснослободского уезда Пензенской губернии. Их было 10 человек из двух дворов . Это была д. Новые Тукмаклы. Первые жители ее  - Асей Юсупов сын Бахтияров, его сын Ахмет Асеев. В 1896 г. здесь было 575 жителей. Национальность их не была указана. В 1920 г. в д. Новые Тукмаклы было показано 549 башкир при 100 дворах, в д. Хаймурзино  - 160 башкир. В целом, итоги переписи 1920 г. не отражают истинную картину, поскольку в 1816 и 1834 гг. башкиры составляли лишь 12,7% всех жителей. Такой же примерно процент должен был бы быть и в 1920 г. При мечети с 1866 г. имелась мектебе с 15 учениками. В конце века были 2 мечети, 2 бакалейные, 4 мануфактурные лавки. Проводился базар.

Документы по теме: