Род: Еней

Древние мадьяры
По мнению большинства исследователей, древнейшим источником по истории и происхождению племени Еней является сочинение византийского императора Константина Багрянородного (Порфирогенет) «Об управлении империей», который царствовал с 913 по 959 год. В то время Восточно-Римскую или Византийскую империю окружала цепь враждебных народов и государств. С юга ее теснил Арабский халифат. С запада – Болгарское царство, с севера угрожали печенеги, русы, огузы и хазары. И вот среди этого сонма северных народов появляется еще один – венгры. Теснимые печенегами и другими тюркскими племенами, они переселяются из Приуралья в Центральную Европу. Здесь они становятся предметом внимания со стороны просвещенного византийского императора, зафиксировавшего племенной состав венгерской орды. Он писал: «Первый (род) - этот, от хазар отколовшийся, вышеназванный род каваров, второй - род Неки, третий - Мегери, четвертый – Курту-Гермат, пятый - Тариана, шестой - Генах, седьмой - Кари, восьмой – Каси». Упомянутый род Мегери соответствует современному написанию самоназвания венгров Magyar (Мадьяр). Гермата соответствует башкирскому племени Юрматы и венгерскому Gyarmat (Дьярмат). Генах – башкирскому племени Еней и венгерскому Enő (Енё). Венгерский историк Эрик Мольнар писал по этому поводу: «Памятником влившихся в башкирский народ венгров являются племенные наименования, сохранявшиеся до недавнего прошлого в Башкирии, Еней и Юрмат, объединившие оставшихся соплеменников двух венгерских племен времен занятия современной территории Венгрии по названию Енё и Дьярмат».



В поисках «Великой Венгрии»

В XIII веке венгерский монах Рихард написал папе римскому Григорию IX доклад: «Найдено было в истории венгров, что есть будто бы другая Венгрия, старейшая (Hungaria Major), из которой вышло когда-то семь вождей со своими народами искать себе место для жительства…После того, как они прошли и разрушили много царств, пришли они, наконец, в страну, которая ныне зовется Венгрия…» Рихард описывал предысторию венгерского народа, заставившую европейских венгров искать свою прародину на востоке. В 30-х годах XIII века на поиски так называемой Magna Hungaria, то есть Великой Венгрии, отправился монах Юлиан. Выступив из Будапешта, он добрался до Константинополя. Затем на судне переправился через Черное море, достиг Алании, а оттуда вверх по Волге дошел Волжской Булгарии. Рихард пишет: «Великая Булгария — великое и могущественное царство с богатыми городами, но все там — язычники…В одном большом городе той же области…брат нашел одну венгерскую женщину…Она указала брату пути, по которым ему надо идти, утверждая, что через две дневки он, без сомнения, может найти тех венгров, которых ищет. Так и случилось. Ибо нашел он их близ большой реки Этиль (т.е. Идель или Волга). Те, увидев его и узнав, что он венгр, немало радовались его прибытию…, так как язык у них совершенно венгерский…» Возможно, среди этих найденных на берегах Волги венгров находились предки башкирских родов Еней и Юрматы. Примерно через 80 лет после Юлиана в Приуралье отправился другой монах, Иоганка Венгр. Но он уже не обнаружил там никаких венгров, а лишь «государя всей Баскардии, зараженного сарацинским заблуждением», то есть мусульманского правителя всей Башкирии и его мусульманских подданных. Следовательно, к этому времени енейцы и юрматынцы давно слились с остальной частью башкирского этноса.

Современный венгерский курултай..jpg

Енейская волость

После присоединения к русскому государству башкирские родовые подразделения получили от царского правительства оберегательные грамоты на собственные земли, в которых указывалась их границы их вотчин. Вот одна из них: «Лета 7148 (то есть 1640 г.) марта в 3 день били челом государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея России, а воеводе Ивану Ивановичу Салтыкову подали челобитную Уфимскаго уезду, Енейския волости, ясашные башкирцы Янбатычко Кудабахтин сын, Магозячко Байбахтин сын с товарищи, а в челобитной их написано: вотчина де дедов и отцов их вниз по Ику реке по обе стороны бортныя ухожия и всякие зверевые ловли и с озеры…» Одним из крупнейших енейских селений был аул Ушар, называвшийся по-русски деревней Семиостровой и состоявший из трех аймаков – Большого, Среднего и Малого. Данное поселение было настолько большим, что во второй половине XIX века была образована отдельная Семиостровская волость. К сожалению, в связи со строительством Нижнекамского водохранилища многие башкирские селения Енейской волостей – Ушар, Еней-Иткино, Сафар, Азиаба – ушли под воду.


У слияния трех рек

От затопленных башкирских селений остались лишь документы, проливающие свет на их происхождение и границы их владений. Башкиры деревни Семиостровой или Ушар в 1669 году получили грамоту, в которой говорилось: «били челом государю и великому князю Алексею Михайловичу Енейской волости башкирцы Еналейко Едигаров … с товарищи, а в челобитье их написано: вотчина их старинная дедов и отцов их по Каме реке по обе стороны верхняя межа по речке по Бую, по речке по Амзе…вниз по речке Каме по обе стороны, да по речке Белой по обе стороны, а платят де они с той вотчины великому государю ясаку 65 куниц да 22 батмана меду». Таким образом, территория Енейской волости включала в себя нижнее течение рек Ик, Белая и Кама. В силу своего географического положения она была объектом усиленной правительственной и крестьянской колонизации, что вынуждало енейев участвовать в башкирских восстаниях. Муллы Енейской волости Аббас Тутиев и Мухаммед Якупов были одними из предводителей повстанцев во время Алдар-Кучумовского бунта. В то же время енейцы в составе отрядов Башкирского войска участвовали во многих военных походах русской армии против внешнего противника. Например, в Польский поход 1771-1772 года они отправили 130 воинов из команд старшин Енейской волости Шарипа Айдарова и Гали Ярмухаметова.




Башкиры рода Еней

До революции весь восток Татарии, впервые возникшей на карте мира в 1920 г., административно входил в состав Уфимского уезда, а сословно – в состав территории Башкирского войска. Границы образованной в 1920 году Татарской АССР были прочерчены без учета этнографических реалий. В результате – около 200 тысяч башкир Мензелинского, Сарапульского, Бугульминского и Елабужского уездов вошли в состав соседней республики. Причем, граница буквально разделила кровных родственников. Например, башкиры Тугузской тюбы Енейской волости обитают в селе Исянбаево Агрызского района Татарстана, а их ближайшие родичи – в деревнях Сауз и Саузбаш Краснокамского района Башкортостана на противоположном берегу Камы. Так получилось, что основная масса башкир рода Еней ныне проживает на территории Республики Татарстан. Они населяют деревни Сауз и Саузбаш Краснокамского, Зяйлево, Кипчаково, Турачи Илишевского, села Чапаево Давлекановского, Шланлыкуль, Старый Шигай, Старые Богады Буздякского, Какрыбаш, Нижние Бишинды Туймазинского районов РБ. В Агрызском районе Татарстана они населяют аулы Исянбай, Кадыбаш, Утеган, Касай, Аккузино, Девятерня. В Актанышском районе к их селениям относятся такие села и деревни, как Адай, Картово, Сафарово, Ушар, Азиаба, Кыр-Каентюба, Старые и Новые Бугады, Буазкуль, Калмаш, Султангул, Сууксы, Нижние и Верхние Урьяды, Чалманарат, Шабыз, Кадырмет и др. В Мензелинском районе башкирами-енейцами основаны Бикбулово, Калмурзино.

Деревни:

#Исенбай

Документы по теме: