Род: Каршин

Ученые спорят…
Происхождение башкирского рода Каршина представляет собой загадку. Начиная с XIX века, высказывались самые различные мнения относительно данного предмета. Но ни одна версия пока не получили надежного подтверждения в источниках. Еще в 1897 году российский тюрколог хакасского происхождения Николай Федорович Катанов совершил экспедицию в Уфимскую губернию, где провел исследования среди башкир, мишарей, тептярей и кряшен. Им, в частности, были высказаны некоторые мысли относительно происхождения ряда башкирских родов, которые в 1913 года были отражены на страницах журнала «Шýра» в статье, написанной молодым тогда ученым Ахмедом-Заки Валиди: «Среди зафиксированных башкирских волостей – Мин, Табын, Кыпчак, Тамъян, Миркит, Катай, Гирей, Тазлар, Кыргыз – являются родами тюркского происхождения. Однако, другие – Арлар, Саралы, Уваныш, Кувакан, Каршин и другие им подобные – финно-угорского происхождения. Катанов считает башкир тюркизированными финнами». Таким образом, первоначально была сформулирована гипотеза о финно-угорском происхождении рода Каршин.
Разгадка в названии
Последнее слово в разработку данной научной проблемы высказал выдающийся башкирский этнограф Раиль Гумерович Кузеев, который писал следующее: «В этнониме каршин основу можно представить в форме карши. В уйгурском языке слово карши означало ‘крепость’, ‘укрепленный город’. В этом аспекте каршин могло означать то же, что и балыксы, ирэкте, т.е. ‘защитники укрепленных городов’». Согласно сочинению «Диван лугат ат-тюрк» («Собрание тюркских слов») филолога XI века Махмуда Кашгари, в своем первоначальном значении слово Qarşı (قرشي) означало ‘королевский дворец’. Оно также встречается также в поэме XI века «Кутадгу билиг» («Благодатное знание»), написанной поэтом Юсуфом Баласагуни, и употребляется в парной связке Qarşı Saraj. Позднее слово «карши» позабылось, а для обозначения понятия ‘дворец’ сохранился лишь термин «сарай», и поныне употребляемый в живой речи тюркских народов. Вполне возможно, что предки каршинцев представляли собой дворцовую стражу какого-нибудь хана. Дать более конкретное объяснение пока не представляется возможным.
В составе Монгольской империи
В XIII веке на просторах Евразии возникла мировая Монгольская империя, западная часть которой именовалась Улусом Джучи или Золотой Ордой. Башкирия вошла в состав последней на правах вассального княжества. Венгерский монах Иоганка, прибывший в начале XIV века на Южный Урал в поисках прародины своих предков, сообщает о «государе всей Баскардии», который «заражен сарацинским заблуждением», то есть исламом. В обмен на сохранение вотчинных прав на землю, обычаев и религии, башкиры были обязаны служить монгольским ханам. Действительно, в персидских арабо-персидских источниках отмечается их участие в походах правителей Золотой Орды, Сибирского и Казанского ханств, в частности, Тохтамыш-хана, Мухаммеда Шейбани-хана, Сахиб-Гирей-хана. Одной из таких служилых групп населения были башкиры рода Каршин.
На службе в Касимове
Сохранились документы, свидетельствующие о службе башкир-каршинцев в Касимовском ханстве – государстве, основанном Касим-ханом в 1452 году на территории Мещёры, которая находилась на территории Рязанской области и Мордовии. Оно находилось в вассальной зависимости от Русского государства, то есть получается, что каршинцы поступили на русскую службу еще до присоединения Башкирии к Московскому царству. Так, в 1536 году царь Иван Грозный выдал грамоту на город Темников князю Еникею: «…велено ему татар тарханов, башкирцов и можарян, которые живут в Темникове, судити и ведати их по старине…». Сохранилась также грамота царя Василия Шуйского 1608 года, пожалованная князю Акчурину, как говорится в документе, за «службу и раденье вымороченым княж Акчуриным княженьем Караева над мордвою Каршинского беляка судом и пошлинами». Как видим, в тексте упомянут Каршинский беляк, то есть бейлик, княжество каршинских башкир. Вообще, пришлая тюркская знать – ногайцы, крымцы и башкиры – сыграли выдающуюся роль в истории Мещеры. Под их влиянием финноязычная мещёра, разновидность мордовского этноса, приняла ислам и перешла на тюркский язык. Так возникли мишари – ныне субэтнос татарского народа.
Народ служивый и военный
Интеграция Башкирии в состав Русского государства происходила по старой схеме, то есть по правовой традиции Чингизидов – за башкирами сохранялось вотчинное право на землю, гарантировалась свобода вероисповедания, сохранялась внутренняя автономия. В обмен они должны были нести воинскую повинность, что для них было привычным делом. Башкирские воины участвовали в борьбе с интервентами во время Смутного времени, в Крымском и Азовских походах конца XVII века, в Северной войне 1700-1721 годов, наконец, в Прусском походе 1757 года во время Семилетней войны. Осенью 1756 года аул Каршин, ныне Шарипово, стал местом формирования двух пятисотенных полков из башкир и мишарей Уфимской провинции для отправки в действующую армию. Эта команда приняла участие в знаменитом сражении под Гросс-Егерсдорфе, где русская армия одержала победу над прусскими войсками Фридриха II.
Вотчиной башкир рода Каршин была вся долина реки Кармасан, что в центре исторического Башкортостана. Каршин ныне населяют такие села и деревни Кушнаренковского района Башкортостана, как Шарипово, Верхнеакбашево, Нижнеакбашево, Среднеакбашево, Новоакбашево, Мамяково, Старогумерово, Бишкази, Угузево, а также Юлушево, Асаново Уфимского района. В Благоварском районе башкиры-каршинцы проживают в селениях Агарды и Кугуль.


Деревни:

#Мамяково #Шарипово #Акбашево Нижнее, Среднее, Верхнее #Асаново #Юлушево

Документы по теме: