Карточки

Новость

История башкирских родов том 30(2) ЮРМАТЫ (Сборник документов и материалов)

Научное издание посвящено истории башкирского родового объединения Юрматы, представители которого населяют юго-западную часть Республики Башкортостан. Объектом исследования второй части данного тома являются башкиры-юрматынцы, проживающие на территории Гафурийского и Ишимбайского районов Республики Башкортостан. В книге отражены основные этапы истории башкир названного объединения. Книга найдет своего читателя в лице ученых, краеведов и тех, для кого важна память о предках.

Новость

История башкирских родов том 30(1) ЮРМАТЫ (Сборник документов и материалов)

Научное издание посвящено истории башкирского родового объединения Юрматы, представители которого населяют юго-западную часть Республики Башкортостан. Объектом исследования первой части данного тома являются башкиры-юрматынцы, проживающие на территории Мелеузовского, Стерлибашевского, Стерлитамакского и Федоровского районов Республики Башкортостан, а также Нижнесергиевского района Оренбургской области. В книге отражены основные этапы истории башкир названного поразделения. Книга найдет своего читателя в лице ученых, краеведов и тех, для кого важна память о предках.

Новость

ФЕНОМЕН ГОРЫ ТОРАТАУ

"... Как свидетельствует И. Л. Лепёхин, в «книге Чингыз», т. е. «Кысса-и Чингиз-хан», «много о сей горе написано». Причем содержание написанного относительно Торатау внушало башкирам священный трепет. К сожалению, в известных нам списках сказания сохранилась лишь ничтожная часть первоначальной информации. В одном из них, опубликованном в «Антологии башкирской литературы», говорится, что матерью ДуюнБаяна (Добун-Мергена монгольских хроник), предка Чингиз-хана, была дочь некоего Алтын-хана по имени Гулямалик-Курекле, которая забеременела от наития солнечного луча, т. е. божества. Узнав об этом, родители отправили ее в путешествие: они посадили ее близ горы Торатау в большую золотую лодку и пустили вниз по течению реки, вероятно Агидели (Белой), к берегам моря Тун. По пути следования это судно захватил монгольский князь Тумавыл-Мерген, женился на Гулямалик-Курекле, после чего у них родился сын Дуюн-Баян. Таким образом, автор сочинения проводил мысль, что родоначальник монголов по линии матери был по происхождению башкиром, а его дед Алтын-хан жил близ горы Торатау. На этом основании данная гора считалась тем символическим местом, где было положено начало башкирской политии, основанной на вотчинном праве и возникшей в результате последующих договоренностей якобы с самим Чингиз-ханом. Исходя из этого, выясняется этиология почти религиозного почитания горы Торатау. Тому причиной стал политический миф башкир. Однако по-прежнему остается неясным вопрос, почему он географически был «привязан» именно к горе Торатау, а не к другому подобному объекту? По всей видимости, в домонгольское время она уже считалась священной и олицетворяла собой Центр Мира, поэтому и была избрана в качестве отправной точки упомянутого мифа. В любом случае, в прошлом гора Торатау была одним из главных объектов сакральной географии Башкирии..."

Новость

История башкирских родов том 29 КУБАЛЯК, КУВАКАН, ТЕЛЯУ (Сборник документов и материалов)

Научное издание посвящено истории башкирских родов Кубаляк, Кувакан и Теляу, представители которого населяют восточную часть исторического Башкортостана. Объектом исследования данного тома являются башкиры-кубаляки, куваканцы и телевцы, проживающие на территории Абзелиловского. Белорецкого и Учалинского районов Республики Башкортостан. В книге отражены основные этапы истории башкир названных подразделений. Книга найдет своего читателя в лице ученых, краеведов и тех, для кого важна память о предках.

Новость

История башкирских родов том 28(3) ТАБЫН (Сборник документов и материалов)

Научное издание посвящено истории башкирского рода Табын, представители которого населяли центральную и восточную,а также юго-западную части исторического Башкортостана. Объектом исследования третьей части данного тома являются башкиры-табынцы, проживающие на территории Александровского и Красногвардейского районов Оренбургской области. В книге отражены основные этапы истории табынских башкир. Книга найдет своего читателя в лице ученых, краеведов и тех, для кого важна память о предках.

Новость

ШЕЙХ ЗАЙНУЛЛА РАСУЛЕВ

Если бы не внимание и ласка высокочтимого шейха,  кто знает, может быть, и я в свои пятнадцать лет,  как и многие другие мои сверстники,  стал бы обычным приказчиком у богатых торговцев. (А.-З. Валиди Тоган «Воспоминания»).
Сафуат Рахманкулова, внучка знаменитого шейха, касаясь вопроса этнического происхождения своего отца муфтия ‘Абд ар-Рахмана Расулева, сына шейха Зайнуллы Расулева, писала: «По отцовской ветви отец наш родом из башкирского племени Куакан. Степени родословной идут из далекого прошлого: Ятаби, Янши, Уразгали, Марат (т. е. Мурад. – ред.), Султанай, Гашик, Байрамкул, Муса, Расул».



Новость

МУЛЛАЯН ХАЛИКОВ – СПОДВИЖНИК А.-З. ВАЛИДИ

В начале сентября 1920 г. в каспийском порту Петровск, ныне это город Махачкала, остановился поезд, следовавший из Баку в Астрахань. В одном из купе находились делегаты прошедшего в Баку съезда народов Востока – А.-З. Валиди, Абдрашид Бикбавов и Муллаян Халиков. По их лицам блуждала тень щемящей сердце грусти, – той, что охватывает при прощании с людьми, с которыми довелось пережить самые отчаянные моменты в жизни. 

Новость

ИЛЬДАРХАН МУТИН – СПОДВИЖНИК А.-З. ВАЛИДИ (биографический очерк)

Башкирское национальное движение оформилось в идейное и политическое течение сразу же после Февральской революции. Оно выступало за федерализацию России и учреждение автономной Башкирской республики в её составе. В его рядах с самых первых практических действий принимали участие представители семьи Мутиных.

Новость

ШЕЙХ ‘АБДУЛ-ХАКИМ КУРБАНГАЛИЕВ (Краткая биография)

‘Абдул-Хаким Курбангалиев родился в 1809 г., вероятно, в ныне несуществующем ауле Исмагил Челябинского уезда, который относился к Айлинской волости V башкирского кантона. На Исмагилово, как место рождения будущего шейха, указывает то, что он указан жителем этого селения в возрасте 2 лет.

Новость

§ 3. БАШКИРЫ ЗАУРАЛЬЯ В БАШКИРСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ НАЧАЛА XX в.

В начале XX в. башкиры, жившие в Троицком и Челябинском уездах Оренбургской губернии, а также в Шадринском уезде Пермской губернии, по всем параметрам социального и культурного измерения представляли собой единое целое с остальной частью башкирского народа и жили теми же чаяниями, что и их соплеменники из других уездов Оренбургской и Уфимской губерний. Находясь на высоком уровне политического развития и самосознания, они энергично включились в башкирское национальное движение с началом революционных событий в 1917 г.