Карточки

Новость

История башкирских родов том 29 КУБАЛЯК, КУВАКАН, ТЕЛЯУ (Сборник документов и материалов)

Научное издание посвящено истории башкирских родов Кубаляк, Кувакан и Теляу, представители которого населяют восточную часть исторического Башкортостана. Объектом исследования данного тома являются башкиры-кубаляки, куваканцы и телевцы, проживающие на территории Абзелиловского. Белорецкого и Учалинского районов Республики Башкортостан. В книге отражены основные этапы истории башкир названных подразделений. Книга найдет своего читателя в лице ученых, краеведов и тех, для кого важна память о предках.

Новость

История башкирских родов том 28(3) ТАБЫН (Сборник документов и материалов)

Научное издание посвящено истории башкирского рода Табын, представители которого населяли центральную и восточную,а также юго-западную части исторического Башкортостана. Объектом исследования третьей части данного тома являются башкиры-табынцы, проживающие на территории Александровского и Красногвардейского районов Оренбургской области. В книге отражены основные этапы истории табынских башкир. Книга найдет своего читателя в лице ученых, краеведов и тех, для кого важна память о предках.

Новость

ШЕЙХ ЗАЙНУЛЛА РАСУЛЕВ

Если бы не внимание и ласка высокочтимого шейха,  кто знает, может быть, и я в свои пятнадцать лет,  как и многие другие мои сверстники,  стал бы обычным приказчиком у богатых торговцев. (А.-З. Валиди Тоган «Воспоминания»).
Сафуат Рахманкулова, внучка знаменитого шейха, касаясь вопроса этнического происхождения своего отца муфтия ‘Абд ар-Рахмана Расулева, сына шейха Зайнуллы Расулева, писала: «По отцовской ветви отец наш родом из башкирского племени Куакан. Степени родословной идут из далекого прошлого: Ятаби, Янши, Уразгали, Марат (т. е. Мурад. – ред.), Султанай, Гашик, Байрамкул, Муса, Расул».



Новость

МУЛЛАЯН ХАЛИКОВ – СПОДВИЖНИК А.-З. ВАЛИДИ

В начале сентября 1920 г. в каспийском порту Петровск, ныне это город Махачкала, остановился поезд, следовавший из Баку в Астрахань. В одном из купе находились делегаты прошедшего в Баку съезда народов Востока – А.-З. Валиди, Абдрашид Бикбавов и Муллаян Халиков. По их лицам блуждала тень щемящей сердце грусти, – той, что охватывает при прощании с людьми, с которыми довелось пережить самые отчаянные моменты в жизни. 

Новость

ИЛЬДАРХАН МУТИН – СПОДВИЖНИК А.-З. ВАЛИДИ (биографический очерк)

Башкирское национальное движение оформилось в идейное и политическое течение сразу же после Февральской революции. Оно выступало за федерализацию России и учреждение автономной Башкирской республики в её составе. В его рядах с самых первых практических действий принимали участие представители семьи Мутиных.

Новость

ШЕЙХ ‘АБДУЛ-ХАКИМ КУРБАНГАЛИЕВ (Краткая биография)

‘Абдул-Хаким Курбангалиев родился в 1809 г., вероятно, в ныне несуществующем ауле Исмагил Челябинского уезда, который относился к Айлинской волости V башкирского кантона. На Исмагилово, как место рождения будущего шейха, указывает то, что он указан жителем этого селения в возрасте 2 лет.

Новость

§ 3. БАШКИРЫ ЗАУРАЛЬЯ В БАШКИРСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ НАЧАЛА XX в.

В начале XX в. башкиры, жившие в Троицком и Челябинском уездах Оренбургской губернии, а также в Шадринском уезде Пермской губернии, по всем параметрам социального и культурного измерения представляли собой единое целое с остальной частью башкирского народа и жили теми же чаяниями, что и их соплеменники из других уездов Оренбургской и Уфимской губерний. Находясь на высоком уровне политического развития и самосознания, они энергично включились в башкирское национальное движение с началом революционных событий в 1917 г. 

Новость

МУСА МУРТАЗИН (Биографический очерк)

Муса Лутович Муртазин — видный военный деятель, активный участник гражданской войны в России, деятель Башкирского национального движения, комбриг. 

На фронтах Гражданской войны о нем и его бригаде слагали легенды. Он дважды был в лагере белых, столько же раз в лагере красных, однако, несмотря на ярлык «золотопогонника» и бывшего колчаковца, сделал головокружительную карьеру, став сначала руководителем Советского Башкортостана, а затем одним высших чинов Красной Армии. Как удалось мятежному комбригу Мусе Муртазину выстоять в горниле Гражданской войны и почему не удалось пережить роковой 1937 год?


Новость

ЛИК САЛАВАТА

Салават Юлаев – национальный герой Башкортостана. Его именем названы целый город, сельский район, хоккейный клуб, улицы, проспекты. О нем и его повстанческой деятельности написаны монографии и художественные произведения, имеются сотни научных статей, журнальных и газетных публикаций. Однако многие из них грешат однобокостью, попытками подогнать исторический материал под современные их авторам концепции. Для авторов консервативно-охранительной направленности дореволюционного периода и современности он был и остается разбойником, посягнувшим на государственные устои. Для тех, кто придерживался более широких в философском отношении концепций, Салават был закономерным явлением сложного процесса интеграции национальных окраин, в частности Башкирии, в государственную систему Российской империи. Кинематограф создал художественный образ героя, сильно отличающийся от реальной исторической личности...

Новость

БАШКИРЫ ТОК-ЧУРАНА И ИРГИЗ-КАМЕЛИКА И БАШКИРСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ

В начале XX в. башкиры, жившие на территории Бузулукского, Бугульминского, Бугурусланского и Николаевского уездов Самарской губернии, а также Оренбургского уезда Оренбургской губернии, по всем параметрам социального и культурного измерения представляли собой единое целое с остальной частью башкирского народа и жили теми же чаяниями, что и их соплеменники из других уездов Оренбургской и Уфимской губерний. Находясь на высоком уровне политического развития и самосознания, с началом революционных событий в 1917 г. они энергично включились в башкирское национальное движение. Документы свидетельствуют, что повестка дня для всех без исключения башкир была одна – достижение автономии и возвращение незаконно отнятых земель. Собственно понимание смысла национальной автономии увязывалось ими с идеей передачи всех башкирских земель под управление собственного башкирского правительства. Одним словом, подобно птице Феникс, возродились представления о традиционной модели взаимоотношений между Московским царством и Российской империей с одной стороны и башкирами – с другой, существовавшей в XVII–XVIII вв.