Карточки

Новость

ЛИК САЛАВАТА

Салават Юлаев – национальный герой Башкортостана. Его именем названы целый город, сельский район, хоккейный клуб, улицы, проспекты. О нем и его повстанческой деятельности написаны монографии и художественные произведения, имеются сотни научных статей, журнальных и газетных публикаций. Однако многие из них грешат однобокостью, попытками подогнать исторический материал под современные их авторам концепции. Для авторов консервативно-охранительной направленности дореволюционного периода и современности он был и остается разбойником, посягнувшим на государственные устои. Для тех, кто придерживался более широких в философском отношении концепций, Салават был закономерным явлением сложного процесса интеграции национальных окраин, в частности Башкирии, в государственную систему Российской империи. Кинематограф создал художественный образ героя, сильно отличающийся от реальной исторической личности...

Новость

БАШКИРЫ ТОК-ЧУРАНА И ИРГИЗ-КАМЕЛИКА И БАШКИРСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ

В начале XX в. башкиры, жившие на территории Бузулукского, Бугульминского, Бугурусланского и Николаевского уездов Самарской губернии, а также Оренбургского уезда Оренбургской губернии, по всем параметрам социального и культурного измерения представляли собой единое целое с остальной частью башкирского народа и жили теми же чаяниями, что и их соплеменники из других уездов Оренбургской и Уфимской губерний. Находясь на высоком уровне политического развития и самосознания, с началом революционных событий в 1917 г. они энергично включились в башкирское национальное движение. Документы свидетельствуют, что повестка дня для всех без исключения башкир была одна – достижение автономии и возвращение незаконно отнятых земель. Собственно понимание смысла национальной автономии увязывалось ими с идеей передачи всех башкирских земель под управление собственного башкирского правительства. Одним словом, подобно птице Феникс, возродились представления о традиционной модели взаимоотношений между Московским царством и Российской империей с одной стороны и башкирами – с другой, существовавшей в XVII–XVIII вв.

 
Новость

БУРАЕВСКАЯ АВТОНОМИЯ И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Образование Башкирской Республики в ее современных очертаниях не было одномоментным актом. Она рождалась в огне гражданской войны и в ее создании участвовали не только башкиры юго-востока и северо-востока исторической Башкирии, но и башкиры северо-запада. Первыми из их числа за идею автономии в массовом порядке выступили башкиры села Бураево, взявшиеся за оружие в самый отчаянный и критический момент истории. 

Новость

ТЮЛЬКУЧУРА-БАТЫР И ЕГО СОРАТНИКИ

Тюлькучура Алдагулов (Аллагулов) был одним из вождей башкирского восстания 1735-1740 гг. Биографические сведения о нем крайне скудны. Известно, что он был одним из «лучших людей» Кудейской волости Сибирской дороги. Он упоминается в коллективной челобитной 1732 года о защите вотчинных прав башкирского народа, адресованной императрице Анне Иоанновне. От имени Кудейской волости под обращением подписались следующие лица: Абдук Килчурин, Бекчедар-батыр Туюков, Юсуп-тархан Теперичев, Исекей-тархан Малдуров, Тюлькучура Алдагулов и его брат Итжимяс. 

Новость

22 марта, в селе Бураево состоялась научно-практическая конференция, посвященная 100-летию провозглашения Бураевского Башкирского автономного кантона.

До обеда во всех трех школах райцентра прошли показательные уроки истории, во время которых учащиеся демонстрировали свои познания по данному вопросу и относительно истории образования Башкирской Республики в целом. Затем была пленарная часть, во время которой с докладами выступили Н. М. Калмантаев (доцент БГУ, к.и.н.), С. И. Хамидуллин (журналист, сотрудник ИИЯЛ УНЦ РАН, к.и.н.), И. Р. Саитбатталов (доцент БГУ, к.филол.н.), М. Ш. Салимов (писатель, уроженец Бураевского р-на), А. Ш. Ярмуллин (историк-архивист), Лариса Абдуллина (поэтесса), Р. Р. Бахтиев (краевед) и другие. Также была открыта мемориальная доска идейным вдохновителям движение бураевских башкир. 

Новость

Проект «Идель-Урал» жив?

На 24 марта запланирована конференция «Наследие Галимджана Ибрагимова», посвященная 100-летию образования Республики Башкортостан и приуроченная к 80-летию его трагической гибели. Правда, не совсем понятно, как взаимосвязаны эти события.
Новость

Мурад Рамзи. Талфик аль-ахбар ва талких аль-асар фи вакаи‘ казан ва булгар ва мулюк ат-татар

Данное издание является переводом на русский язык первого тома сочинения башкирского историка и богослова Мурада Рамзи аль-Мензелеви аль-Мекки «Талфик аль-ахбар ва талких аль-асар фи вакаи‘ Казан ва Булгар ва мулюк ат-татар» (‘Нанизывание вестей и оживление преданий о событиях, произошедших в Казани и Булгаре, а также о татарских царях’), которое стало значительным явлением в общественно-политической и культурной жизни Урало-Поволжья начала XX в. Оно вызвало восторженные отклики у представителей тюрко-мусульманской интеллигенции и резко отрицательные оценки со стороны правительственных цензоров. В итоге изданный в 1908 г. труд оказался под запретом. Перевод книги снабжен вступительной статьей и историческими комментариями. Издание рассчитано на ученых-этнологов, а также специалистов по истории кочевников Евразии и Золотой Орды.

Новость

Экземпляры 28(2) тома "Истории башкирских родов"

Научное издание посвящено истории башкирского рода Табын, представители которого населяли центральную и восточную части исторического Башкортостана. Объектом исследования 2-ой части данного тома являются башкиры-табынцы, проживающие на территории Учалинского района Республики Башкортостан, Аргаяшского, Сосновского, Уйского районов Челябинской области, а также Сафакулевского района Курганской области. В книге отражены основные этапы истории табынских башкир. 
Новость

Экземпляры 28(1) тома "Истории башкирских родов"

Научное издание посвящено истории башкирского рода Табын, представители которого населяли центральную и восточную части исторического Башкортостана. Объектом исследования 1-ой части данного тома являются башкиры-табынцы, проживающие на территории Архангельского, Аургазинского, Гафурийского, Давлекановского и Кармаскалинского районов Республики Башкортостан. В книге отражены основные этапы истории табынских башкир.
Новость

История деревни Башкирские Сууксы а ныне именуемой Татарские Сууксы

Сууксы - поселение башкир при одноименной реке в 40 верстах от Мензелинска Канбарской тюбы Енейской волости, с 1866 г. - Семиостровской. В одном из документов, описывающем деревни в 1896 г. она называлась Татарские Сууксы[1], хотя татар, тем более в сословии припущенников военного звания, здесь не было. Несмотря на усиление на рубеже XIX – XX вв. идеалогии или проекта татарской нации, деревня Сууксы, в отличии от другой башкирской деревни - Азиаба (Азиабей), сохранила к 20 годам прошлого столетия, в своем названии родной этноним. Это подтверждается известной картой, созданной под руководство Ивана Афанасьевича Стрельбицкого (издания 1919-1920. Восток)[2].