Карточки

Новость

С Юбилеем Муртаза Губайдуллович!

Муртаза Губайдуллович, мы безмерно благодарны Вам за оказанную поддержку, так как без Вас подобная задача вряд ли была бы осуществлена. Мы поздравляем Вас с юбилеем, желаем крепкого здоровья, долгих лет жизни и жизненного оптимизма!

Новость

История башкирских родов том 32 Тамъян (Сборник документов и материалов)

Научное издание посвящено истории башкирского родового объединения Тамъян, представители которого населяют юго-восточную, центральную, западную и юго-западную части исторического Башкортостан. Объектом исследования являются башкиры-тамъянцы, проживающие на территории Абзелиловского, Белорецкого, Куюргазинского, Мелеузовского, Миякинского, Туймазинского, Чекмагушевского, Шаранского районов Республики Башкортостан, Асекеевского района Оренбургской области и Сармановского района Республики Татарстан. В книге отражены основные этапы истории башкир названного родового объединения. Книга найдет своего читателя в лице ученых, краеведов и тех, для кого важна память о предках.
Новость

История башкирских родов том 31(2) Бурзян (Сборник документов и материалов)

Научное издание посвящено истории башкирского родового объединения Бурзян, представители которого населяют юго-восточную часть Республики Башкортостан. Объектом исследования второй части данного тома являются башкиры-бурзянцы, проживающие на территории Альшеевского, Давлекановского, Дюртюлинского, Зианчуринского, Илишевского, Кугарчинского, Куюргазинского, Миякинского, Стерлибашевского, Федоровского районов Республики Башкортостан. В книге отражены основные этапы истории башкир названного родового объединения. Книга найдет своего читателя в лице ученых, краеведов и тех, для кого важна память о предках.
Новость

Балыкчинсы в XIX в. смогли, а смогут ли сейчас?

К началу XIX в., как свидетельствуют материалы, например, VII ревизии населения (1816 г.), в аулах родовой группы Балыксы (их потомки проживают в основном в Аскинском районе РБ) насчитывалось лишь около 1000 жителей обоего пола в 9 аулах Балыкчинской волости (в основе волостного деления Исторической Башкирии лежало родовое деление башкир). Именно их предки подверглись геноциду, устроенному полковником А.И. Тевкелевем в ауле Сеянтус в ходе подавления башкирского восстания 1735-1740 гг. Это событие - яркий пример тяжелых демографических потерь башкирского народа в XVIII веке – периоде постоянных восстаний башкир, отстаивавших свои законные права на вотчинные земли и права. 

Новость

История башкирских родов том 31(1) Бурзян (Сборник документов и материалов)

Научное издание посвящено истории башкирского родового объединения Бурзян, представители которого населяют юго-восточную часть Республики Башкортостан. Объектом исследования первой части данного тома являются башкиры-бурзянцы, проживающие на территории Абзелиловского, Баймакского, Бурзянского и Хайбуллинского районов Республики Башкортостан. В книге отражены основные этапы истории башкир названного родового объединения. 

Новость

АЛДАР-БАТЫР

Алдар Исекеев был самой значительной фигурой в башкирской истории XVIII в., хотя в течение этого бурного столетия на историческую арену выходило много других персонажей эпического масштаба. Это Тулькучура Алдагулов, Юсуп Арыков, Бепеня Турупбердин, Кильмяк Нурушев, Салават Юлаев и др. Но все они при несомненных качествах военных и духовных лидеров башкирского народа все же уступали Алдару по степени воинского, полководческого и, главное, политического дарования. Знаменитый батыр вынашивал грандиозные геополитические проекты, которым в силу разных причин не было суждено осуществиться. Однако размах его замыслов до сих пор поражает своей смелостью. Впоследствии имя знаменитого батыра и тархана было почти забыто, ибо его затмила яркая звезда другого батыра – Салавата Юлаева, личность которого была наиболее релевантной образу борца за социальную справедливость, «за нашу и вашу свободу», востребованному исторической ситуацией второй половины XIX–первой половины XX вв.

Новость

История башкирских родов том 30(2) ЮРМАТЫ (Сборник документов и материалов)

Научное издание посвящено истории башкирского родового объединения Юрматы, представители которого населяют юго-западную часть Республики Башкортостан. Объектом исследования второй части данного тома являются башкиры-юрматынцы, проживающие на территории Гафурийского и Ишимбайского районов Республики Башкортостан. В книге отражены основные этапы истории башкир названного объединения.

Новость

История башкирских родов том 30(1) ЮРМАТЫ (Сборник документов и материалов)

Научное издание посвящено истории башкирского родового объединения Юрматы, представители которого населяют юго-западную часть Республики Башкортостан. Объектом исследования первой части данного тома являются башкиры-юрматынцы, проживающие на территории Мелеузовского, Стерлибашевского, Стерлитамакского и Федоровского районов Республики Башкортостан, а также Нижнесергиевского района Оренбургской области. В книге отражены основные этапы истории башкир названного поразделения.

Новость

ФЕНОМЕН ГОРЫ ТОРАТАУ

"... Как свидетельствует И. Л. Лепёхин, в «книге Чингыз», т. е. «Кысса-и Чингиз-хан», «много о сей горе написано». Причем содержание написанного относительно Торатау внушало башкирам священный трепет. К сожалению, в известных нам списках сказания сохранилась лишь ничтожная часть первоначальной информации. В одном из них, опубликованном в «Антологии башкирской литературы», говорится, что матерью ДуюнБаяна (Добун-Мергена монгольских хроник), предка Чингиз-хана, была дочь некоего Алтын-хана по имени Гулямалик-Курекле, которая забеременела от наития солнечного луча, т. е. божества. Узнав об этом, родители отправили ее в путешествие: они посадили ее близ горы Торатау в большую золотую лодку и пустили вниз по течению реки, вероятно Агидели (Белой), к берегам моря Тун. По пути следования это судно захватил монгольский князь Тумавыл-Мерген, женился на Гулямалик-Курекле, после чего у них родился сын Дуюн-Баян. Таким образом, автор сочинения проводил мысль, что родоначальник монголов по линии матери был по происхождению башкиром, а его дед Алтын-хан жил близ горы Торатау. На этом основании данная гора считалась тем символическим местом, где было положено начало башкирской политии, основанной на вотчинном праве и возникшей в результате последующих договоренностей якобы с самим Чингиз-ханом. Исходя из этого, выясняется этиология почти религиозного почитания горы Торатау. Тому причиной стал политический миф башкир. Однако по-прежнему остается неясным вопрос, почему он географически был «привязан» именно к горе Торатау, а не к другому подобному объекту? По всей видимости, в домонгольское время она уже считалась священной и олицетворяла собой Центр Мира, поэтому и была избрана в качестве отправной точки упомянутого мифа. В любом случае, в прошлом гора Торатау была одним из главных объектов сакральной географии Башкирии..."