На радио "Эхо Москвы в Уфе" начался цикл передач о башкирской истории

Еней


прослушать:  История башкирских родов на Эхо Москвы 

Предлагаем вниманию читателей портала стенограмму передачи на радио Эхо Москвы в Уфе «История башкирских родов» выпуск 2 от 16 июня 2017 г.  Стенограммы остальных выпусков будут размещены в разделе Книги - публицистика.

Ведущий: Максим Курников (М)

Эксперт: кандидат исторических наук Салават Хамидуллин, , руководитель проекта «История башкирских родов» (С)

 М: Здравствуйте, в эфире программа «История башкирских родов». В студии Максим Курников и директор АНО «ЦИИНБ Шежере», кандидат исторических наук Салават Хамидуллин.

С: Здравствуйте!

М: Нашу вторую программу мы посвящаем истории одного конкретного рода. Напоминаю, мы идем по географическому принципу с северо-запада на восток. И первый род, об истории которого мы будем говорить, - это род Еней. Какие первые упоминания о нем в исторических источниках?

С: Вообще, считается не только в нашей российской историографии, этнологии, но и в венгерской, что племя Еней (по-венгерски Енё) упоминается в работе Константина Багрянородного «Об управлении империей». Там перечисляются 8 племен Венгерской орды или конфедерации, среди них есть и  Гена (Генё) и считается, что как раз Гена, Енё, Генё, Еней – это одно и тоже.

М: Тут стоит сделать небольшое историческое отступление и объяснить при  чем тут Венгрия. Уже много лет венгерские археологи работают в Башкортостане и Оренбургской области. Ведь одна из основных версий гласит о том, что древние венгры пришли с территории Южного Урала. По разным причинам, климат или нападение кочевников, но венгры ведут свою историю именно отсюда. На это указывает множество источников, как археологических, так и письменных. Но самый главный, это посещение делегации венгров здешних мест через два века после переселения, которая зафиксировала то, что язык еще можно было понимать, а предания подвердились. Именно поэтому отсылка к Венгрии нас не должна удивлять. Продолжая разговор, к какому веку относится первый указанный Вами источник?

С: Нет, я сказал, что первое упоминание о племени Енё есть у византийского императора Константина Багрянородного. Это X век. Но самая древняя хроника о венграх - Gesta Hungarorum, ее по-разному датируют, но там говорится о том, что венгры пришли с восточной стороны Волги из Великой Скифии. И вот поэтому, проникшие в XII веке на территорию Поволжья Юлиан и венгерский монах-францисканец с товарищами нашли здесь своих родственников, т.е. остатки тех венгров, которые еще говорили на венгерском. Но самое главное, сообщается, что они искали прародину венгров Mаgna Hungaria (Великую Венгрию) или старейшую (Major) Венгрию  и якобы здесь ее нашли. Историки до сих пор ломают голову, где она локализована. И до сих пор единого мнения нет.

М: Ну, есть  предположения, что это Южный Урал,  но конкретных границ трудно указать. Археологи как раз над этим работают. Возвращаясь к роду, какова ее территория?

С: На территории Башкортостана почти не осталось енейских селений, вернее на их родовой территории. В Краснокамском районе деревни Сауз и Саузбаш, одна-две деревни на левом берегу Белой в Илишевском районе. Основная территория племени Еней осталась на территории Татарстана, после национально-территориального размежевания. Это весь Агрызский район РТ и часть вотчин енейцев находится на территории Актанышского. Огромное количество енейских деревень осталось под водой. Особенно вот деревня Ушар, огромная деревня с множеством аймаков, ушло под воду Нижнекамского вдхр.

М: Мы говорили в первой передаче, что башкирские рода отличались другу от друга и культурно, и экономически своим укладом жизни. Каков был уклад у енейцев?

С: Скорее всего, они испокон веков, по крайней мере с эпохи позднего средневековья - были земледельцами, рубили лес, ловили рыбу. А по культуре, мы можем видеть только какие они сейчас. Даже Сергей Руденко, известный этнолог, писавший о башкирах, мало написал о них. Ему все-таки были интересны восточные башкиры, которые сохранялись где-то в первозданном виде. Ему были интересны элементы полукочевого быта, кибитки и т.д. Я думаю, к тому времени енейцы уже мало отличались от соседних народов.

М: Близость к Волге сыграла свою роль.

С: Естественно.

М: Каковые основные вехи их истории?

С: Как и все башкирские роды они приняли русское подданство. Правда, не осталось никаких свидетельств. Дело в том, что этот оседлый, земледельческий образ жизни не способствует сохранению исторической памяти. Даже немецкая социология утверждает, что только у народов всаднического, военно-кочевого уклада есть понимание начала и конца истории, а земледельца живут природными циклами. Здесь уже историия не фиксируется. Я не сомневаюсь, у них была и шежере и все другое, но потом все пропасло. Хотя есть соседний земледельческий род Гайна, у них все сохранилось. Т.е. все не так однозначно.

М: В каком веке к ним пришел ислам? И какой он был?

С: Мы может говорить обо всем только гадательно. Мы даже не можем утверждать, что енейцы там жили всегда. И поэтому где они приняли ислам также трудно судить.  Скорее всего, там жили раньше удмурты, а позднее их оттеснили тюрки-енейцы как более воинственные. Одно я могу сказать. Помните, мы в прошлой передаче говорили о Иоганке Венгре, который приехала сюда как миссионер-католик и нашел государя Баскардии «полностью зараженным сарацинским заблуждением». Это XIII век. И там при дворе уже были сарацинские (исламские) ученые, с которыми они спорили . Т.е. к началу XIV века ислам уже пустил корни. А когда он пришел? Вот есть раннеаланский курган IX века возле д. Левашовка около Стерлитамака, где археологи зафиксировали элементы мусульманского погребального обряда. Т.е поэтому этот процесс был очень длительный. У нас сохранилось много могил святых. Есть гора Ауштау, где похоронен Мухаммад Рамазан аль-Ауш, на камне там написано: пришел сюда в век Берке хана, т.е. в XIII веке. А какой ислам сю да пришел? Естественно, суфийский, через суфийских проповедников. Т.е. ислам не может быть суфийским, но можно сказать, что был ориентирован на суфийские ценности.

М: Как все это перемешивалось с языческими обычаями?

С: Еще в XIX веке прослеживается языческий пласт культуры, но это нормально. В каждом народе произошло сохранение некоторых древних обычаев. Даже у арабов.

М: Ранее мы говорили, что ранее на землях енейцев жили удмурты. Произошло ли какое-то заимствование культур.

С: Безусловно. Это было. При чем не только культуры, но и девушек в жены брали, т.е. смешение народов. Весь севере Башкортостана долгое время был ареной таких контактов между башкирами и угро-финскими народами, которые жили там издревле.

М: Из чего состоит книга о роде Еней?

С: Как и все тома, она состоит из исторической части, шежере, ревизских сказов, переписей. Это серьёзная помощь тем, кто хочет составить генеологию, интересуется своей историей.

М: Все ли енейцы считают себя башкирами?

С: Поскольку живут они в Татарстане. В начале XX века, когда нарезались земли, они остались там, а потом там проводилась жесткая национальная политика на создание татарской нации, многие енейцы забыли свое происхождение. Вернее так, они говорят, что они татары башкирского происхождения. А те, кто живет в Башкортостане, многие помнят о своих корнях.

М: Еней- это не самый изученный род, да? Это происходит из-за того, что он в таком раздробленном виде, между двух республик остался?

С: Отчасти да. Власти Татарстана нервно реагируют на изучение родов.

М: Насколько венгерский след в современной башкирской историографии заметен?

С: У нас идет бросание из крайности в крайность. До революции было принято считать, что башкиры и венгры – одно и тоже, а башкиры просто тюркизированы были. Даже Гумилев об этом писал. В советский период от этого отошли. Сейчас заново идет повышенное внимание к этому вопросу. Истина посередине. Еней, юрми, юрматы имелись у венгров и есть у башкир, это то, что объединяет два народа.

М: Хорошо. У нас был в гостях директор центра Шежере, кандидат исторических наук Салават Хамидуллин. В следующих передачах мы продолжим движение с запада на восток в освещении истории башкирских родов. До свидания!

С: До свидания!

Стенограммы других передач проекта будут вывешены в разделе Книги. Публицистика.

Возврат к списку