Прошел 7 съезд рода Канглы

Седьмой съезд башкирского рода Канглы прошел 9 декабря 2016 года в г. Нефтекамске. Он был приурочен к 5-летию со дня регистрации Устава Региональной общественной организации башкирского рода Канглы в Минюсте, 100-летию со дня образования БАССР и  830-летию со дня основания Канглинский волости (улуса).
На съезде приняли участие делегации из районов и городов, где компактно проживают представители рода Канглы. Присутствующих в зале приветствовали: заместитель председателя Северной межрегиональной организации «Курултай (конгресс) башкир» Денисламова Г.А., представитель администрации городского округа город Нефтекамск Такиуллина А.Н., председатель исполкома курултая башкир г. Нефтекамска Утякаев А.Н.,  поэтесса, представитель из родового подразделения Юракты Канглы Назарова Т.Ф.
На съезде с докладом выступили краевед, писатель, член Союзов писателей РФ, РБ, председатель Совета Региональной общественной организации башкирского рода Канглы Шарипов Ф.Я., Региональный представитель АНО Центр изучения исторического наследия Башкортостана «Шежере» Гайнутдинов М.Г.

Вниманию читателей портала "БАШКИРИКА" предлагаем материалы съезда. Мнение редакции портала может не совпадать с публикуемыми материалами.
   Доклад для седьмого съезда председателя Совета Региональной общественной организации башкирского рода Канглы, краеведа, историка, прозаика, члена Союзов писателей РФ и РБ Фаниля Шарипова. 
 09.12.2016г.
image (2).jpg

Жизнь народов Российской Федерации напрямую связана с национальной политикой, проводимой в стране. Еще в начале 90-х годов двадцатого столетия, во время становления демократии в России, мы надеялись, что пришла власть, которая будет проводить национальную политику в интересах всех народов России. Как же мы заблуждались! Сегодня уже становится неприличным говорить о национальных проблемах. Такие слова как «Суверенитет», «Права народов» вообще уходят из политического лексикона. А вот закрытие национальных школ, сокращение уроков родного языка, ликвидация регионального компонента в школьных программах стало нормой. Само понятие «Федерализм» находится уже под реальной угрозой.
Сегодня некоторые чиновники небашкирского происхождения ищут экстремизм в республике, где исторически культивируется многовековая дружба народов, где привыкли решать межнациональные проблемы путем переговоров, а не запугиванием.
На этот счет хочется сказать этим господам - не ищите экстремизм там, где его нет. Башкиры не тот народ, который можно легко напугать. Хочется посоветовать господам, ищущим экстремизм, найдите время, почитайте историю Башкирии, историю родов, историю нашего народа.
Да, по истории знаем, башкиры воинственный народ, но очень справедливый. Мы никогда не вели агрессивную политику и захватнические войны, всегда были верны обещанию, данному Ивану Грозному и мужественно защищали нашу общую Родину - Россию. Мы не ищем конфронтации, никогда не присваивали чужую культуру, но будем твердо и решительно отстаивать свои интересы.
У каждого башкирского рода своя история, своя судьба. Например, башкирский род Канглы иногда называют государствообразующим звеном, потому что много выходцев из этого рода были руководителями страны. Мне пришлось вести очень сложную работу по выявлению и объединению рода Канглы, где нога башкирских историков и этнографов никогда не ступала, кроме казанских.
За последнее десять лет, только для общественных и творческих работ, израсходовал личные деньги в сумме два миллиона 300 тысяч рублей. Задумайтесь, господа, у меня тоже есть семья, дети и внуки. Кто будет помогать им кроме меня. А сколько нервов потрепал, сколько угроз услышал, и сколько бессонных ночей провел... без счета. И сколько было поездок и встреч с общественностью республики!
В своей жизни как самый тяжелый момент считаю работу по изысканию земельной площади для будущей башкирской гимназии в г. Нефтекамск. Почти все были против строительства этого учебного заведения, кроме башкир. Даже один раз меня хотели запугать, ворвавшись в мою квартиру с автоматами, якобы в моем доме поножовщина. Но мы все равно добились своего. Башкирская гимназия построена в черте города.
Мои предки передавали нам и мы, башкиры-канглинцы, передаем будущим поколениям, что мы никогда не забудем, как в эпоху Чингизхана и Золотой Орды потеряли 18 родов, а во время колонизации вотчинных земель палачом башкирского народа, генерал-майором Тевкелевым потеряли еще 10 родовых подразделений канглинцев, плюс в Пугачевщине еще 15 родовых подразделений. На сегодня в Башкортостане остались Кыр0Канглы, Юракты-Канглы, Актау-Канглы, Сынташ Канглы, Шамшады-Канглы и Идель-Канглы.
Нас, канглинцев, ещё со времен Казанского ханства, как баранов, считали по головам. Создателями литературного языка не учитывался северо-западный диалект башкир, который присвоили казанцы. Вот примерно так звучал он языком поэта нашего рода Мухаммедъяром Махмудом Хаджием:
Изең һәм мөз һәбен белм әз татар сән,
Бу доньяда сән этедән бәттар сән.
Ә юр Хушун. И нәхес вә зишт татар,
Асрама эт баласын — асылына тартар.
Би иман вә шәм, бәдбәхәт, нәкбәти сән,
Й ө зең кара, жәһәннәмнең эти сән.
Атаң — шайтан, үзең — тәзвири, колмаж,
Яланчы йар йыйма син, пулга мохтаж.
Сәңа ни сүз тикәр, кем сүзләгәй сән,
Мәна тиң кем ирер тиб күзләгәй сән.
Мәхәллә этләредер тиңдәшләрең,
Борынгы ата-анадин, кулдашларың.
Вә зишти мәнзар, чәһрәм бәдруй,
Эч вә ташың тулуг сәүдаи, бәдгуй.
Позже я дам перевод на русском языке, а сейчас подробно остановимся о самом поэте - Мухаммедъяре. По рассказу моего деда Зайнагутдина, у Мухаммедъяра были еще два брата: Идяш и Тюрюш.
Мухаммедъяр родился в 1497 году, погиб в 1553 году. Он - средневековой поэт канглинского происхождения, автор двух поэм: «Тухвай мардан - Дар мужей» и «Нур садур - Свет сердец». В них поэт проводил идей просвещения, гуманизма и добра. Мухаммедъяр сначала образование получил у отца, потом в Хорезме. Он с малых лет был самостоятельным. Учительствовал в населенных пунктах нынешнего Казахстана, Башкортостана и Татарстана. Впоследствии из-за отсутствия средств некоторое время даже работал сторожом Ханских усыпальниц в Казани. После смерти Сафа Гарея в 1549 году находился в Московском плену.
Канглинцы ненавидели чингизидов. Это племя монголов много бед и горя приносило западным и северо-западным башкирам. Об этом поэт рассказывал и москвичам. Русские бояре из посольского приказа слушали, поверили и отпустили узника, и напоследок...
- Езжай, Магомед - башкурт дамой, мы не палачи, а половцы, дарим тебе жизнь... Потому что и язык у нас похож...
Мы уже говорили, Мухаммедъяр происходил из канглинцев, из семьи потомственных богословов, биев и ханов. Они носили прозвище «Башкурд» или главный волк - русские считали их своими, а кто носил прозвище «Татар» - чужими. После 1917 года история определила прозвища как самосознание народов по созданию автономных республик Урала и Поволжья. Даже бывших булгар, кипчаков, ногайцев, мишар стали называть татарами. После распада Казанского ханства в начале ноября 1552, зимой 1553 года и летом этого же года Канглинские дружины во главе с Идяш батыром несколько раз отправлялись в путь, но не смогли пробиться сквозь бурлящий край к бывшей столице тюрков к Ивану.
Другой канглинец Мухаммедъяр Махмуд Хаджи решил со своей дружиной съездить в Москву для получения подданства от молодого царя. Однако в районе Мурома неизвестные дружины внезапно напали на канглинцев, группа полностью погибла. Так трагично закончилась жизнь талантливого поэта своего времени.
По моей версии, наверное, чингизиды следили за группой Мухаммедъяра и отомстили за поэму «Дар мужей», где в одном месте автор определил своё происхождение: кто свой, кто чужой. 
Сегодня в Башкортостане и в Татарстане бывшие башкиры и тюрко-башкиры, считающиеся себя татарами, пусть не обижаются - это история, правду не утаишь и не скроешь. Башкирские роды, оставшиеся в зависимости в Казанском ханстве, восприняли татар с 1438 года как инородный и враждебный элемент в своей среде.
Канглинцы никогда не были татарами, только союзниками башкир. Это племя всегда шло впереди, опережая время. По истории известно, в 5 веке они основали г. Башкорт (Уфа), в 9 веке попытались объединить башкирские роды, с 11 века начали распространять исламскую религию, и наконец, в 1922 году объединили восток и запад. Инициатором оказался башкир - канглинец, легендарная личность своего времени, первый премьер Республики Башкортостан Халиков Муллаян Давлетшинович. Муллаян Давлетшинович был знаком с произведениями Мухаммедъяра в рукописном виде. Он понимал и знал, язык канглинцев никогда не менялся. Отличался от восточных башкир только малым употреблением латинской буквой «h». Значит, канглинцы были, есть и будут жить в составе башкирских родов вместе с поэтом, языковедом, учителем и послом Мухаммедъяром Махмуд Хаджием. Не было бы поэта Мухаммедъяра, не было бы и поэта Шайхзады Бабича. Творческий почерк Шайхзады очень похож на поэзию Мухаммедъяра. Значит он, будучи сыном муллы, имел на руках произведении сородича. Возможно, эти рукописи Бабич нашел в казахских аулах, где он некоторое время учительствовал. Кстати, о происхождении фамилии Бабичевых идет постоянно дискуссия. Сегодня на всех спорах можно ставить точку. Прародитель семейства славяно- канглинского происхождения - Мухтар Бабичев - внебрачный сын московского князя Ивана Ивановича Бабичева (потомки князей Рюриковичей), который проходил службу в городе Самаре, а в 1770 году переехал к сородичам в деревню Тартыш (ныне Кушнаренковский район). Мухтар обзавелся семьёй, занялся сельским хозяйством...
Язык писателя не определяет национальность, какой язык ему легко поддается, на этом пишет. Род Канглы и семейство Бабичевых никакого отношения не имеют к татарам. Тем более, они никогда себя не называли татаро-башкирами, и наконец они не являются чингизидами. Шайхзада Бабич для канглинцев останется навсегда как наш знаменитый поэт, ученик Великого поэта Мухаммедъяра Махмуда Хаджи.
Самым неблагополучным регионом по хозяйственному и по национальному вопросу является Буздякский район, где Главой администрации является представитель татарской национальности Радик Анварович Хазиев. Согласно архивных документов в районе 90% населения - выходцы башкирских родов: канглы, кипчак, каратабын, бурзьян, кобау, тамьян, еней, елан, яльдяк, дуваней и другие. Только 10% - русских, мишар, тюмень, ясачных татар. 7 июня 2013 года, после совещания при закрытых дверях в с. Буздяке с участием Р.3.Хамитова, резко изменилась национальная политика Главы администрации Буздякского района.
Первый удар получил Совет Региональной общественной организации башкирского рода Канглы. Ударили фальсифицированной газетной статьей, полностью высосанной из пальца. Оказывается, организатором такой фальсификации оказался свой башкир, выходец из карантабынского рода, предок которого был друг Тевкелева старшина Кыдрас Муллакаев - припушенник в канглинскую землю, член исполкома Всемирного Курултая Калмантаев, после этой провокации как нам кангинцам работать? У нас достаточно своих исторических героев, которые ждут своего часа.
Второй удар был нанесен 1 ноября 2014 года по селу Сабай Буздякского района, в результате чего, башкирское село было объявлено татарским. А фактически здесь татар нет, кроме трех-четырех пришлых мишарок - снох. Это село даровало башкирские личности: поэта Мухаммедъяра, вожака канглинцев Идяш батыра, башкирского старшину Миней Султукова, педагогическую династию Китабовых, академика естествознания Фаниса Шарипова, писателя, общественного деятеля Фаниля Шарипова, военного летчика Аската Шарипова.
Третий удар, в виде официального письма, где Глава Буздякского района Хазиев отказывает в помощи по проведению юбилея села Сабай, Канглинской волости. Он Совет РОО башкирского рода Канглы отсылает в татарский историко - культурный центр Килим. Вот это да...
Четвертый удар получен в августе 2015 года, после проведения праздника «Здравствуйте, односельчане!» в селе Старо-Актау Буздякского района Казанское телевидение - ТНВ показало сюжет плюс интервью в программе «Татарлар», где телеведущий внушал зрителям о том, что в этом чудном уголке 5-6 деревень является исконно татарскими.
После этих экстремистских противоправных провокаций Главы администрации Буздякского района Хазиева, татарских СМИ я провел через интернет разъяснительную работу среди башкирских деревень и как член партии «Единая Россия», критиковал однопартийца Хазиева за его бездействие в решении насущных вопросов в жизни коренного населения. В ответ на это, Хазиев, с целью запугивания, организовал психологическое давление на меня. Здесь я подробно не буду останавливаться, только скажу, что, по указанию Главы администрации Буздякского района старший лейтенант полиции А.А. Кудаяров и его помощники, так называемые общественники: А.А. Чембарисов ,И.Н.Уразметова организовали за мной слежку в интернете и данные передавали в службу безопасности Нефтекамска, где я проживаю. В один день мою квартиру посетил местный капитан из ФСБ А.А. Козлов, который хвастался, что после этого дела ему присвоят звание майора. Козлов требовал написать объяснительную, но я не поддался давлению. В результате, объяснительную за меня написал сам полицейский. Видимо, от него требовали письменный документ, свидетельствовавший о подрывной деятельности «врага народа» Шарипова. Но Р.А. Хазиеву - главе администрации Буздякского района, не удалось запугать меня. Если я был бы из пугливых, не смог бы создать такую солидную организацию «Региональная общественная организация башкирского рода Канглы», с уставом зарегистрированным в Минюсте. Я строю свою работу и защищаю людей только согласно уставу. Эти обстоятельства вынужден были признать и сам представитель ФСБ Козлов, который прессовал меня. В итоге, все обвинения в мой адрес посыпались как картонный домик.
На этом, собственно, можно было поставить точку, если бы не одно «но».
Господин Р.А. Хазиев, как управленец, не только разваливает хозяйство района, но и сам лично, нагнетает национальный вопрос. Не странно ли, что вопросы, связанные с культурой башкир, почему то отданы на откуп татарскому историко-культурному центру Килим, где главной достопримечательностью является усадьба татарских мурз Тевкелевых - палачей башкир и рода Канглы. После этого, спрашивается, достоин ли Хазиев носить орден Салавата Юлаева и продолжать работать Главой администрации района? А вот пользователь интернета Марат Арсланов из села Сабай, который в интернете обзывал представителя профессуры и общественных деятелей из башкир «Башы киткэн бабай», подлежит отстранению от педагогической деятельности, как экстремист.
Мы, башкиры – канглинцы, допуская инородцев на свою вотчину, никогда не претендовали на их ценности и не страдали манией величия. Но проходит чуть меньше века, и в знак «благодарности» внуки пришлых отняли язык и культуру канглинцев. Сегодня уже замахиваются на их историю и административно-территориальному делению. Но они ошибаются, у канглинцев в крови заложено, что они башкиры, у них не разорвана связь с предками и как зеницу ока хранят они своё шежере.

Резолюция
седьмого съезда башкирского рода Канглы

image (15).jpg

Седьмой съезд башкирского рода Канглы проходил в г. Нефтекамске, приуроченный к 5-летию со дня регистрации Устава Региональной общественной организации башкирского рода Канглы в Минюсте, 100-летию со дня образования БАССР и к 830-летию со дня основания Канглинский волости (улуса).
На съезде приняли участие делегации из районов и городов, где компактно проживают представители рода Канглы. Присутствующих в зале приветствовали: заместитель председателя Северной межрегиональной организации «Курултай (конгресс) башкир» Денисламова Г.А., представитель администрации городского округа город Нефтекамск Такиуллина А.Н., председатель исполкома курултая башкир г. Нефтекамска Утякаев А.Н., поэтесса, представитель из родового подразделения Юракты Канглы Назарова Т.Ф.
На съезде с докладом выступили краевед, писатель, член Союзов писателей РФ, РБ, председатель Совета Региональной общественной организации башкирского рода Канглы Шарипов Ф.Я., Региональный представитель АНО Центр изучения исторического наследия Башкортостана «Шежере» Гайнутдинов М.Г.
Обсудив выступление докладчика и содокладчиков, съезд постановил: Признать работу Совета Канглы удовлетворительной.
1. Просить администрацию муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан рядом с селом Тюрюштамак установить памятный знак с надписью «В 1186 году основан Белалап - Центр поселения Канглинского улуса и уничтожен в 1553 году ногайцами».
2. Просить администрацию муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан: на Буздякском перекрестке, бывшем Ногайско-Казанском перекрестке, установить памятный знак с надписью: «Здесь легендарный Идяш-батыр в 1553г. со своими сподвижниками встретился с русской дружиной и был составлен акт о подданстве Ивану Грозному с определением границ Канглинского улуса».
3. Просить Правительство Республики Башкортостан продолжить работу по сохранению природных и исторических памятников башкирского народа. Съезд объявляет озеро Асылыкуль и Кандрыкуль, реки Кармасан, Сармасан, Бирь, Усень, Малый и Большой Нугуш достоянием рода Канглы и всего многонационального народа Башкортостана.
4. Просить администрации муниципальных районов, где проживают башкиры рода Канглы:
- создать филиалы общества башкирского рода Канглы.
- содействовать проведению праздников шежере, включая данные мероприятия в ежегодные планы отделов культур администраций районов с соответствующим финансированием;
- каждому представителю башкирского рода Канглы, проживающему в сельской местности, добиться оформления в собственность своих земельных участков сельскохозяйственного назначения (паи).
5. Учитывая то, что Региональная общественная организация башкирского рода Канглы РБ ведет активную работу по сохранению башкирской культуры и языка, способствует развитию культур других народов, укреплению межнационального согласия в Республике Башкортостан, Съезд просит Правительство Республики Башкортостан предоставить данной общественной организации юридический адрес (г.Уфа, ул.Ленина,56), включив в состав ГБУ Дом дружбы народов Республики Башкортостан.
6. На местах проживания канглинских родов открыть башкирские школы.
7. В 2017 году в селе Сабай проводить Шежере Байрамы с составлением Шежере – родословных этих сельчан.
8. Перевести книгу поэта Мухамадияра Махмуда Хаджи со старотюркского на башкирский и издать как республиканский заказ.
9. В районе телецентра установить камень с надписью: «V век - как дата основания города Башкорт (Уфа)»
10. В районе Асылыкуль (Ташлытау) установить камень с надписью: «IX век - как дата объединения центральных и западных башкир».
11. Возле моста Оренбургской трассы, где въезд в город Уфа установить памятный обелиск с надписью: «Под предводительством Идеш Мухаммеда в начале XIII века насмерть стояли войска центральных и западных башкир против полчищ татаро - монголов».
12. На месте бывшей мечети средневековья башкирской стороны село Сабай установить бюст Идяш батыру.
16. На горе Асытау башкирской стороны село Сабай установить бюст Миней батыру.
17. Восстановить Кандринский район на уровне территории 1956 года.
18. Историческая секретная летовка, где много веков назад предки канглинцев
готовились к решительной схватке с сильными врагами, где в 1928 году их внуки поднимали целину, организовали колхоз «Урняк» и основали село Урняк (ныне исчезнувшее в связи с укрупнением деревень), где вокруг растут дремучие смешанные леса, богатые дичью, редчайшими растениями, где бьют ключами родники — объявляется исторической биокультурной зоной- заповедником, достоянием канглинских родов Буздякского района.
19. Асфальтировать улицу Салавата Юлаева в селе Сабай Буздякского района.
20. В селе Сабай открыть историко - краеведческий музей.
21. На седьмом съезде утвердить гимн Канглы.
22. Увековечить память средневекового канглинского поэта Мухамедьяра Махмуда Хаджи (1497-1553) присвоением его имени башкирской гимназии, школам, библиотекам и вузам западного и северо-западного региона РБ.
23. Предусмотреть выделение денег из доходов, полученных предпринимательской деятельностью на базе озера Кандрыкуль на социальное развития местного населения.
24. Запретить продажу земель, принадлежащих с дореволюционных времён канглинскому роду башкир.
25. Асфальтировать дорогу от трассы к деревне Кандрыкуль Туймазинского района.
26. В честь выдающегося государственного и общественного деятеля башкирского народа, пламенного федералиста Российской Федерации Муллаяна Давлетшиновича Халикова ул. Советская в г. Уфе переименовать на Муллаяна Халикова и установит мемориальную доску в Уфе, где он работал первым председателем СНК БАССР. Исполнитель - исполком МСОО «Всемирный курултай башкир».
27. В честь 860 - летия со дня рождения миссионера по распространению Ислама в Приуралье, педагога, историка, основателя Канглинского улуса и села Сабай в 1186 году Идеш-Мухаммеда (1156-1235) присвоить его имя мечети №1942. Исполнитель - администрация СП Сабаевского с /совета и мулла мечети Билалов.
28. В честь легендарной личности Канглинского Улуса Идяш батыра (1506-1588) сына Мамата, подписавшего в сентябре 1553 года акт о подданстве царю Ивану Грозному, с определением границ Канглинского Улуса, присвоить его имя центральной улице села Сабай с надписью «Улица Идяша Маматова». Исполнитель - администрация СП Сабаевского с /совета.
29. В честь основателя школы в селе Сабай в 1918 году и его директора Миргалима Муртазиновича Китабова (1895-1934) установить мемориальную доску при общеобразовательной школы имени Рената Амировича Шарипова с надписью: «Школа основана в 1918 году по инициативе педагога — директора М.М. Китабова». Исполнитель - отдел образования района.
30. Просим от правительства РБ для сокращения числа безработников по СП Сабаевскому сельсовету включить в план адресной инвестиционной программы на 2017 год восстановление кирпичного завода и цеха гончарных изделий. Исполнитель - глава Администрации района.
31. Тугаевскую неполную среднюю школу назвать именем односельчанина — Героя Социалистического труда Салимова Сабаха Мухамадиевича (1930-1997) и установить бюст. Исполнитель - отдел образования и культуры района.
32. Присвоить имя Муллаяна Халикова центральной улице и установить бюст против клуба села Старый Актау. Исполнители - глава Администрации района и глава СП сельского совета Каран.
33. Каждый бывший член колхоза, работавший до 1992 года имеет право на паевыю землю (Закон РБ и РФ). Ходатайствовать перед министерством сельского хозяйства и администрацией района о выдаче свидетельства на новую землю членам колхоза в селах.
34. За плодотворную работу среди западных и северо-западных башкир на очередном заседании Всемирного Курултая башкир принять членом исполкома МСОО ВКБ историка-краеведа, писателя, председателя Совета Региональной общественной организации башкирского рода Канглы Шарипова Фаниля Ямгутдиновича.
35. Во всех населенных пунктах назначить старост деревень. Ответственные - главы администраций сельских поселений.
36. В честь 100 — летия со дня рождения государственного и политического деятеля Башкортостана Шакирова Мидхата Закировича назвать его именем новые улицы в городах и селах Республики.
37. В честь 75 — летия академика и профессора УГАТУ Шарипова Фаниса Вагизовича установить мемориальную доску в средней школе села Сабай и Кузей Буздякского района.
38. Нефтекамский педагогический колледж назвать именем первого председателя СНК БАССР Халикова Муллаяна Давлетшиновича и установить бюст. Исполнители - министерство образования РБ и городской Совет Нефтекамска.
39. Нефтекамский стадион «Торос» назвать именем Нуриева Зии Нуриевича и установить бюст. Исполнители - комитет спорта и туризма РБ и городской Совет Нефтекамска.
40. Установить мемориальную доску Заслуженному артисту БАССР Шарипову Фанавию Закировичу по ул. Ленина 38, четвертый подъезд, где он жил с 1967 по 1975 годы. Исполнители - министерство культуры РБ и городской Совет Нефтекамска.
41. В связи со сплошной татаризацией религиозными деятелями и татарскими олигархами башкирского населения, территорию Давлекановского, Белебеевского, Туймазинского, Благоварского, Шаранского, Буздякского, Чекмагушевского, Дюртюлинского, Кушнаренковского, Бирского и Мишкинского районов и города Нефтекамска, седьмой съезд утверждает, в соответствии с ранее объявленным Советом РОО, - автономной территорией башкирского рода Канглы в составе Республики Башкортостан. Исполкому ВКБ предлагается согласовать данные утверждения с законодательными органами РБ.
42. Дом в селе Сабай Буздякского района РБ, где хозяином является Шарипов Венер Маратович, объявляется башкирским родовым домом Шариповых, так как это род дал стране академика естествознания российского значения Фаниса Шарипова, краеведа, писателя и общественного деятеля РФ, РБ Фаниля Шарипова, военного летчика России Аската Шарипова. Совету РОО Канглы своими силами установить мемориальную доску с надписями, что этот дом является родовым домом Шариповых.
43. Во всех населенных пунктах на объявленной автономной территории рода Канглы надписи выполнять только на башкирском и на русском языках. В случае нарушения местные исполкомы курултая башкир и представители Совета РОО башкирского рода Канглы обязаны строго спрашивать от виновников (глав СП и глав районов).
44. В связи с создавшимся в Буздякском районе татарским шовинизмом и усиления пропаганды только татарских национальных идей, Совет РОО башкирского рода Канглы просит от председателя исполкома ВКБ Ишемгулова Амира Минниахметовича принять все меры по привлечению виновников к ответственности. Открытое письмо от марта 2016 года передано в исполком ВКБ по электронной почте и в августе 2016 года письмо лично в руки председателю.
45. Съезд утверждает и постановляет: Буздякский район является башкирским, так как здесь проживает только 10% выходцев из иных народов (русские, мишаре, тюмены и другие), остальные - все башкиры, говорящие на татарском языке.
46. Историки Башкортостана и исполком ВКБ допустили крупную ошибку о происхождении Сыртлановых, называя их канглинского происхождения, так как предок указной муллы Аиткула Сыртланова являлся безземельным башкиром- припущенником в Канглинскую землю из рода Каратабын.
47. Фольклор для всех башкир Канглинских родов одинаков— песня «Тафтиляу», так как они потеряли от рук палача башкирского народа Тевкелева почти половину своего состава.
48. Село Канлы-Туркей не может быть центром канглинцев, так как здесь проживает только 10% Сынташ Канглы, бурзянцы 90%, а в селе Каранай проживают только карантабынцы.
49. Столицей автономной территории канглинцев может быть только село Сабай Буздякского района, так как здесь проживает 70% из рода Идель Канглы и Шамшады Канглы, только 30% являются припущенниками кыр-еланцами и енейцами. Съезд просит от исполкома ВКБ утвердить данное предложения с письмом в Совет РОО башкирского рода Канглы.
50. Исполкому ВКБ оказать помощь по изготовлению значков в честь 830-летия со дня основания Канглинский волости (улуса) по представленному Советом РОО «Канглы» эскизу.
51. Палач, враг №1 башкирского народа Тевкелев нанес башкирскому роду Канглы неисправимую боль, поэтому необходимо убрать все экспонаты касающиеся этого нелюдя из музея Килим Буздякского района, в противном случае этот дворец должен сравняться с той землей, что пропитана кровью канглинцев.
52. В честь 70-летия краеведа, историка, прозаика, члена Союзов писателей РФ, РБ и общественного деятеля РФ, РБ Шарипова Фаниля Ямгутдиновича (05.06.1947) при жизни установить мемориальную доску где он родился (Урняк-Хажиман), учился в школе (Сабай, Нефтекамск). Исполнители: Союз писателей РФ, РБ, Министерство образования РБ, Министерство культуры РБ, Буздякский районный Совет и городской Совет Нефтекамска.
53. Следующий восьмой съезд провести в филармонии г.Нефтекамска 5 июня (пятница) 2017 года в честь 70-летия краеведа, писателя, члена Союзов писателей РФ,РБ и общественного деятеля РФ, РБ Шарипова Фаниля Ямгутдиновича с приглашением первого президента Республики Башкортостан Рахимова Муртазы Губайдулловича, по этому случаю в исполкому Всемирного Курултая башкир создать оргкомитет.
54. Книга о роде Канглы, выпущенная молодыми учеными, напоминает как проходило объединение нескольких башкирских родов. Съезд предлагает книгу выпускать еще более углубленно, особенно остановиться на тептярах.
55. На седьмом съезде окончательно утвердить текст гимна башкирского рода Канглы.
56. На перекрестке улиц Дорожной и Трактовой г. Нефтекамска, где установлен камень, закрепить бронзовую пластинку с надписью: «1773-1774». Исполнители: Исполком курултая башкир г. Нефтекамска и Совет РОО башкирского рода Канглы.
г. Нефтекамск
9 декабря 2016 года.

Возврат к списку