Интеллектуальные игры для детей 8 10. Интеллектуальные игры для младших школьников. Конкурс решаем задачи

Разделы: Начальная школа

В начальной школе интеллектуальное развитие ребенка часто остается без внимания. Это связано с несколькими причинами. Во-первых, доминирующей деятельностью является усвоение знаний и умений, что предполагает решение задач, которые всегда имеют готовое решение. Дети привыкают решать задачи на основе уже выученного правила, они не могут действовать самостоятельно, чтобы найти новый способ решения. Во-вторых, постоянное решение типовых задач обедняет личность ребенка. Дети привыкают оценивать себя, свои возможности только через успешное или неуспешное решение типовых задач, решение которых зависит от степени усвоения определенных знаний. Это приводит к тому, что самооценка ребенка зависит только от прилежания и старательности в освоении новых знаний и правил, а не от сообразительности, оригинальности и выдумки.

В связи с названными причинами, развитие и коррекция интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста является одной из важных задач работы психолого-педагогического состава школы.

В качестве примера можно предложить несколько игровых упражнений, проведение которых возможно на классных часах, разминках перед занятиями и т.п.

Упражнение “Загадки”

На одном берегу – цыплята, а на другом – утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до островка?

Мама несет тяжелые сумки. Дочка говорит:

Мамочка, давай я тебе помогу. Я понесу сумки, а ты возьми меня на ручки.

Поможет ли девочка маме? Почему?

Девочку Лену спросили:

У тебя есть сестра?

А у твоей сестры есть сестра?

Нет, - ответила Лена.

А как ты думаешь?

Дети в лесу собирали шишки. У мальчиков были большие ведерки, красные, без дна. А у девочек маленькие, зеленые. Кто больше соберет шишек?

У девятилетнего мальчика была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила соломинку вместе с зернышком. Сколько лет мальчику, у которого была кошка?

У стола четыре угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется?

Задания на подключение предметного (житейского) опыта детей.

Задание 1. Назовите изображённые на рисунке геометрические фигуры. Найдите лишнюю фигуру и объясните, почему она лишняя.

Задание 2. С какой цифры начинается запись чисел?

14 18 111 19 10 100

Задание 3. Как называется данная фигура? Почему она получила такое название?

Задания на выделение существенных признаков понятия

Задание 1. Прочитайте слова в скобках. Подчеркните те слова, которые являются наиболее существенными для данного предмета.

А) БОЛЬНИЦА (сад, врач, помещение, радио, больные)

Б) ШКОЛА (здание, ученики, мел, доска, буквы)

В) РЕКА (вода, берег, рыба, рыболов, тина)

Г) КНИГА (картинка, слово, бумага, читатель, библиотека)

Д) СПОРТ (медаль, стадион, победа, соревнование, музыка)

Е) КОМПЬЮТЕР (экран, клавиатура, считает, выполняет команды)

Ж) ПРИНТЕР (печатает, белый, бесшумный, подключён к компьютеру)

Задание 2. Укажите предмет, характерным признаком которого является:

А) Шкала с делениями.

Б) Выставление оценок и запись замечаний.

В) Прослушивание музыки.

Г) Просмотр фильмов.

Задание 3. Нарисуйте предметы, существенными признаками которых являются следующие: круглый и съедобный; круглый и несъедобный.

Задание 4. Чем отличается:

А) Окно от двери.

Б) Указка от карандаша.

В) Круг от овала.

Г) Лист берёзы от листа клёна.

Задание 5. Чем похожи слова каждой группы? Как можно одним словом назвать каждую из предложенных групп?

А) Шоссе, дорога, тропинка.

Б) Город, деревня, посёлок.

В) Сложение, деление, вычитание.

Задания, направленные на формирование умений производить основные логические операции над понятиями: обобщение, ограничение, деление и определение

А)Задания на установление закономерностей.

Задание 1. Вставьте пропущенные числа:

А) 5, 15, _______, 35, _______, 55;

Б) 14, 24, _______, _________, 54;

В) 2, 12, 22, _______, _______, ________;

Г) 1,3, ________, ________, 9, ________;

Д) 2, 4, 6, ________, ________, ________;

Задание 2. определите закономерность повторения фигур и дорисуйте последовательности.

Задание 3. Какая из фигур должна стоять в пустой клетке таблицы?

Задание 4. определите закономерность повторения последовательности и нарисуйте эту последовательность: дерево, куст, цветок, дерево, куст, цветок…

Б) Задания на объединение и разделение объектов по каким-либо признакам.

Задание 1. Назовите одним словом следующие группы чисел:

А) 2, 4, 6, 8, …

Б) 1, 3, 5, 7, …

В) 2, 4, 7, 9, 5, 6, …

Г) 18, 25, 33, 48, 56, …

Задание 2. Перечислено несколько предметов. Как их можно назвать одним словом?

А) Суп, гуляш, каша, кисель.

Б) Курица, гусь, утка, индейка.

В) Лошадь, корова, овца, свинья.

Г) Волк, лиса, медведь, заяц.

Д) Картофель, свекла, лук, капуста.

Е) Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки.

Задание 3. Какое слово лишнее в каждой группе? Вычеркните его. Назовите существенный признак полученной группы. Дайте название каждой группе слов.

А) Ель, сосна, кедр, берёза.

Б) Лук, огурец, яблоко, морковь.

В) Гриб, ландыш, ромашка, василёк.

Задание 4. Разделите следующие числа на две группы: чётные, нечётные, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Задание 5. Разделите данные слова на группы по количеству слогов: пенал, ваза, лампа, абажур, перо, карандаш, тыква, парта, линейка, тетрадь, стол, пол, ручка, молоток, корень. Сколько групп получилось?

Задание 6. Впишите данные слова в соответствующие столбцы таблицы: кукла, ботинки, пенал, валенки, мяч, портфель, ручка, тапочки, мишка, туфли, тетрадь, волчок, карандаш, кроссовки, пистолет.

Задание 7. числа 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 24, 35, 48 распределите на две группы: однозначные и двузначные. В какой строке таблицы распределены на группы правильно?

1 1,2,3,5,12 8,16,24,35,48
2 1,2,3,5,8,16 12,24,35,48
3 1,2,3,5,8 12,16,24,35,48
4 2,3,5,8 12,6,16,24,35,48

Игровые развивающие задания и упражнения для развития понятийного мышления.

Задание 1. Обобщение рядов конкретных понятий при помощи родовых определений. Детям предлагается обобщить несколько групп конкретных понятий и назвать одним словом следующие группы:

тарелка, стакан, кружка, блюдце;

стол, стул, диван, кресло, шкаф;

рубашка, платье, юбка, брюки;

тапки, валенки, сапоги, сандалии, туфли;

суп, каша, котлета, пюре;

берёза, липа, ель, сосна, осина;

воробей, голубь, ворона, синица, гусь, утка;

карась, щука, окунь, лещ.

Задание 2. Конкретизация понятий. Нужно назвать предметы и явления, которые входят в более широкие понятия. Можно спросить детей о следующих категориях: деревья, животные, игрушки, имена, мебель, обувь, овощи, одежда, посуда, птицы, рыбы, фрукты, цвета, ягоды и т.д.

Задание 3. Обобщение рядов понятий более широкого объёма. Ученикам даются для обобщения 5 групп понятий, и они должны рассказать, что общего между названными категориями, чем схожи те понятия, которые вошли в одну группу:

птицы, звери, рыбы;

деревья, травы, цветы, кустарники;

мебель, посуда, одежда;

часы, весы, градусники;

пожар, наводнение, ураган.

Задание 4. Классификация. Детям раздают 16 карточек с изображение птиц, рыб, посуды, мебели – по 4 для каждой группы и просят разделить все карточки на группы, чтобы в каждой были рисунки, которые можно назвать одним словом. Затем учащихся просят объединить получившиеся группы в две, максимально похожие, и объяснить, почему они так сделали.

Задание 5. Нужно сравнить пары объектов по представлению, найти признаки различия и сходства: одуванчик и ромашка; клубника и земляника; ель и берёза; яблоня и клён; роза и колокольчик; кошка и собака; курица и утка; самолёт и чайка; животные и растения.

Задание 6. Ученики должны отгадать, какой предмет спрятан, по его описанию. Для этого необходимо подобрать какой-либо предмет или его изображение. Не показывая детям, нужно описать этот предмет: его форму, цвет, фактуру.

Задание 7. Игра “Что лишнее?”

Даётся группа понятий, из которых дети должны выбрать лишнее и дать общее название остальным. Игра возможна в двух вариантах: словесном и наглядном.

В словесном варианте предлагаются группы по четыре слова, необходимо выделить, какое слово лишнее и не подходит к остальным, и как назвать одним словом (или объяснить сходство) оставшиеся:

капуста, картошка, помидор, яблоко;

синий, красный, красивый, зелёный;

мама, человек, папа, сестра;

старый, дряхлый, маленький, ветхий;

берёза, сосна, клён, осина;

ботинок, нога, сапог, туфля;

зима, весна, лето, октябрь;

кисель, компот, лимонад, мороженое и т.д.

Задание 8. Игра “Спорщики”. Ученикам предлагается поспорить с учителем. Какое бы слово он ни произнёс, дети должны говорить ровно наоборот и чем быстрее, тем лучше: белый-чёрный; большой-маленький; быстрый-медленный; весёлый-грустный; грязный-чистый; открытый-закрытый; старый-новый; кричать-шептать; ломать-чинить и т.д.

Задание 9. Игра “Плохо или хорошо?” Детям предлагается некий объект(ситуация), и они должны объяснить, в чём его положительная и отрицательная сторона. Например, мороженое – хорошо, потому что вкусно, плохо – потому, что может горло заболеть.

Даются такие слова: дождь, телевизор, конфета, собака, цветы, комары, бегать, заболеть, лук, ветер, кошка, компьютер, музыка, нож, огонь, солнце и др.

Задание 10. Игра “Слова – накладки”.

Ученики придумывают слова – накладки, затем выбирают самое смешное или оригинальное слово, объясняя, почему они так думают.

Можно предложить такие задания:

комар + марка = комарка;

зебра + ракушка = зебракушка;

дерево + ворона = дереворона и т.д.

Упражнения для развития мыслительных операций анализа и синтеза

Задание 1. “Анаграмма”

Задание 2. “Зашифрованное слово”

КАША
РЕКА
ТАРЕЛКА
Задание 3. “Эхо”

Составить слова, отделив первые буквы от данных слов:

Задание 4. “Зашифрованное слово”

Составить слово из первых слогов, данных слов:

МОЛОКО
НЕВОД
ТАРАКАН

Задание 5. “Анаграмма” (спрятанное слово)

Составить слова, переставив буквы:

ОГОЛАВ –

АБАРН –
ОСОКЛ –

Задание 6.

Составить новые слова, исключив одну букву из данных слов:

ПЛУГ –
ШАРФ –
КОРМ –

Задание 7.

Составить слово из вторых слогов, данных слов:

Задание 8. “Занимательная лесенка”

Задание 9. “Змейка”

Составить слова по данной модели.

А _ _ _ _ _
_ А _ _ _ _
_ _ А _ _ _
_ _ _ А _ _
_ _ _ _ А _
_ _ _ _ _ А
_ _ _ _ А _
_ _ _ А _ _
_ _ А _ _ _
_ А _ _ _ _
А _ _ _ _ _

Упражнения на нахождение существенных признаков предметов

Задание 1. Выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками:

Лес (лист, деревья, яблоня, охотник, кустарник)

Река (берег, рыба, тина, вода, рыболов)

Задание 2. Спорт (стадион, оркестр, награда, состязание, зрители)

Больница (сад, врач, радио, больные, помещение)

Война (пушки, солдаты, сражения, аэроплан, ружья)

Упражнения – логические задачи

Задача 1. Иван Фёдорович – отец Марины Ивановны, Коля – сын Марины Ивановны. Кем Коля приходится Ивану Фёдоровичу?

Задача 2. Мама, папа и я сидели на скамейке. В каком порядке мы сидели, если известно, что я сидел слева от папы, а мама – слева от меня?

Задача 3. Толя поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какую рыбу Толя поймал раньше других?

Можно ли сказать, какая рыба поймана последней?

Задача 4. Шли два отца и два сына, несли три апельсина. Сколько апельсинов нёс каждый?

Задача 5. Меня зовут Толя. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры?

Задача 6. Коля выше Васи, но ниже Серёжи. Кто выше: Вася или Серёжа?

Задача 7. К празднику ученики украшают здание школы с четырех сторон 12 флажками. Их надо расставить так, чтобы было по 4 флажка с каждой стороны. Нарисовать ответ.

Задача 8. Термометр показывает три градуса мороза. Сколько градусов покажут два таких термометра.

Задача 9. Верёвку разрезали в шести местах. Сколько частей получилось?

Задача 10. Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 3 кг. Сколько будет весить гусь, если он встанет на две ноги?

Игры для развития функций мышления

Игра 1. Составление предложений.

Детям предлагается три слова, не связанные по смыслу, например, “озеро”, “карандаш”, “медведь”. Детям надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными (“Медведь упустил в озеро карандаш”), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов (“Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере”), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи (“Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь”).

Игра 2. Исключение лишнего.

Предлагается любые три слова, например, “собака”, “помидор”, “солнце”. Детям надо оставить только те слова, которые обозначают в чём – то сходные предметы, а одно слово “лишнее”, не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключённому, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить “собаку”, а “помидор” и “солнце” оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

Игра 3. Поиск аналогов.

Называется какой – либо предмет или явление, например, “вертолёт”.

Детям необходимо выписать как можно больше аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учётом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы “птица”, “бабочка” (летают и садятся); “автобус”, “поезд” (транспортные средства); “ штопор” (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.

Игра 4. Способы применения предмета.

Называется какой – либо хорошо известный предмет, например, “книга”. Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предметов. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предметов.

Игра 5. “Ну-ка, отгадай!”

Класс делится на две группы. Первая группа задумывает какой-либо предмет. Вторая группа должна отгадать, задавая вопросы. На эти вопросы первая группа имеет право отвечать только “да” или “нет”. Дети из двух групп встают в две линии напротив друг друга. Сначала задаёт вопрос первый ребёнок из второй группы: “Оно живое?”. Первый ребёнок из первой группы отвечает: “Да”. Затем задаёт вопрос второй ребёнок из второй группы: “Я его видел?”. Второй ребёнок из первой группы отвечает: “Да”. И т.д. после угадывания предмета группы меняются ролями.

Игра 6. “Определим игрушку”.

Дети приносят на игру какую-либо игрушку. Выбирается водящий. Он выходит за дверь. Учитель с ребятами придумывают какую-нибудь историю, в которой главным персонажем является одна из игрушек. Приглашается водящий. Ребята рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а заменяя его местоимениями “он” или “она”. Ведущий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории. Если водящий угадал правильно, выбирается другой ведущий и игра повторяется.

Интеллектуальная игра для школьников 8-9 класс. Эрудит-шоу «Это мы не проходили»

Цели и задачи:

Воспитание духовно-нравственных качеств личности, сплочение классного коллектива и развитие интеллектуально-творческих способностей школьников.

Оборудование. Любое музыкальное сопровождение - аудиозаписи различных мелодий. Набор жетонов для участников, 3 набора карточек с цифрами «1», «2», «3». Призы участникам.

Предварительная работа. Подбираются члены жюри. Игроки заранее знают темы конкурсов, но не задание. Программу ведет ведущий или лидер класса.

Ход мероприятия:

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы приглашаем вас на увлекательное эрудит-шоу. Но это не просто шоу, а интеллектуально-конкурсная программа, в ходе которой мы выявим самых эрудированных учеников нашего класса. Это соревнование на смекалку, чувство юмора, эрудицию, знание школьной программы и не только.

Придется вспомнить то, что вы изучали в школе почти девять (восемь) лет. Но будьте внимательны - возможны подвохи и ловушки.

Игра состоит из десяти конкурсов: конкурс смекалистых, музыкальный, математический, исторический, литературный, грамматический конкурсы, конкурс по искусству и естественным дисциплинам, и, по нашему мнению, самый сложный - конкурс биологический или «Осенние дары».

Там, где необходимо, команда, посоветовавшись, быстро дает свой вариант ответа. Возможно, будет необходимо просто поднять карточку с номером правильного варианта ответа.

Будьте внимательны, дружны и тактичны. За каждый правильный ответ команда получает один жетон. А жюри уже готово вас оценивать. Итак, в путь по интереснейшей стране школьных и жизненных знаний!

1. Кто самый смекалистый?

1. Общее между Ш. Холмсом, И. Сталиным. (Трубка)

2. Сплюснутый квадрат. (Ромб)

3. Его можно съесть или... намазать на сапог. (Крем)

4. Музыкальный жанр, особенно любимый военными. (Марш)

5. Скрипичный, водяной, замочный... (ключ)

6. Общее между деревом, книгой и венгерской музыкой. (Лист)

7. Конструктор первого летательного аппарата на планете, он же отец первого летчика. (Дедал)

8. Получеловек, полулошадь. (Кентавр)

9. Балерина и курильщик. Что общего? (Пачка)

10. Ученый, увидевший насквозь все человечество. (Рентген)

11. Постоянный обитатель крыши, швед по национальности. (Карлсон)

12. Русский государь, в чье правление у нас появились салфетки за обеденным столом. (Петр I)

13. Какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный)

14. В каком геометрическом теле может закипеть вода? (В кубе)

15. Какая река самая «страшная»? (Река Тигр)

16. Какой месяц короче всех? (Май - три буквы)

17. Где край света? (Там, где начинается тень)

18. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить)

19. Когда строят новый дом, во что вбивают первый гвоздь? (В шляпку)

20. Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва обуви)

21. Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь? (Пух)

22. Сколько горошин может войти в один стакан? (Ни одной - все надо положить)

23. Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным)

24. Что стоит между окном и дверью? (Буква «и»)

25. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки)

26. Как можно поместить два литра молока в литровую банку? (Надо из молока сварить сгущенку)

27. Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку? (Пять минут)

28. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы)

29. Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в этом нет нужды? (Якорь)

30. Собака была привязана к десятиметровой веревке, а прошла 300 метров. Как ей это удалось? (Веревка не была ни к чему привязана)

31. Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу? (Почта)

32. Можно ли зажечь спичку под водой? (Можно, если воду налить в стакан, а спичку держать ниже стакана)

33. Как может брошенное яйцо пролететь три метра и не разбиться? (Нужно бросить яйцо на четыре метра, тогда первые три метра оно пролетит целым)

Ведущий: Молодцы. Жюри подсчитает, в какой команде больше правильных ответов или ответов, близких к истине, которые жюри засчитало правильным ответом. Это было только начало. Продолжаем игру.

2. Загадки математики

1. Решите задачу в стихах:

Мы только с парохода,

Недавно из похода -

Одиннадцать недель

Гостили на воде.

А сколько это дней? (77 дней)

2. Решите задачу-шутку: из города А в город Б самолет летит 80 минут, а обратно 1 час 20 минут. Почему? (80 мин = 1 час 20 мин)

3. Летела стая гусей: один гусь впереди и два позади; один гусь между двумя и три в ряд. Сколько всего гусей? (Три гуся)

4. Слушайте внимательно! Я вошел в автобус и пересчитал пассажиров. Их было 17. Автобус тронулся, затем остановился. На первой остановке вошли 6 человек, вышли 2. На следующей - вошли 4, никто не вышел. А потом на остановке один гражданин вошел с целой кучей обновок. Сколько было остановок? (Четыре)

3. Исторические личности

1. Кому принадлежат эти слова: «Кто с мечом на русскую землю придет, от меча и погибнет» (Александр Невский)

2. Какой город в Древней Руси называли матерью городов русских? (Киев)

3. Кто составил славянскую азбуку? (Братья Кирилл и Мефодий)

4. Необычное краеведение

1. В Москве живут москвичи, во Владимире - владимирцы. А как зовут себя жители Курска, Архангельска? (Куряне, архангелогородцы)

2. Назовите слова, которые должны начинаться и заканчиваться буквой «К»:

- цветок (колокольчик)]

- танец (краковяк);

- незаменимый человек на корабле (кок);

- детская сказка («Колобок»);

- холодное оружие (кортик);

- гора Кавказа (Казбек);

- помещение на корабле (кубрик).

3. Назовите слова, которые должны начинаться и заканчиваться буквой «А»:

- центральное место цирка (арена)]

- старинный музыкальный инструмент (арфа)]

- большая река в Сибири (Ангара)]

- часть света (Африка, Америка)]

- центральная кровеносная артерия (аорта).

Ведущий: Мы уже провели несколько конкурсов, жюри будет сложно определить победителей.

Давайте дадим время членам жюри поработать и проведем небольшую игру со всеми присутствующими на нашем классном часе. Итак...

5. Фантастическое склонение

Ведущий: Необходимо вспомнить падежи и продемонстрировать правила склонения.

Используем слова «екалэмэнэ» и «епэрэсэтэ». Просклоняем эти слова, оставляя корень «е» неизменным, изменяя только окончание - «калэмэнэ» и «пэрэсэтэ».

Должно получиться так:

Именительный (кто? что?) екалэмэнэ, епэрэсэтэ.

Родительный (кого? чего?) екалэмэня, епэрэсэтя.

Дательный (кому? чему?) екалэмэну, епэрэсэту и т. д.

(Все присутствующие пробуют свои силы. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок просклоняет слова)

6. Обо всем понемногу

1. Какое животное обладает самым громким голосом? (Крокодил)

2. Какие ноги у жирафа длиннее - передние или задние? (Одинаковые)

3. Где у кузнечика ухо? (На ноге)

4. Какие звери летают? (Летучие мыши)

5. Пользу или вред приносит зимой человеку барсук? (Зимой он спит)

6. Как называется явление природы, когда Луна между Солнцем и Землей на одной прямой линии? (Солнечное затмение)

7. Составьте как можно более длинное предложение (все слова должны начинаться на одну букву, за исключением предлогов и союзов). За каждое слово в предложении - 1 балл. Например, буква «К».

8. Чем угощала Золушка своих сестер на балу? (Апельсинами, лимонами)

9. Какой герой сказки ослеп, не потеряв зрение? (Кай из сказки «Снежная королева» Г.Х. Андерсена)

10. Героиня, которая учила бесшабашного мальчишку: «Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки». (Мальвина)

12. В каком городе родился русский писатель А.П. Чехов? (В Таганроге)

Ведущий: Мы попросим жюри объявить итоги перед последним конкурсом.

(Члены жюри объявляют предварительные итоги)

7. Дары природы разных стран.

Ведущий: А сейчас мы подошли к финальному биологическому конкурсу - «Осенние дары».

Здесь мы всех попросим помолчать, лишь поднимать таблички с номером, соответствующим, по вашему мнению, правильному варианту ответа.

1. После проведения археологических раскопок мы узнали о самом первом хлебе. Его готовили из...

древесины; орехов и желудей; дикорастущей травы. Вымоченные и высушенные желуди растирали

между камнями в муку, из которой делали первые сырые лепешки, их можно было печь на огне. Так делали хлеб, пока не стали употреблять пшеницу.

2. Есть сказка про чудо-дерево, на котором растут булки, калачи, пряники. А в какой стране на самом деле растет хлебное дерево, которое плодоносит 8 месяцев в году, а хлеба с одного 15-летнего дерева хватает семье из трех человек на целый год?

На Ямайке; в Японии; в Китае.

3. Название этого овоща, заимствованное из немецкого языка, восходит через итальянское слово «трюфель» к латинскому «терратубер», что означает «земляная шишка». Как вы думаете, что это за «земляные шишки»?

Редис; свекла; картофель.

4. Раньше существовало поверье: если отвезешь в лес вечером миски с этим пареным овощем - утром на этом месте найдешь слиток золота, так как это любимое лакомство гномов. Ночью гномы съедят угощенье и щедро заплатят за любимое кушанье. Доверчивые люди носили в лес миски, но золота, увы, не находили. Какой пареный овощ является любимым лакомством гномов?

Морковь; козелец; фасоль.

5. Этот овощ у древних персов считался символом ссор, раздора и сплетен. Кто хотел насолить сопернику или недругу, тайно подбрасывал в дом ветвистое дикорастущее растение. А греки, наоборот, очень ценили этот корнеплод, даже благодарственные приношения богам делали в виде его серебряного изображения. А на Руси красавицы использовали его как румяна. Что это за овощ?

Редис; свекла; морковь.

6. Этот овощ не только съедобен. В 1532 г. в долине реки Ориноко, оказывая сильное сопротивление испанским завоевателям, индейцы провели первую в истории... газовую атаку. Они несли жаровни и непрерывно бросали на тлеющие угли какой-то красный порошок. Из какого измельченного овоща индейцы получили удушливый газ?

Лук; чеснок; перец.

9. Этот овощ долгое время во Франции и Италии слуг- жил только декоративным украшением беседок, в Германии - красовался в горшках среди комнатных растений, а в Англии и России его выращивали в оранжереях среди экзотических цветов. Привезен он был из Южной Америки, плоды его назывались «золотыми яблоками», хотя и считались ядовитыми. О каком овоще идет речь?

Дыня; помидор; патиссон.

10. Родина этого овоща - Индия. Одно время считалось, что это самая изысканная пища. В Турции даже живет легенда: в далекие времена, когда этот овощ только-только появился в стране, жестокий и жадный султан Магомет II приказал однажды вспороть животы семи придворным, дабы узнать, кто из них съел один из присланных ему в подарок овощей. В Россию он попал из Греции, а название его на греческом означает «неспелый, недозревший». Что это за овощ?

Баклажан; огурец; капуста.

(Жюри подводит итоги. Проводится награждение победителей. Чаепитие.)

Алена Фирсова (Сычевник)

Интеллектуальная игра «Умники и умницы »

для детей 6-7 лет

Сычевник Алена Владимировна

Воспитатель, 2015 год

Цель – стимулирование познавательной активности детей , обобщение знаний по математике, развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.

Задачи :

Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности , желание играть в игры с математическим и речевым содержанием.

Развивать мышление, внимание, коммуникативные навыки.

Воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь.

Ход игры:

Ведущий : Добрый день, дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас на интеллектуальной игре «Умницы и умники » ! Название этой игры не случайно. Сегодня, в этом зале самые умные, самые талантливые, самые сообразительные дети. А теперь давайте познакомимся.

Приветствие команд

Команда "Почемучки"

"Все хотим на свете знать,

И все выучим на «пять» !"

Приветствие

Желаем вам, желаем вам

Чтоб лучший приз достался… нам!

Желаем вам место занять призовое…

Но не первое, а второе.

Ведущий : В каждой игре есть правила и в нашей тоже :

1. Быть внимательными и активными

2. Вопросы, которые я задаю, слушать до конца.

3. За каждый правильный ответ команды получают по 1 очку.

4. На вопросы чужой команды можно отвечать только тогда, когда вам разрешат. За подсказку или выкрикивание ответа будет сниматься очко.

5. За каждое нарушение правил будет сниматься одно очко.

Оценивать игру будут наши гости – преподаватели Зыковской школы.

Наша викторина состоит из 5-ти туров.

Итак, начнём с небольшой разминки (могут отвечать обе команды, ответы не оцениваются)

Сколько этажей в пятиэтажном доме?

Как называется фигура, имеющая три угла и три стороны?

Сколько ушей у двух мышей?

Сколько пятачков у трёх поросят?

Какой сегодня месяц? день недели? а завтра?

На чем летает Баба Яга? (На метле, в ступе)

Чем машут волшебники, произнося заклинание? (Волшебной палочкой)

Какой предмет дома лежит на полу, а в сказках - летает? (Ковер-самолет)

Обувь, помогающая передвигаться очень быстро. (Сапоги-скороходы)

Она все может сделать невидимым. (Шапка-невидимка)

«Конкурс капитанов» . «Сложи квадрат» .

Капитанам команд предлагаем показать свою сообразительность и смекалку и заработать первое очко для своей команды. Каждый капитан получает по 4 треугольника, из этих треугольников нужно составить квадрат. Победит тот, кто первый сложит квадрат. А участники команд поддерживают и «болеют» за своих капитанов.

Подводятся итоги конкурса.


В этом туре необходимо каждой команде ответить на 10 вопросов. За каждый правильный ответ команды получают по 1 очку.

Вопросы для 1 команды :

1. Сколько месяцев в году? (12)

2. Самый короткий месяц в году? (Февраль)

3. В каком месяце дети идут в школу? (В сентябре)

4. В какое время года появляются подснежники? (весной)

5. Какой первый день недели? (понедельник)

6. Пальто, платье, свитер это. (одежда)

7. Колобок, обросший иглами? (еж)

8. Сказочный мальчик с деревянным носом? (Буратино)

9. Какое домашнее животное носило обувь? (Кот в сапогах)

10. Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка)

Вопросы для 2 команды :

1. Первый месяц года? (январь)

2. В какое время года птицы вьют гнезда? (весной)

3. Сколько дней в недели? (7)

4. Сапоги, туфли, ботинки это. (обувь)

5. Курица в детстве? (цыпленок)

6. Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина)

7. Кто на сметане мешен, на окошке стужен? (Колобок)

8. Герой русской народной сказки, который ездил на печи? (Емеля)

9. Сказочный мальчик-луковка? (Чиполино)

10. Имя девушки, братец которой превратился в козленочка? (Аленушка)

Слово для объявления результатов 1 тура предоставляется жюри

2 тур «Веселая математика»

Задачки в стихах для 1 команды :

Две мышки проникли в квартиру,

Решили попробовать сыру.

Тут следом явились подружки -

Три сереньких мышки-норушки.

Кот спал в это время на крыше,

Про этот не ведая пир.

А ну, сосчитай, сколько мышек

Съели оставленный сыр?

2. Семь весёлых поросят

У корытца в ряд стоят.

Два ушли в кровать ложиться,

Сколько свинок у корытца?

Задачки в стихах для 2 команды :

1. Как-то вечером к медведю

На пирог пришли соседи :

Ёж, барсук, енот, "косой",

Волк с плутовкою лисой.

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

Помоги ему скорей –

Посчитай-ка всех зверей.

2. Семь гусей пустились в путь.

Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками?

Сосчитайте, дети, сами.

Задание № 20 «Помоги Иванушке» (Приложение 1)

Физминутка «Запретное число»

Ведущий : Для победы в игре «Запретное число» потребуется внимание. Две команды стоят в круге. Выбирается число, которое нельзя произносить, вместо его произнесения играющий хлопает в ладоши . Считать будем до 10. Дети, которые ошибаются, выходят из игры; будьте внимательны. Игра начинается .

Слово для объявления результатов 2 тура предоставляется жюри


3 тур «Четвертый лишний»

Ведущий : Следующий конкурс поможет определить более сообразительную команду. В этом конкурсе вам нужно выбрать лишнее слово из 4 предложенных и назвать одним словом оставшиеся слова.

1 команда :

Воробей, кошка, ласточка, голубь (кошка) ;

Шуба, шапка, карандаш, колготки (карандаш) ;

Роза, астра, кастрюля, василек (кастрюля) .

2 команда :

Медведь, комар, заяц, лиса (комар) ;

Земляника, клубника, береза, малина (береза) ;

Молоток, топор, стул, лопата (стул) .

Подводятся итоги 3 тура.

4 тур «Послушай и заполни»

Ведущий : Вы были внимательными, сообразительными, показали свои знания и смекалку. Теперь нам бы хотелось проверить вашу память. Командам предлагается прослушать отрывок из произведения Н. Носова «Карасик» . И не просто прослушать, а внимательно и запомнить все, что вы услышите. После прослушивания я буду каждой команде задавать вопросы. Победит та команда, которая ответит на большее количество вопросов правильно.

Мама недавно подарила Виталику аквариум с рыбкой. Очень хорошая была рыбка красивая! Серебристый карасик – вот как она называлась. Виталик был рад, что у него есть карасик. Первое время он очень интересовался рыбкой – кормил ее , менял воду в аквариуме, а потом привык к ней и иногда даже забывал ее вовремя покормить.

А еще у Виталика был котенок Мурзик. Он был серый, пушистый, а глаза у него были большие зеленые. Мурзик очень любил смотреть на рыбку.

Вопросы 1 команде :

1. Как звали мальчика?

2. Какой подарок подарила мама Виталику?

3. Как ухаживал Виталик за рыбкой?

4. Как звали кота?

5. Какого цвета были глаза у Мурзика?

Вопросы 2 команде :

1. Кто подарил Виталику подарок?

2. Как называлась рыбка?

3. О чем забывал Виталик?

4. Какого цвета был кот?

5. Чем любил заниматься Мурзик?

5 тур «Расположи по порядку»

Задание № 9 (Приложение 2)

Подводятся итоги 5 тура и всей игры.

Ведущий : Подошла к концу наша игра , но прежде чем подвести итоги и определить победителя я хочу спросить у вас - для чего мы сегодня составляли слова, решали задачки, разгадывали головоломки?

Ответы детей (чтобы быть умными; тренировка ума; подготовиться к школе; чтобы лучше учиться в школе)

Ведущий : Обе команды достойно показали свои знания и умения. Настал час награждений.

Дети награждаются сладкими призами, команды получают грамоты.


Цели: Использование интеллектуальных игр с целью создания благоприятных условий для развития каждой личности, способной к достижению результативности в интеллектуальном труде.

Задачи:

  1. Создать условия для самопознания и самореализации.
  2. Стимулировать развитие интеллектуальных и познавательных возможностей детей.
  3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу в условиях работы в команде.
  4. Развивать творческую активность детей.

Участники игры:

В игре участвуют 4 команды. Участников каждой команды объединяет дата рождения. В первой команде ребята, которые родились осенью, во второй – зимой, в третьей – весной, в четвёртой – летом.

Участники команды придумывают название команды, выбирают капитана.

Оборудование:

  1. Мультимедийное оборудование.
  2. Персональный компьютер.
  3. Мультимедийная презентация.
  4. Сигнальные карточки.
  5. Оценочный лист.
  6. Секундомер.
  7. Гонг.
  8. Грамоты и призы
  9. «Шапочка Мудрейшего»

Описание игры

Данная игра является командной игрой и рассчитана на учащихся 3 класса. В игре 4 тура.

I тур

I тур содержит в себе вопросы 4 - х категории знаний, которые оцениваются от 1 до 4 баллов:

МАТЕМАТИКА 1 2 3 4
ЛИТЕРАТУРА 1 2 3 4
РУССКИЙ ЯЗЫК 1 2 3 4
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 1 2 3 4

На обсуждение вопроса командам даётся 15 секунд. За временем выполнения задания следит арбитр.

Первой отвечает та команда, которая быстрее всех подняла сигнальную карточку. Если команда даёт неправильный ответ, право ответа переходит к команде, которая следующей подняла сигнальную карточку. За каждый правильный ответ команда получает то, количество баллов, которое соответствует вопросу в таблице. За каждый неправильный ответ у команды вычитается соответствующее количество баллов. Право выбора следующего вопроса получает, та команда, которая правильно ответила на предыдущий вопрос.

Подсчёт очков ведет счётная комиссия в составе 4 человек. Каждый член комиссии следит за одной командой и ведёт подсчёт количества баллов, набранных данной командой.

Эти же правила используются при проведении II тура игры.

II тур

СПОРТЛАНДИЯ 10 20 30 40
РАЗ РОМАШКА, ДВА РОМАШКА… 10 20 30 40
РАЗНЫЕ СТРАНЫ 10 20 30 40
ШЕВЕЛИ ИЗВИЛИНОЙ 10 20 30 40

Несколько вопросов I и II тура относится к категории «Кот в мешке» и к категории «Вопрос-аукцион». Участники игры не знают заранее, в каком поле находятся данные вопросы.

Если в ходе игры команде достаётся вопрос из категории «Кот в мешке», то право ответа на этот вопрос команда отдает соперникам по интеллектуальной игре.

Если в ходе игры команде достаётся «Вопрос – аукцион», топраво ответа получает та команда, которая предложит большую «цену». «Торговаться» могут только те команды, на счету которых положительное количество баллов.

III тур

В III туре у частники решают кроссворд. За каждый правильный ответ команда получает по 5 баллов.

В финал проходят только команды с положительным количеством баллов.

Финал

Перед началом финала каждая команда делает ставки , т. е. записывают на карточках количество баллов, которое выставляют в качестве ставки и сдают в счётную комиссию.

В финале команды должны составить новые слова из букв слова СНЕГУРОЧКА. Время выполнения задания – 1 минута. Выигрывает команда, которая составила наибольшее количество слов. На счёт этой команды поступает то, количество баллов, которое команда заявила в ставке. У остальных команд со счёта снимаются баллы, заявленные в ставке.

Победителем игры считается та команда, на счету которой после финала осталось наибольшее количество баллов.

По итогам игры вручаются грамоты и призы участникам команды-победительницы игры, выявляется лучший игрок, которому вручается «Шапочка Мудрейшего»

ХОД ИГРЫ

I. Оргмомент:

1 ученик:

Если хочешь строить мост
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь –
Хорошо работай в школе
Добросовестно учись.

2 ученик:

В школу ходим мы не зря,
Без наук никак нельзя!
В жизнь неграмотным войдешь
За минуту пропадешь.
Чтоб ошибок избежать,
Ум свой надо развивать.
А в игре проверить можно
Просто будет или сложно.

II. Уважаемые участники команд, сейчас Вы должны придумать название своей команде и выбрать капитана.

(игроки придумывают название команды)

Детский мир уникален. Он обладает своей лексикой, своими нормами, своими кодексами чести и забавами. Это признаки волшебной страны, имеющей название «Игра». Эта страна необыкновенно радует, увлекает детей, заполняет собой все время и является делом очень важным. Малыши живут и развиваются в игре. И не только малыши. Игра захватывает всех своей притягательной романтикой, волшебством и неповторимостью. Бытует мнение, что каждое поколение увлекается своими играми. И это правда. Изменяется время, изменяется культура, изменяется игра. Сегодня сформировалось новое направление, названное «Интеллектуальная игра для детей».

Эти игры помогают раскрыться талантливым, необычайно эрудированным детям, для которых наука, новые знания, многообразие творчества носят первостепенный характер. В отличие от научных конференций, разных олимпиад и факультативов, интеллектуальная игра для детей превращает серьезную деятельность в красочное зрелище, в захватывающее состязание, в яркий праздник. Поэтому такие игры нравятся не только детям. В них с удовольствием принимают участие подростки, студенты. И даже взрослые, заинтересовавшись игрой, с удовольствием присоединяются к играющим.

Правильная организация отдыха имеет большое значение. Умственные нагрузки, холодная пора года сильно истощают физическое и психологическое состояние ребенка. Поэтому летом просто необходимо отдохнуть. Грамотно организовать процесс творческой самореализации, обогащения дополнительными знаниями может только интеллектуальная игра в лагере. Такие игры - творческая деятельность, в которой дети демонстрируют свое понимание жизни, раскрывают мысли, стремления, а подчас и чувства.

Примеры игр

«Сложный ответ»

Один из детей (выбранный ведущий) задает очень простые вопросы, подразумевающие ответы «Да», «Нет». Остальные участники игры должны дать ответ, при этом использовать слова «Да», «Нет» категорически запрещено.

«Диспут»

Все дети разделяются на две команды. Вожатый или воспитатель раскрывает детям определенную тему. Первая команда должна утверждать, пытаясь доказать известными фактами, а вторая - напротив, должна найти факты, чтобы доказать противоположную сторону.

«Составь пословицу»

Детям выдают листочки с написанными двумя словами. Из этих слов нужно составить пословицу. Например, слова: свет - тьма. Выигрывает тот ребенок, который первый правильно озвучит известную пословицу.

Все дети любят сказки. Именно поэтому в советское время все лагеря проводили конкурс на лучшее театрализованное представление известных сказок. Сегодняшние дети не очень любят участвовать в таких спектаклях. Поэтому интеллектуальная игра для детей, включающая в себя множество различных сказок, будет очень полезна.

Сценарий игры «Мир сказок»

В такой игре предполагается наличие четырех команд-отрядов.

Конкурс 1

Называется любая сказка. На последнюю букву этой сказки нужно назвать новую. Действие происходит по кругу. Выбывает из участия команда, не подобравшая в течение 5 секунд необходимого названия сказки.

Конкурс 2

Необходимо придумать хвалебную оду любому Всем командам выдаются заготовленные рифмы:

галка - палка,
носок - песок.

Конкурс 3

Продумать и театрализовать встречу трех абсолютно разных персонажей. Например, таких как:

  • Конек-Горбунок, Алладин, Баба-Яга.
  • Русалочка, Старик-Хоттабыч, Винни-Пух.
  • Змей Горыныч, Золушка, Маугли.
  • Красная Шапочка, Пятачок.

Конкурс 4

Капитаны тянут жребий. Каждая команда получает свою сказку. Не употребляя слов, исключительно пантомимой, команда должна продемонстрировать сказку, чтобы зрители угадали ее название. Варианты сказок:

  • «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок».

Конкурс 5

Продумать и театрализовать небольшую сказку-историю, в которой будут применены три волшебных предмета: скатерть-самобранка, ковер-самолет, магическое зеркало.

Конкурс 6

Театрализовать известную сказку «Три поросенка» в национальном стиле. Можно использовать африканский стиль, индийский, английский. В этом действии учитывается подбор соответствующих животных, передача колорита, подражание стилю и даже акценту.

Такой сценарий интеллектуальной игры можно дополнять конкурсами, если дети войдут в азарт. Для этого нужно заранее заготовить несколько дополнительных конкурсов. По окончании, конечно, подводится итог, и награждаются победители - как лучшие сказочники.

В мире существует некоторый досадный стереотип - креативное развитие направлено на развитие маленьких детей или младших школьников. Зачастую в школах и лагерях тщательно подбираются интеллектуальные игры для младших школьников. Но подростки и старшеклассники также нуждаются в развитии творческого и креативного потенциала. Именно поэтому предложите старшим детям создать клуб интеллектуальных игр. Заинтересуйте их не только самими играми, но и планированием работы с младшими детьми.

Несколько игр, которые понравятся старшеклассникам, предложены вашему вниманию.

Игры для старших детей

«Театр аббревиатур»

Игра требует прекрасного актерского мастерства.

Один из игроков выходит за дверь. Остальные придумывают слово. Буквы этого слова распределяются между играющими детьми. Каждая буква характеризует тип поведения. Например «з» - зависть, «о» - озорство. Когда ведущий входит в комнату, игроки должны показать ему пантомимы. Необходимо определить, какую черту характера ему демонстрируют, и из полученных букв сложить правильное слово.

«Море волнуется»

Все игроки придумывают по одному слову и в порядке очереди называют их вслух. Заключающий эту цепочку игрок называет свое слово и приобретает роль рассказчика. Он начинает рассказывать выдуманную историю, в которую необходимо связно включить все названные игроками слова. Игрок, слово которого было произнесено, должен выйти из цепочки и отойти подальше от своего места. Рассказчику необходимо запутать игроков своим повествованием. Например, долго не произносить ни одного из слов игроков, а затем назвать несколько слов сразу. Рассказ должен закончиться фразой «море волнуется». Эта фраза является сигналом, по которому все игроки стремятся вернуться на свои места. Тот, кто не успел, становится рассказчиком.



Похожие статьи