Нештатная ситуация на борту. Без паники. Аварийная ситуация в небе глазами стюардессы. Показания очевидца трагедии

Во Владивосток самолета, вылетевшего в Сеул. Несколько выпивших болельщиков, которые направлялись на Олимпийские игры, действительно нарушали порядок и закурили в туалете самолета, но уже после того, как на борту началась паника из-за сообщения об аварийной ситуации. По словам приморских болельщиков, направлявшихся на Олимпиаду, "двигатель заглох, потом все начали судорожно пить, курить и готовиться умереть", сообщает ИА PrimaMedia.

Официально авиакомпания "Аврора" заявила, что самолет AIrbus 319 рейсом SU 5436 из Владивостока в Сеул был вынужден вернуться в аэропорт вылета из-за технической неполадки – поломки датчика масла в одном из двигателей. Самолет развернулся после 40 минут полета.

"Начались проблемы с датчиком масла в двигателе, он просто заглох. Проблема была не в нарушителях. Они пошумели, когда зашли в самолет, потом успокоились. Уже после того, как объявили о технической неисправности, они стали курить в туалете. Как я понял, самолет сделал крюк и вернулся во Владивосток, хотя был почти у Сеула, потому что его должны были ремонтировать именно в Приморье", – рассказал пассажир самолета по имени Александр.

(Согласно официальной информации от компании "Аврора" двигатель, в котором возникли неполадки, не глох. Причина разворота воздушного судна - отклонение в индикации уровня масла одного из двигателей - прим.ред).

По словам еще одного свидетеля событий на борту, на двух закуривших в туалете пассажиров уже в аэропорту были составлены административные протоколы. Каждый из них заплатит штраф в 500 рублей.

"Это была компания из шести человек, двоих из них задержали. Я не уверен, что они были болельщиками, может быть, и моряки. Ничего серьезного не случилось, они поорали, но я так понимаю, особо последствий для них не будет. Вид у них не очень презентабельный. Четверо точно продолжат с нами путь в Сеул на другом самолете, а вот двое, которые курили – вопрос", – рассказал пассажир по имени Игорь.

Отметим, что борт благополучно приземлился во Владивостоке между 13 и 14 часами дня. На взлетно-посадочной полосе самолет встречали пожарные машины и кареты "скорой помощи", под одним из двигателей выходящие люди увидели лужу масла. Сейчас пассажиры ожидают в аэропорту резервное судно, которое доставит их в Сеул.

По информации агентства от источника в правоохранительных органах, полиция установила троих нарушителей порядка на борту A319. "О внесении этих граждан в "черные списки" говорить пока рано, однако с рейса они не сняты. Молодые люди признали вину и раскаялись", - отметил собеседник ИА PrimaMedia.

Напомним, что 22 февраля 2018 года воздушное судно А319 авиакомпании "Аврора" при выполнении рейса 5436 по маршруту Владивосток – Инчхон (Сеул) совершило возврат в аэропорт вылета Владивосток (Кневичи). По предварительной информации, через 40 минут полёта экипаж зафиксировал отклонение в индикации уровня масла одного из двигателей. Командиром воздушного судна было принято решение о возврате в аэропорт вылета Владивосток. Посадка выполнена благополучно. Никто из находящихся на борту 119 пассажиров и 6 членов экипажа не пострадал. прокомментировала инцидент с экстренным возвратом рейса HZ 5436 Владивосток - Сеул в аэропорт отправления. По данным перевозчика, причиной разворота лайнера стали неполадки в индикации уровня масла в одном из двигателей.

Сейчас, по словам представителей авиакомпании, для выполнения рейса 5436 в Сеул готовится резервное воздушное судно авиакомпании. Причины случившегося выясняет специально созданная комиссия.

МАК анонсировал причину крушения лайнера «Саратовских авиалиний» в Подмосковье. Однако пилоты авиакомпании на условиях анонимности утверждают, что это был теракт.

Обледенение датчиков объявили причиной крушения

К вечеру 13 февраля стала известна основная причина крушения Ан-148. Как заявили в Межгосударственном авиационном комитете (МАК), датчики полного давления обледенели, в результате чего информация о скорости самолета на индикаторах отображалась неверно.

Обледенение датчиков, в свой черед, произошло из-за того, что системы их обогрева были выключены.

Как выяснили специалисты, нештатная ситуация на борту упавшего Ан-148 начала развиваться через 2 минуты 30 секунд после взлета. В это время самолет находился на высоте 1300 метров. Крушение, по данным Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, произошло на четвертой минуте полета.

Однако до конца непонятно, как неверное отображение скорости могло привести к такому стремительному падению лайнера. Напомним читателям, экипаж не успел выйти на связь с диспетчерами и не запрашивал аварийную посадку.

«Это был теракт»

Как и в любом резонансном происшествии, не обошлось без неофициальных предположений.

«Радио Свобода» пообщалось с пилотом «Саратовских авиалиний», который неоднократно летал маршрутом Москва-Орск, в том числе вместе с погибшим капитаном воздушного судна Валерием Губановым.

Летчик на условиях анонимности сделал сенсационное заявление.

«Я считаю, что это теракт, все коллеги, с которыми я пообщался после трагедии, тоже к этому склоняются», - сказал он.

По его словам, техобслуживание самолетов в «Саратовских авиалиниях» проходит как положено, по регламенту, модель Ан-148 сама по себе надежная, а все нештатные ситуации экипажем хорошо отрабатываются. Ошибку пилотирования или технические неисправности как версии собеседник «Радио Свобода» отрицает.

Неназванный пилот обращает внимание на то, что обломки от самолета раскидало на километр, а тела невозможно опознать без генетических экспертиз.

«Если бы самолет развалился от удара о землю, то тела и обломки лежали бы рядом, компактно, в таких случаях многих погибших находят в их креслах. А тут по частям всех собирают... Это значит, что на борту был мощный взрыв, иначе бы их так не разнесло», – рассказал пилот «Саратовских авиалиний».

Сейчас в интернете много статей и интервью с пилотами, с рассказами о том, как летают самолеты с сотнями интересных и толковых постов на тему авиации. Однако эта сфера до сих пор овеяна кучей мифов, домыслов и т. д. По моей забавной статистике, многие пассажиры не доверяют пилотам, несмотря на то, что именно они непосредственно занимаются управлением самолета.

Я бы хотела рассказать о том, что происходит в самолете в то время, как в кабине пытаются решить техническую проблему. Все-таки бортпроводники находятся в салоне с пассажирами и принимают участие в подготовке к посадке. Мы нечто среднее между пилотам и пассажиром - связующее звено: что-то знаем, но повлиять на ситуацию не можем.

В моей жизни был ровно один возврат в аэропорт вылета по технической неисправности, но причина была довольно серьезной. Было много чего другого, но возврат пока один. Утро началось как обычно: экипаж прибыл в аэропорт, прошел медконтроль и приступил к проверке самолета. После выполнения всех необходимых процедур, командир дал готовность ВС и через некоторое время нам привезли пассажиров. Самолет исправен, питание загружено, пассажиры пристегнуты. Бортпроводники занимают свои места, командир сообщает о готовности к взлету. Разбег, отрыв, набор высоты. Через некоторое время табло «пристегните ремни» погасло, и мы приступили к сервировке телег.

Говорят, что когда знаешь каждый звук в самолете, то даже без приборов можно понять, что происходит что-то не то. Не могу говорить об этом с уверенностью, но у меня появилось ощущение «неладного» только потому, что есть опыт самостоятельного пилотирования ВС и потому, что знала схемы выхода из конкретно этого аэропорта.

Я немного замешкалась, не зная убирать ли телеги обратно. Экипаж молчал, табло не зажигалось, но мне было очевидно, что предлагать экипажу чай или идти кормить пассажиров - плохая идея. На всякий случай убрала вкладыш с приготовленными напитками и принялась ждать команды. Мне открыли дверь в кабину. На приборной панели светился отказ, 2ой пилот читал QRH, командир крутил курс в обратную сторону. В кабине шел оживленный радиообмен и переговоры внутри экипажа.


Командир бросил беглый взгляд на меня:

Мы возвращаемся?

Пассажирам сказать?

Нет, я сам скажу, готовься к посадке, сейчас включим ремни, все штатно.

Начали убирать тележки и все, что уже было приготовлено для обслуживания. Зажглось табло пристегнуть ремни: «Уважаемые дамы и господа, к сожалению, по техническим причинам мы не можем продолжить наш полет до пункта назначения. Для обеспечения вашей безопасности, я принял решение вернуться в аэропорт вылета. Просим занять свои места и застегнуть ремни безопасности, а так же не волноваться, посадка будет проходить в штатном режиме».

Начинается веселье не только доя пилотов, но и для бортпроводников. Нужно быстро пристегнуть пассажиров, максимально коротко ответить на их вопросы и успокоить переживающих. Задача не из легких, поскольку, «Что случилось?» спрашивают почти все, а ответить нечего, и более того некогда. Часть пассажиров начала паниковать, хотя по бОльшей части нам с ними повезло. У моей коллеги из другой авиакомпании был возврат с выработкой топлива над аэропортом, а пассажирами были дети с родителями, которые летели в Анапу и самолет был полный.

Рассказывала, что паника на борту была кошмарной, детей укачало и вообще разрядить обстановку было сложно.

Мы же благополучно вернулись в аэропорт вылета, далее авиакомпания решала вопрос с заменой самолета и ремонтом вернувшегося и т. д. и т. п.

Было ли страшно? Да нет, но неприятно было. Скажу честно, я поняла, что что-то не то только потому, что у меня есть небольшой опыт пилотирования летательных аппаратов. Пассажиры не поняли ничего, пока командир не сообщил о поломке.


Что происходит в кабине в этот момент? Работа и не более того.

В чем мораль этой басни?

1. Если возникла подобная ситуация, как я описала выше, не спрашивайте у проводников, что случилось, а просто выполните их просьбы. С большой долей вероятности вы все равно не сможете повлиять на ситуацию и даже оценить, насколько серьезен этот отказ. Более того, скорее всего у экипажа не было времени объяснять, что произошло.

2. Нет, это не самолет плохой и не авиакомпания: есть вещи, которые невозможно проверить на земле. Например, уборку шасси на земле проверить сложно, но в воздухе можно понять, что колеса не уходят. Да, самолеты иногда ломаются. Как и любая техника, они требует ремонта и обслуживания. И ломаются они не только у нас в России. Проверяла лично. Хотя проблемы с обслуживанием у нас присутствуют.

3. Не все отказы заканчиваются катастрофой. Далеко не все, а даже скорее единицы.

4. Пилоты тоже хотят жить, у них есть семьи, дети и родственники, поэтому вряд ли кто-то полетит на неисправном самолете «наудачу».


Всем безаварийных полетов, друзья!

Пока «черные ящики» самолета не расшифрованы, говорить о точных причинах авиакатастрофы рано, однако в прессе появляются различные подробности и предположения. Среди вероятных версий назывались ошибка пилотирования, отказ техники, попадание в двигатель посторонних предметов и даже теракт. Эксперты прокомментировали предполагаемые причины крушения Ту-154.

Версия теракта

Эту версию заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов отверг сразу. По его словам, самолет, скорее всего, разбился о водную поверхность, а обломки разнесло течением. Разброс обломков вовсе не является признаком того, что лайнер разлетелся в воздухе. С этим мнение согласен и председатель совета фонда «Легенды авиации», заслуженный летчик-испытатель Валерий Ваньшин.

«Зона разброса обломков не такая уж большая, скорее их просто разнесло течением. Надо смотреть, в каком направлении выплыли все детали - в одном или в каком-то радиусе», - пояснил он.

Попадание в двигатель посторонних предметов

Версия с попаданием в двигатель посторонних предметов тоже выглядит фантастической. Как правило, в двигатель попадают птицы, но даже такой инцидент не может привести к падению трехдвигательного самолета Ту-154.

«Да, бывало, попадали птицы. Да, разрушался двигатель. Но это не приводило ни к взрыву самолета, ни к катастрофическому разрушению всего воздушного судна. Это очень маловероятно. Попадание даже крупной птицы в трехдвигательный самолет не могло вызвать такого фатального конца», - сказал Ваньшин.

К тому же, авиакрушение произошло в темное время суток, около пяти утра. В это время птицы, как правило, не летают.

«Чисто гипотетически возможно, что кто-то когда-то запустил достаточно большой дрон, пилотировал его, хотел, может, снять какой-то сюжет, но столкнулся с самолетом. И то, к такому критичному результату это бы не привело. Это тоже стоит сразу убрать из обсуждаемых версий», - добавил Попов.

Перегруз самолета

В том, что самолет был перегружен, Ваньшин тоже сомневается. Несмотря на то, что находящаяся на борту глава фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка (Доктор Лиза) везла с собой гумгруз для лечебных учреждений в Сирии, а другие пассажиры - личные вещи, скорее всего, нормы по весу превышены не были.

«Военные никогда не идут на нарушения правил по перегрузу. Они очень строго за этим следят. Я не думаю, что был перегруз», - сказал летчик.

Ошибка пилотирования

Лежит ли вина на экипаже - сложный вопрос. Лайнер пилотировал летчик первого класса Роман Волков, который за свою карьеру налетал более трех тысяч часов. Это достаточный опыт для пилота, тем более, работающего в Министерстве обороны.

«Причиной катастрофы может быть любой специалист любой квалификации. Три тысячи часов - это большой налет. Не столько, чтобы говорить об очень большом, но для военных это очень прилично. Опыт подсказывает, что [совершать ошибки могут] люди всех возрастов и любого опыта, вплоть до летчиков-испытателей. Это дело случая, обстоятельства полета, а они могут быть очень непредсказуемые», - сказал Ваньшин.

Отказ техники

По словам Попова, ошибка пилота может иметь место, но она, скорее всего, была спровоцирована внешними факторами. Эксперт считает, что причиной катастрофы стал технический отказ, который повлек за собой цепь фатальных событий.

«Мое мнение, одна из версий: где-то был технический отказ. Но он был не единичный, он мог только провоцировать цепь событий, которые привели к катастрофе. Там не одна нештатная ситуация, их было несколько. Они происходили друг за другом и снежным комом навалились на экипаж. Это привело к большому дефициту времени в организации всех действий, которые положено летному составу в этой ситуации делать. Наступила критическая обстановка, люди просто не успевали реагировать», - сказал пилот.

Ситуацию усложняло и темное время суток, а также то, что полет происходил над морем -экипаж не видел горизонта и земные огни. Ориентироваться приходилось только по показаниям прибора.

С этим же мнением согласен командир А320, летчик «Аэрофлота» Андрей Литвинов. Он подчеркнул, что, скорее всего, к нештатной ситуации на борту изначально привел именно отказ техники. А сопутствующие факторы - время суток, нахождение аэродрома у береговой линии и критическая стадия полета (взлет), уже могли привести к ошибке экипажа, который пытался справиться с ситуацией.

«Очень похоже на отказ техники, причем настолько серьезный, что экипаж не успел доложить диспетчеру. Он боролся с отказом. Это критическая стадия полета - заход на посадку и взлет. На этом этапе, когда самолет взлетает, убираются шасси и закрылки. Возможно, произошла рассинхронизация закрылков - самолет заваливается набок и если вовремя не отреагировать, то самолет может упасть», - сказал Литвинов.

Он отметил, что описанная ситуация с закрылками - всего лишь один из сотни примеров отказа техники, которые могли произойти при взлете.

Показания очевидца трагедии

Сотрудник береговой охраны, ставший очевидцем крушения самолета Ту-154 в Черном море, дал следствию показания, свидетельствующие в пользу версии об ошибке пилотов. самолет летел низко и с неестественно задранным носом. Вместо набора высоты самолет стал быстро снижаться к поверхности моря, как будто хотел совершить на него посадку.

Попов посчитал, что эти показания не совсем верны. Самолет, вылетевший из аэродрома Адлер, ко второй минуте набрал высоту около 200 метров, поэтому увидеть его, тем более ночью, было бы проблематично.

«На том расстоянии, когда самолет уже оторвался от [взлетно-посадочной] полосы - а я хорошо знаю аэродром Адлер - ваш очевидец не мог видеть, что после взлета самолет чиркал хвостовой частью о воду и дальше продолжал набирать высоту, потому что мы отрываемся километра за 2,5 до береговой черты. В это время мы уже убрали шасси и закрылки, набрали высоту в пределах 200 метров. Это была ночь, как он мог это видеть? Самолет, скорее всего, уже чиркал в это время облака, а не воду», - сказал эксперт.

Ваньшин при этом отметил, что подобное положение самолета, как описал его очевидец, можно объяснить только падением скорости при совершении какого-либо маневра, например, разворота. Момент столкновения с водой совпал с поднятием носа самолета.

Подобная версия была озвучена в СМИ. По словам анонимного источника в силовых структурах, Ту-154 разбился на скорости 510 километров в час при маневре вправо.

«Катастрофа произошла, когда пилоты убирали механизацию (в выпущенном состоянии увеличивает подъемную силу крыла). При этом, по пока непонятным причинам, самолет шел с большим углом тангажа. <…> По всей видимости, произошло его сваливание с эшелона во время маневра вправо. В результате в конце разворота он столкнулся с поверхностью воды с левым креном на скорости около 510 километров в час», - пояснил

И все же человеческий фактор?

Человеческий фактор может стать причиной катастрофы, даже если исключить вину пилотов, считает Попов. За безопасность полета отвечает не только тот, кто сидит за штурвалом, но и члены так называемого наземного экипажа - механики, техники, диспетчеры и даже те, кто заправляют самолеты.

«И только на вершине этой горы стоит экипаж. Человеческий фактор подразумевает то, что в обязательном порядке этот термин будет проявляться, хотим мы или нет», - пояснил летчик.

Гадать о причинах можно бесконечно, но прежде чем настаивать на какой-то версии, следует дождаться окончания расследования, сходятся во мнении эксперты. Водолазам уже удалось поднять со дна «черные ящики». По словам Попова, они уже доставлены в Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил в подмосковных Люберцы. Уже через несколько дней специалисты смогут подтвердить или опровергнуть ту или иную версию крушения.

Редакция Арриво подготовила 7 важных советов на 7 опасных ситуаций.

Драка на борту

Драки на борту самолета стали нередким явлением, как среди наших соотечественников, так и среди иностранных туристов. Объясняется это, как правило, тем, что в аэропорту многие напиваются, чтобы унять страх перелета или просто сократить время ожидания. Оказавшись в замкнутом пространстве, кто-то просто засыпает, а кто-то начинает искать поводы для конфликта.

Опаснее всего на борту группы болельщиков, которые стремятся получить максимум адреналина и, наравне с драками, устраивают «качку», то есть бросаются от одного борта к другому. Если их меньше 30 человек, это не опасно, в противном же случае равновесие самолета может быть нарушено.

  • Став свидетелем драки на борту, в первую очередь, нужно сохранять спокойствие.
  • У всех иностранных авиакомпаний в экипаж входят так называемые «маршалы» - крупные стюарды, которые намного лучше справляются с усмирением буйных пассажиров, чем с раздачей сэндвичей.
  • А вот в отечественных компаниях подобная должность отсутствует, поэтому мужчины должны быть готовы прийти на помощь бортпроводнику в случае необходимости.

Зона турбулентности и воздушные ямы

Под турбулентностью понимается смешение нескольких воздушных потоков с разной температурой и плотностью, в результате которого самолет может мгновенно опуститься или подняться на несколько десятков метров. Чаще всего подобное происходит на высоте более шести тысяч метров, во время полета над городом, песчаным пляжем или озером, поверхность которого прогрета неравномерно.

При падении самолета в большую воздушную яму, все предметы, находящиеся в салоне и не закрепленные как следует, резко взмывают вверх, а затем падают на сидящих. Кроме того, если не пристегиваться, можно получить ушиб или даже перелом, ударившись во время тряски, которая обычно бывает при прохождении зоны турбулентности.

  • Садясь в самолет, убедитесь, что рядом нет тяжелых или острых предметов, незакрепленного багажа.
  • Даже ручка в кармане пиджака может стать опасной, поэтому лучше упаковать ее в сумку.
  • Кроме того, непременно пристегнитесь, а при попадании в зону турбулентности сгруппируйтесь так, как это указано в памятке пассажира.

Пожар в самолете

Нередки случаи, когда виновниками пожара в самолете становятся сами пассажиры, неосторожно обращавшиеся с огнем или курившие на борту. Правда, возникнуть пожар может и при взлете или посадке, и тогда у пассажира остается не более трех минут, для того чтобы выбраться из самолета.

  • В первую очередь помните, что самолет представляет собой огромный летающий бензовоз, и пользоваться зажигалками или курить на его борту категорически запрещено.
  • Если пожар при нахождении на взлетной полосе уже начался, постарайтесь как можно скорее покинуть салон самолета.
  • Для этого при посадке запомните, где расположены аварийные выходы, посчитайте, сколько от вас рядов кресел до выхода, чтобы сориентироваться даже на ощупь.
  • Не вдыхайте дым, передвигайтесь согнувшись, или на четвереньках, накиньте пальто или куртку и избавьтесь от синтетики в одежде (в том числе от колготок), поскольку расплавившись она наносит самые тяжелые ожоги.
  • Не стоит снимать обувь, кроме туфель на шпильках при выходе на надувной трап, да и те стоит держать в руках, чтобы на земле сразу обуть и не наступить на битое стекло или пластик.

Декомпрессия

Декомпрессия, в отличие от большинства авиа-происшествий, случается очень быстро и, хотя кажется пугающей, не является поводом для паники. Громкий шум, которым сопровождается выход воздуха из салона, способен напугать, однако самое опасное не это. Самолет быстро наполняется туманом и пылью, становится сложно дышать, в ушах звенит. В этот момент, самое важное не запаниковать, а надеть кислородную маску и надежно закрепить ее, чтобы она не свалилась, даже при возможной качке или потере сознания. Знайте, что экипаж немедленно начнет исправлять ситуацию, и самолет будет резко снижаться, пока давление в салоне и снаружи не выровняется, а затем будет совершена аварийная посадка в ближайшем аэропорту.

  • При первых признаках декомпрессии, наденьте кислородную маску на себя, а затем помогите окружающим.
  • Даже если рядом находится ребенок, в первую очередь позаботьтесь о себе, иначе вы можете потерять сознание и оставить его без помощи.

Аварии при взлете и посадке

Бортпроводники не зря просят пассажиров пристегнуть ремни и поднять спинки кресел во время взлета и посадки. Самые неожиданные аварии происходят именно в эти периоды полета.

  • В первую очередь, не стоит рассчитывать только на указания экипажа.
  • Заметив, что полет проходит не так (самолет резко снижается, один из двигателей затих или в салоне появился дым) пристегнитесь, сгруппируйтесь и приготовьтесь к экстренной посадке, во время которой неизбежны сильные перегрузки.
  • Как только самолет остановится, пассажиров начнут эвакуировать. В этот момент нельзя поддаваться панике, но делать все нужно предельно быстро.

Посадка самолета при сильном боковом ветре

Угон самолета

Случаи захвата самолета крайне редки, однако, о них быстро становится известно всему миру. И хотя шанс, что захватят рейс Москва-Анталья, ничтожно мал, лучше все же знать основные правила поведения и выживания в подобных ситуациях

  • Не выделяйтесь среди других пассажиров, исполняйте все требования преступников, а затем и группы освобождения.
  • Совершайте любые действия (поход в туалет, открытие багажа) только получив разрешение.
  • Во время штурма постарайтесь сесть или лечь на пол или спрятаться за спинкой кресла, не выражайте свое отношение к захватчикам и не пытайтесь справиться с ними самостоятельно.
  • После освобождения будьте готовы к тому, что следующие несколько часов придется непрерывно отвечать на вопросы полиции и силовых структур.

Посадка на воду

В экстренных случаях самолет может сесть на воду, однако это не значит, что жертвы неизбежны, поскольку к этому все воздушные суда подготовлены. Судно может находиться на плаву до 40 минут, и за это время все успевают его покинуть. Кроме того, современные самолеты оснащены спасательными жилетами и плотами, которые самостоятельно надуваются за одну минуту.

  • До отправления выясните, в каком положении самолет удерживается на плаву - горизонтально, с опущенным в воду хвостом или носовой частью. Исходя из этого, планируйте, к какому выходу нужно будет двигаться.
  • После приводнения начинайте с помощью стюардов спускать на воду самонадувающиеся плоты. В случае если плот не начал надуваться сам, дерните за ручку системы воздухоснабжения, расположенной на боку плота.

Еще одно видео о посадке самолета на острове Сент Мартин



Похожие статьи