Сборник основных правил русской орфографии и пунктуации. (Карманный справочник.). Сборник основных правил морфологии школьного курса русского языка - Питерская Т.И Основные правила русского языка в доступной форме

Название : Сборник основных правил морфологии школьного курса русского языка.

В справочное пособие включены все основные правила школьного курса морфологии русского языка.Сборник составлен с учетом действующих учебников и предназначен для широкого использования учащимися.

Слова самостоятельных частей речи имеют лексическое значение. Имена существительные обозначают окружающие нас разные предметы. Прилагательные обозначают признаки этих предметов. При помощи числительных можно сосчитать предметы или обозначить их порядок при счёте. Местоимения, в отличие от существительных, прилагательных и числительных, не называют, а указывают на предметы, их признаки и количества. Действия предметов обозначаются глаголами. Но действия предметов имеют свои признаки, которые называет такая часть речи, как наречие. Категория состояния как самостоятельная часть речи обозначает состояние природы, окружающей среды и физическое и душевное состояние человека.

МОРФОЛОГИЯ. ЧАСТИ РЕЧИ
Самостоятельные части речи 11
Особые формы глагола 12
Служебные части речи 12
Междометия 12
Имя существительное. 13
Имена существительные одушевленные и неодушевленные 13
Имена существительные собственные и нарицательные 13
Род имён существительных 14
Существительные общего рода 14
Род наклоняемых имен существительных
Изменение имён существительных по числам 15
Множественное число имен существительных 16
Имена существительные, имеющие форму только множественного числа 16
Имена существительные, имеющие форму только единственного числа 17
Три склонения имён существительных.... I17
Разносклоняемые существительные. ...... 19
Правописание НЕ с существительными. ... 21
Правописание суффиксов существительных -чик, -щик 22
Правописание сложных существительных 23
Морфологический разбор 25
Глагол 26
Изменение глагола по числам. 26
Изменение глагола по лицам 26
Правописание НЕ с. глаголами 27
Неопределённая форма глагола 27
Правописание -тех и -ты:я
Правописание Ь после шипящих
Виды глагола 29
Время глагола 29
Прошедшее время 29
Настоящее время 30
Будущее время- 30
Спряжение глагола 31
Разноспрягаемые глаголы 32
Глаголы переходные и непереходные 32
Глаголы возвратные и невозвратные 33
Наклонение глагола 33
И живительное наклонение 33
Условное наклонение 33
Повелительное наклонение
Безличные глаголы 35
Правописание гласных в суффиксах глаголов 35
Морфологический разбор 36
Имя прилагательное 38
Изменение имей прилагательных по числам 38
Изменение имен прилагательных по родам 38
Изменение имён прилагательных по падежам 39
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных 39
Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую 40
Степени сравнения имён прилагательных 41
Превосходная степень имен прилагательных 43
Разряды имён прилагательных 44
Качественные, прилагательные 44
Относительные прилагательные 44
Притяжательные прилагательные 45
Правописание НЕ с прилагательными 46
Правописание -Н- и -НИ- с прилагательных 47
Правописание сложных прилагательных. . . 49
Морфологический разбор 50
Местоимение 52
Разряды местоимений 52
Личные местоимения 52
Возвратное местоимение себя 53
Вопросительные местоимения 53
Относительные местоимения 54
Неопределённые местоимения 54
Правописание приставки НЕ в неопределённых местоимениях 55
Дефис в неопределенных местоимениях. . . 55
Отрицательные местоимения 55
Слитное и раздельное правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях 5(5
Притяжательные местоимения 56
Указательные местоимения 56
Определительные местоимения 57
Морфологический разбор 58
Числительное 59
Простые и составные числительные 59
Мягкий знак на конце и н середине числительных 59
Количественные и порядковые числительные. Разряды. Числительные, обозначающие целые число 60
Дробные числительные 61
Собирательные, числительные 61
Порядковые числительные 62
Морфологический разбор 63
Наречие 64
Смысловые группы наречий 64
Обстоятельственные наречия 64
Определительные наречия 65
Разряды местоименных наречий 66
Степени сравнения наречий 66
Сравнительная степень наречий 66
Превосходная степень наречий 67
Морфологический разбор 67
Категория состояния 67
Морфологический разбор (IS
Особые формы глагола. Причастие 69
Склонение причастий и кргшопнсание их окончаний 70
Краткие и полные страдательные причастия 71
Действительные иуичлгптч кистичи^ги времени. Правописание суффиксов -ущ-(-ющ-), и ащ-(-ящ) 72
Гласные о суффиксах действительных причастий, настоящего времени 73
Действительные причастия пришедшего времени 73
Страдательные причастия настоящего времени, Правописание суффиксов Гласные я суффиксах страдательных причастий настоящего времени 74
Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные перед -Я- и -ЯЯ- в причастиях 75
-Я- и -ЯЯ- в суффиксах полных причастий и отглагольных прилагательных......... 76
-Я- и -НИ- н суффиксах кратких причастий и отглагольных прилагательных 77
Правописание НЕ с причастиями 78
Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах причастий 79
Морфологический разбор 79
Деепричастие 81
Запятые при деепричастии и деепричастном обирохе 81
Правописание НЕ с деепричастиями 82
Деепричастия несовершенного и совершенного вида 82
Морфологический разбор 83
Служебные части речи. Предлог 84
Предлоги производные и не про из водные 84
Предлоги простые и составные 84
Правописание производных предлогов, образованных от наречий 85
Слитное и раздельное написание производных предлогов
Правописание -Е на конце производных предлогов 8(5
Морфологический разбор 87
СОЮЗ 88
Союзы простые и составные 88
Союзы сочинительные и подчинительные. . 88
Правописание союзов также, тоже, чтобы 89
Морфологический разбор 90
Частицы 91
Разряды частиц 91
Раздельное и дефисное написание частиц. . 91
Правописание частиц НЕ и НИ 92
Морфологический разбор 94
Особая часть речи. Междометие 95
Междометия производные и непроизводные 95
Обособление междометий 95

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Сборник основных правил морфологии школьного курса русского языка - Питерская Т.И. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

По-настоящему грамотный человек знает правила языка и умеет их применять, а не просто полагается на интуицию. Этот навык приходит через сосредоточенное изучение грамматики. делится подробным руководством, как запоминать и применять правила русского языка.

Как выучить правило и научиться его применять

Внимательно прочитай

Дело не продвинется, если учиться под музыку или с включенным телевизором. Устройся в удобном месте и сконцентрируйся на учебнике. Вдумчиво прочитай правило, обращая внимание на выделенные слова, примеры и схемы. Если суть написанного уложилась в голове не сразу, прочитай текст ещё раз.

Осмысли

Не зубри, а постарайся вникнуть в суть правила. Каждый из пунктов проговори про себя. Непонятные слова и формулировки можно найти в словаре. Также стоит пересказать правило своими словами. Внимательно рассмотри примеры. Они показывают на практике действие правила.

О написании сложных существительных, прилагательных, а также наречий рассказывает преподаватель русского языка Виктория Романова. Больше видео по школьным предметам ты найдёшь на нашем YouTube-канале

Запомни

Осмысляя правило, ты запускаешь . Осталось только удержать информацию в голове. В этом поможет пересказ вслух. Запоминание даётся тяжело — . Научись воспроизводить тему дома, и ты легко её повторишь у доски или про себя, когда столкнёшься в тексте с орфограммой или проблемой постановки знака препинания.

Закрепи на практике

Довести до автоматизма умение писать грамотно можно только на практике. После вдумчиво выполненных упражнений тебе уже не придётся каждый раз проговаривать правило. Чтобы оно не выветрилось, периодически возвращайся к теории и заданиям на эту тему.

Что ещё поможет лучше понимать и запоминать правила

Мнемоника

Места в правилах, где нужно запомнить много слов-исключений, быстрее откладываются в памяти с помощью мнемонических фраз (способ запоминания информации при помощи ассоциаций). Одна из таких: «ЗалИзав рану, залЕз на дерево». Эта строчка помогает разграничить слова, которые в устной речи совпадают по звучанию. Готовые ассоциации ты найдёшь в книге Е. А. Лисовской « ».

Схемы и таблицы

Чтобы собрать большое правило в одну картину, воспользуйся схемами или таблицами. Также ищи инфографику в паблике Адукара по русскому языку .


А ещё хорошо изучать язык по видео. Ролики по всем правилам, которые пригодятся на ЦТ, ты найдёшь в нашем сервисе .

Понимание структуры слова

Чтобы применять правила верно, необходимо видеть структуру слова. Важно понимать в корне или суффиксе находится орфограмма. Самый простой способ разобрать лексему на морфемы — подобрать однокоренные слова.

Определение части речи

Написание часто зависит от части речи, к которой относится слово. Учись чётко различать наречие от имени существительного с предлогом или инфинитив от глагола в форме повелительного наклонения.

Синтаксические навыки

Чтобы правильно ставить знаки препинания, учись понимать состав предложения и выделять его части. Корректно построенная схема бессоюзного предложения спасёт тебя от пунктуационной ошибки.


Если школьник способен разобрать предложение по членам полностью, то это ему поможет при постановке знаков препинания. Схема будет кстати для предложений с разными видами связи. Также нужно обратить внимание на наличие оборотов (причастного, деепричастного), междометий, обращений.

Светлана Пашукевич, преподаватель русского языка

Чтение книг

Начитанность напрямую . Чем больше раз ты увидел слово, тем с большей вероятностью ты напишешь его правильно. Даже запятые будут становиться на свои места интуитивно, если ты не раз видел в тексте похожие конструкции.

Следуя каждый раз этим советам, запоминать правила тебе будет всё легче. Усилия того стоят. Взамен ты получаешь высокий балл на ЦТ, сэкономленное время на исправление ошибок в важных текстах, уважение окружающих и чувство собственного достоинства.

Участвуй бесплатно в 25 января 2020 года, чтобы научится эфективно примеять правила для решения ЦТ!

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

За редким исключением, русский язык - один из самых нелюбимых предметов в школе. Сложные контрольные, много домашней работы и бесконечные правила... К сожалению, сегодняшние уроки не помогают школьникам становиться грамотнее и, главное, совершенно не развивают речь. В чём дело?

Русский как иностранный

Давайте представим себя на месте ребёнка. Он с самого рождения слышит родной язык и практически с года-двух начинает на нём говорить. К семи годам будущие первоклашки говорят в целом не хуже взрослых.

В первом классе основная задача - научить ребенка писать и читать. Как с этим справляется школа?

Именно в первый школьный год ребенок осваивает и понимает важную сущность нашего языка: говорим мы одно, а пишем другое. Тот, кто уже научился читать не по слогам, осознает, что слово «молоко» читается как «малако», и соглашается с этим.

Между тем, изучение русского (родного!) языка в нашей школе напоминает изучение иностранного – ребёнку постоянно подсовывают фонетическую транскрипцию, хотя он и сам прекрасно знает, как звучат слова.

Если ребёнок уже читает, то, несомненно, понимает разницу между звуками и буквами, поскольку процесс чтения, собственно, и состоит в переводе букв в звуки. Транскрипция только мешает ученику, запутывает его, не позволяя запомнить единственно правильный вид, «образ» слова.

Так дети уже в первом-втором классах на раз-два делают фонетический разбор слова «путь», определяя мягкость согласных, количество букв и звуков. Зачем? Чтобы благополучно забыть об этом в средней школе, вспомнив только перед ГИА и ЕГЭ.

Есть мнение (и оно поддерживается учебниками), что именно благодаря активному изучению фонетики в начальной школе дети начинают писать грамотно. Увы, это совершенно не согласуется с наблюдениями любого родителя - дети сейчас не более (а возможно, и менее) грамотны, чем предыдущие несколько поколений, которые фонетику изучали в 5-6 классе и не дольше одной четверти.

Страшная грамматика

Судя по учебникам и рабочим тетрадям, ученики научаются грамотности, просто применяя и запоминая правила или (если правил нет) словарные слова.

Кстати, попробуйте вспомнить хоть одно правило (кроме «жи, ши пиши с буквой и»).

Названия падежей? Окончания существительных первого склонения в родительном падеже? И вообще, существительные первого склонения – это какие? А глаголы первого спряжения? Вспомнили? А теперь подумайте, какие правила вы регулярно применяете при письме?

Вспомним правило правописания гласных после шипящих в суффиксе:

Под ударением в суффиксах существительных и прилагательных, не образованных от глаголов, пишется О, (девчонка, галчонок), а без ударения – Е (песенка).

Когда в классе «проходят» эту тему, ученики делают много упражнений, большинство из которых просто предлагает вставить пропущенную букву. По сути, задания сами подсказывают место применения правила, так же как, впрочем, и диктанты на заданную тему. После того, как параграф «пройден», упражнения можно забыть практически до итогового экзамена.

А теперь попробуем представить себя на месте школьника, который выучил множество правил, и ему теперь нужно просто писать грамотно (в общем-то, мы все на этом месте и так находимся). Подсказок в виде скобочек и многоточий нет. Чтобы применить правило, надо для начала вообще осознать необходимость его применения. Каким образом это сделать? Скажем, пишет человек слово «девченка» и… что? Есть три варианта:

    написание слова не вызывает сомнений;

    написание слова по какой-то причине вызывает сомнения (по какой?);

    человек проверяет каждое слово вообще, поэтому сразу выделяет корень, суффикс, подбирает правило и исправляет ошибку.

Как вы думаете, часто ли встречается последний вариант?

Дело в том, что на самом деле вариантов два: либо человек пишет и не замечает ошибку, либо замечает по причине того, что ему не нравится «вид» слова.

Многие называют второй вариант «врожденной грамотностью», хотя на самом деле она не столько врожденная, сколько приобретенная. Хорошая зрительная память и любовь к чтению помогают запоминать «образы» слов, и, соответственно, грамотно писать.

Уже в первом классе школьники обязаны выучить довольно много «словарных» слов, написание которых не подчиняется правилам. Как их учат? Да просто переписывают каждое 10-20 раз в тетрадь. И после этого пишут правильно.

Вот здесь-то и собака зарыта. Для того чтобы правильно писать большинство слов в русском языке, совсем необязательно учить и применять правила. Достаточно просто читать и писать побольше - переписывать тексты из книг и учебников. Тексты без пропусков и многоточий, так, чтобы были видны все важные буквы слова. Тогда и сформируется та самая «врожденная грамотность», которой так завидуют те, кто вынужден постоянно заглядывать в словарь.

Кстати, в этой связи можно вспомнить, как учат в нашей школе иностранные языки. И в английском, и во французском никто не зубрит правила (и в любом случае их количество просто несопоставимо с количеством правил в русском языке), а просто запоминают вид слова и его звучание.

Получается, многие правила не помогают писать грамотно, они лишь упорядочивают базу языка, создают его «логику».

Большинство людей пишет грамотно, не применяя правил или применяя их иногда, причем в этом случае они часто представлены не в виде правил, а в виде удобных ассоциаций (например, что делает? - купается; что делать? - купаться).

Кстати, несмотря на такое простое правило, многие люди в данном случае всё равно неправильно пишут мягкий знак… С чего бы это? Все же в школе это учили!

Развитие речи? Нет, не слышали!

Интересно, что многие русские учёные-лингвисты, педагоги и историки языка ХIХ века ставили на первое место отнюдь не грамматику, а развитие речи! Умение вдумчиво читать, понимать и излагать прочитанное, овладение живой речью ещё сто пятьдесят лет назад считалось гораздо более важным умением, чем грамотное письмо.

Например, Фёдор Иванович Буслаев , лингвист и историк языка, положивший начало научному изучению русской народной словесности, писал:

«Все грамматическое учение должно быть основано на чтении писателя. Главная задача состоит в том, чтобы дети ясно понимали прочитанное и умели правильно выражаться словесно и письменно».

Константин Дмитриевич Ушинский , учёный и педагог, считал, что изучение русского языка имеет три цели: развитие речи, сознательное овладение сокровищами родного языка и усвоение грамматики. Обратите внимание, что грамматика стоит на третьем месте!

Владимир Петрович Шереметевский , преподаватель русского языка и методист, писал, что предметом преподавания родного языка является живое слово. И на первое место снова ставил овладение учащимися живой речью.

Но в начале ХХ века в методике преподавания русского языка стала сильнее научно-лингвистическая направленность, хотя и уделялось внимание развитию всех сторон устной и письменной речи: произносительной культуре, работе над лексикой и фразеологией, развитию навыков связной речи.

Но уже к концу ХХ века, несмотря на всяческие новые методики (а может быть, и благодаря им), русский язык как предмет практически выхолащивается до чистой грамматики. Безусловно, в современных учебниках существуют упражнения по развитию речи, но их мало, и на них не сильно обращают внимание дети и учителя. Да и не до того! Столько правил надо выучить, столько разборов сделать, что написание сочинения или изложения кажется пустяковой и не требующей внимания задачей. Неудивительно, что навыки связной речи (хотя бы!) и связного письма, умение грамотно формулировать мысли развиты очень плохо. Зато любой пятиклассник за пару минут сделает синтаксический и морфологический разборы.

Но ради чего, собственно, мы учим наш язык? Уж наверное, не ради того, чтобы поразить аудиторию на конференции синтаксическим разбором предложения.

Ворд подправит наши грамматические ошибки, а вот с умением связно излагать мысли устно и письменно он, увы, не поможет.

А между тем, дети тонут в ворохе правил и разборов, даже и не подозревая, что умение говорить, читать и понимать - гораздо важнее склонения и спряжения. Жаль, что именно в русском языке бесконечное изучение правил совсем не гарантирует грамотности, более того, прививает отвращение к урокам родного языка (попробуйте найдите школьника, который любит «русский»).

58. Принципы русской орфографии, орфограмма

ОРФОГРАФИЯ - система правил правописания. Основные разделы орфографии:

  • написание морфем в различных частях речи,
  • слитное, раздельное и дефисное написание слов,
  • употребление прописных и строчных букв,
  • перенос слов.

Принципы русской орфографии. Ведущий принцип русской орфографии - морфологический принцип, сущность которого состоит в том, что общие для родственных слов морфемы сохраняют единое начертание на письме, а в речи они могут изменяться в зависимости от фонетических условий. Этот принцип применяется для всех морфем: корней, приставок, суффиксов и окончаний.

Также на основе морфологического принципа оформляется единообразное написание слов, относящихся к определенной грамматической форме. Например, ь (мягкий знак) формальный признак инфинитива.

Вторым принципом русской орфографии является фонетическое написание, т.е. слова пишутся также, как слышатся. Примером может служить правописание приставок на з-с (бездарный - беспокойный) или изменение в корне начальной и на ы после приставок, оканчивающихся на согласную (разыграть).

Существует также дифференцирующее написание (ср.: ожог (сущ.) - ожёг (глаг.)) и традиционное написание (буква и после букв ж, ш, ц - жить, шить).

Орфограмма - это случай выбора, когда возможны 1, 2 или более различных написаний. Это также написание, соответствующее правилам орфографии.

Орфографическое правило - это правило правописания руссхога языка, того, какое написание надо выбрать в зависимости от языковых условий.

59. Употребление прописной и строчной буквы .

прописная буква

строчная буква

- Пишется в начале предложения, абзаца, текста (Я хочу пойти погулять. Когда я сделаю уроки, я пойду на улицу.)
- Пишется в начале прямой речи (Она сказала: "Заходите, пожалуйста".)
- Пишется а середине и в конце слова (мама, Россия).
- Пишется середине предложения, если слово не представляет собой имя собственное или какое-нибудь название (Он приехал поздно ночью).
Пишутся с прописной буквы Со строчной буквы пишутся

Названия учреждений и организаций, в т.ч. международных (Государственная Дума, Организация Объединенных наций),
- названия стран и административно-территориальных единиц (Великобритания, Соединенные штаты Америки, Московская область),
- имена, отчества и фамилии (Иванов Иван Иванович)
- названия исторических событий и, праздников являются именами собственными): 8 Марта, Великая Отечественная Война.

- названия чинов, звания (лейтенант Попов),
- слова товарищ, гражданин господин, мистер и т.д. (мистер Браун, гражданин Петров)

60. Правила переноса слов

  1. Слова переносятся по слогам (ма-ма, ба-ра-бан),
  2. Нельзя отделять согласную от последующей гласной (ге-ро"й),
  3. Нельзя отставлять на строке или переносить часть слога (пу-стяк, пус-тяк - правильно; пуст-як (неправильно),
  4. Нельзя оставлять на строке или переносить одну гласную, даже если она представляет собой целый слог (ана-то-мия - правильно; а-на-то-ми-я - неправильно),
  5. Нельзя отрывать ь (мягкий знак) и ъ (твердый знак) от предыдущей согласной (объ-езд, мень-ше),
  6. Буква и не отрывается от предылушей гласной (рай-он),
  7. При сочетании нескольких согласных возможны варианты переноса (се-стра, сес-тра, сест-ра); в таких случаях предпочтителен такой перенос, при котором морфемы не разбираются (подо-жать).

61. Правописание гласных в корне.

Если в корне гласная стоит в слабой (безударной) позиции, то на письме возникает проблема выбора, какую букву надо писать.

  1. Если можно подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы эта гласная была под ударением, то такая гласная называется проверяемой. Например, столбы - сто"лб; примирять (друзей)- ми"р.
  2. Если безударную гласную нельзя проверить ударением, то такие гласные называются непроверяемыми, и правописание слов с такими гласными надо запоминать или проверять по орфографическому словарю (карто"фель, эликси"р).
  3. В русском языке есть ряд корней с чередующимися гласными. Как правило, под ударением пишется та гласная, которая слышится; выбор буквы в безударной позиции зависит от определенных условий:
  • от ударения:

Гар- гор: под ударением пишется а (зага"р, разга"р), без ударения - о (загоре"лый, пригора?ть), исключения: вы"гарки, и"згарь, при"гарь;

Зар- зор: без ударения пишется а (зарни"ца, озари"ть), под ударением - что слышится (зо"рька, за"рево), исключение: зорева"ть;

Клан- клон: без ударения пишется о (пре-клоне"ние, локлони"ться), под ударением - что слышится (кла"няться, покло"н);

Твар- твор: без ударения пишется о (твори"ть, творе"ние), под ударением - что слышится (тво"рчество, тва"рь), исключение: у"тварь;

  • от последующих букв или сочетаний букв:

Кас- кос: если за корнем следует согласная н, то пишется о (косну"ться, прикоснове"ние), в остальных случаях пишется а (каса"тельная, каса"ться);

Лаг- лож: перед г пишется а (прилагать, прилагательное), перед ж пишется о (приложение, предложить), исключения: по"лог;

Раст- (-ращ-) - рос: перед ст и щ пишется а (расти", нара"щивагь), перед с пишется о (за"росль, вы"росший), исключения: о"трасль, росто"к, вы"рос-ток, ростовщи"к. Росто"в;

Скак- скоч: перед к пишется а (скака"ть), перед ч пишется о (вы"скочить), исключения: скачо"к, скачу";

  • От наличия или отсутствия после корня суффикса -а-:

Вер- вир-, -дер- дир, -мер- мир, -пер- пир, -тер- тир, -блест- блист, -жег- жиг, -стел- стал, -чет- чит: перед суффиксом -а-пишется и (собира"ть, зажига"ть, настила"тъ), в остальных случаях пишется е (блеете"ть, заже"чь), исключения; сочета"ть, сочета"ние;

Корни с чередованием а (я) - им (ин): перед суффиксом -а- пишется им (ин) (замина"ть, зажима"ть), в остальных случаях пишется а(я) (замя"ь, зажа"ть);

  • от значения:

Мак- мок: -мак- используется в значении «погружать в жидкость, делать мокрым» (мака"ть хлеб в молоко), -мок - в значении «пропускать жидкость» (ботинки промока"ют);

Равн- ровн: -равт- используется в значении «равный, одинаковый, наравне» (поравня"ться), -ровн - в значении «ровный, прямой, гладкий» (у"ро-вень, заровня"ть);

  • -плав- плов- плыв: о пишется только в словах плове"ц и пловчи"ха, ы - только в слове плывуны", во всех остальных случаях пишется я (ллаву"честь, поплаво"к).

62. Правописание гласных после шипящих и Ц.

  • После шипящих согласных ж, ч, ш, щ пишутся гласные а, у, и, и никогда не пишутся гласные я, ю, ы (чаща, жирный). Данное правило не распространяется на слова иноязычного происхождения (парашют) и на сложносокращенные слова, в которых возможны любые сочетания букв (Межюрбюро).
  • Под ударением после шипящих пишется в, если можно подобрать родственные слова или другую форму этого слова, где пишется е (жёлтый - желтизна); если это условие не выполняется, то пишется о (чокаться, шорох).
  • Необходимо различать существительное ожог и его родственные слова от глагола в прошедшем времени ожёг и его родственных слов.
  • Беглый гласный звук под ударением после шипящих обозначается буквой о (ножны - ножо"н).

Правописание гласных после ц.

  • В корне после ц пишется и (цивилизация, циновка); исключения: цыган, на цыпочках, цыц, цыпленоки их однокоренные слова.
  • Буквы я, ю пишутся после ц только в именах собственных нерусского происхождения (Цюрих).
  • Под ударением после ц пишется о (цо"кот).

Выбор гласных; и или э.

  • В иноязычных словах обычно пишется е (адекватный); исключения: мэр, пэр, сэр и их производные.
  • Если корень начинается с буквы э, то она сохраняется и после приставок или порез первой частью сложного слова (сэкономить, трехэтажный).
  • После гласной и пишется э (реквием), после остальных гласных - э (маэстро).

Буква и пишется в начале иноязычных слов (йод, йога).

63. Правописание согласных в корне.

  1. Для того чтобы проверить сомнительные звонкие и глухие согласные, нужно подобрать такую форму или родственное слово, чтобы эти согласные стояли в сильной позиции (перед гласным или сонорным (л, м, и, р)) звуком: сказка - сказать.
  2. Если сомнительную согласную нельзя проверить, то её написание нужно запомнить или узнать в орфографическом словаре. ;
  3. Двойные согласные пишутся:
    - на стыке морфем: приставки и корня (рассказать), корня и суффикса (длинный),
    - на стыке двух частей сложносокращенных слов (роддом),
    - в словах, которые нужно запомнить или определить по орфографическому словарю (вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник и однокоренные им слова; слова иноязычного происхождения (например, группа, класс) и производные от них (групповой, классный).
  4. Для того чтобы проверить написание слов с непроизносимыми согласными, имеющих сочетание букв ветв, здн, ндск, нтск, стл, стн и т.п. необходимо подобрать такое однокоренное слово или так изменить форму слова, чтобы после первой или второй coгласной стояла гласная (грустный - грустить, свистнуть -свистеть); исключения: блеснуть (хотя "блестеть"), лестница (хотя "лесенка"), плеснуть (хотя "плескать"), склянка (хотя "стекло").

64. Правописание приставок.

  1. Правописание некоторых приставок надо запомнить, они не изменяются ни при каких условиях (донести, отнести, занести и т.д.). К этим же приставкам относится и приставка с-, которая в речи перед звонкими согласными озвончается, а на письме не изменяется (сбежать, сделать).
  2. В приставках на э-с (без- - бес-, воз (вз) - - вос-(вс-), из- - ис-, низ- - нис-, раз- (роз-) - рас. (рос-), через- (чрез-) - черве- (чрес-)) пишется з перед эаон-,кими согласными или гласными (безводный, разгораться), а перед глухими согласными пишется с (беспредельный, восстать).
  3. Особую трудность представляет написание приставок пре- - при-. В основном их различие строится на их лексическом значении.

Приставка пре- используется в значении:

  • высокой степени качества (её можно заменить словами «очень», «весьма»): преувеличенный (= «весьма увеличенный»), преинтересный (= «очень интересный»);
  • «через», «по-иному» (это значение близко значению приставки пере-): преступать (= «переступать).

Приставка при- используется в значении:

  • пространственной близости (пригородный, приграничный);
  • приближения, присоединения (приблизиться, приплыть);
  • неполноты действия (прикрыть, приостановиться);
  • доведения действия до конца (прибить, пристукнуть);
  • совершения действия в чьих-либо интересах (припрятать).

В некоторых словах приставки пре- и при- не выделяются и правописание таких слов надо запомнить: пребывать (в знач. "быть в каком-то месте или состоянии"), презирать (в знач. "ненавидеть"), пренебрегать, президент (слово иноязычного происхождения); прибор, приказ, призрение (в знач. "забота") и т.д.

4. Если приставка заканчивается на согласную, а корень начинается с гласной и, то вместо и пишется ы (предыюньский, разыграть); исключения:
  • сложносокращенные слова (пединститут), -взимать,
  • приставки меж- и сверх- (межинститутский, сверхинтересный),
  • слово "двухимпульсный" и т.п.
  • иноязычные приставки дез-, контр-, пост-, супер-, транс-, пан-(контригра, субиндекс).

65. Правописание разделительных Ъ и Ь Правописание разделительного ъ (твердого знака).

1. Разделительный ъ (твердый знак) пишется перед гласными е, ё, ю, я:

  • после приставки, оканчивающейся на согласную: подъезд, объезд;
  • в словах иноязычного происхождения после приставок, оканчивающихся на согласную (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, пер-,транс-) или после составной частицы пан-: адъютант, трансъевропейский;
  • в сложных словах, первая часть которых - числительные двух-, трёх-, четырёх-: двухъярусный, трехэтажный;

2. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова: детясли.

Правописание разделительного ь (мягкого знака).

Разделительный ь (мягкий знак) пишется:

  • внутри слова перед гласными е, ё, ю, я: крестьянин, вьюга;
  • в некоторых словах иноязычного происхождения перед буквой о: медальон, шампиньон.

Правописание гласных после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях.

1. В окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных и суффиксах наречий под ударением после шипящих и ц пишется о, без ударения - е (ножо"м, большо"го, книжо"нка, концо"м, окольцо"вы-вать; НО экила"жем, п"ищей, ры"жего, торго"вцев, окольцева"ть).

2. После шипящих под ударением пишется ё:

  • в окончаниях глаголов (ржёт, лжёшь),
  • в суффиксе глагола -ёвыва- (выкорчевывать),
  • в суффиксе существительных -ёр- (стажёр),
  • в суффиксе отглагольных существительных -ёвк-(выкорчёвка),
  • с суффиксе страдательных причастий -ён(н)-(сражённый, запряжён),
  • в суффиксе отглагольных прилагательных (жжёный) и в словах, производных от этих прилагательных (жжёнка),
  • в местоимении о чём,
  • словах причем, нипочём.

66. Правописание имён существительных.

Правописание оканчаний в существительных:

  1. в существительных мужского и среднего рода, у которых перед падежным окончанием пишется гласная и, в безударном положении в П.п. пишется окончание -и; у существительных женского рода это правило распространяется на Д.л. и П.п.; И.п. милиция, гений, лезвие Р.п. милиции, гения, лезвия Д.п. милиции, гению, лезвию В.п. милицию, гения, лезвие Т.п. милицией, гением, лезвием П.п. о милиции, о гении, о лезвии
  2. в существительных среднего рода на -ье в П.п. без ударения пишется е, а под ударением - и: о счастье, в забытьи;
  3. в существительных на -ни с предшествующей согласной или и в Род.п. мн.ч. ь (мягкий знак) на конце не пишется: спальня - спален; исключения: барышень, деревень, боярышень, кухонь.
  4. в существительных на -ов, -ев, -ев, ын, ин, обозначающих русские фамилии, в Тв.п. единственного числа пишется окончание-им, а в существительных на-ов, -ин, обозначающих иностранные фамилии. -окончание-ом: Ивановым, но Дарвином.
  5. существительные на -ов, -ев, -ии, ын, -ово, -ино, ыно, обозначающие названия населбнных ПУНКТОВ, имеют в Т.п. окончание -ом: под Львовом, за Хотьковом;
  6. если существительное с суффиксом -ищ- мужского или среднею рода, то пишется окончание -е, если женского - -а: болото - болотище, но рука - ручища;
  7. одушевленные существительные с суффиксами,— ушк-, -юшк-, -ьим-, -ишк- мужского рода и существительные женского рода с теми же суффиксами в И.л. имеют окончание-а: долюшка, дедушка; неодушевленные существительные мужскою рода и вое существительные среднего рода с этими суффиксами имеют окончание-о: хлебушко, домишко;
  8. в существительные среднего рода после суффикса -а- пишется буква о: зубило, а в одушевленных существительных мужского и среднего рода - а: зубрила.

Правописание суффиксов имен существительных:

1. Если в существительном пишется суффикс -ик-(-чик-), то и сохраняется и в косвенных падежах, а если пишется суффикс -ек- (-чек-), то в косвенных падежах е чередуется с нулем звука (ср.: кусочек — кусочка, пальчик - пальчика);
2. В существительных мужского рода пишется суффикс -ец-, в существительных женского рода - суффикс -иц-, а в существительных среднего рода пишется -ец-, если ударение падает на окончание и -иц-, если ударение падает на слог перед суффиксом (ср.: красавец (м.р.) - красавица (ж.р.) - письмецо" (ср.р.) - пла"тьице;
3. Уменьшительно-ласкательный суффикс -инк-пишется в существительных, образованных от существительных женского рода, оканчивающихся на -ина (царапина - царапинка, солома - соломинка); НО в словах, обозначающих лиц женского пола (например, беженка, француженке) пишется сочетание —еик- (нет уменьшительно-ласкательного значения);
4. Сочетание -енк- также пишется в словах, образованных от существительных, оканчивающихся на -на или -ня, и не имеющих ь (мягкий знак) на конце слова в родительном падеже множественного числа (вишня - вишен - вишенка);

примечание: если существительные на -на, -ня имеют в родительном падеже множественного числа на конце ь (мягкий знак), то тогда пишется сочетание -еньк- (кухня - кухонь - кухонька);

5. В ласкательных суффиксах -оные- (пишется после твёрдых согласных) и -еньк- (пишется после мягких согласных, реже - после твердых) после н пишется ь (мягкий знак) (например, кисонька, Наденька),

примечание: в современном русском языке суффиксов -ыные-, -иные-, -аньк- не существует, слова с такими суффиксами встречаются только в художественных произведениях до XIX века включительно и в фольклоре (непример, лолосынька, Надинька; ср. современные полосонька, Наденька), Исключения: паинька, заинька, баиньки (суффикс -иные-);

6. Суффикс -ышк пишется в существитвль«ых среднего рода (солнце-солнышко, перо-перышко); суффикс -ушк- пишется в существительных мужского и женского рода (сосед - соседушка, голова -головушка); суффикс-юшк-пишется в существительных всех родов, образованных от существительных сосновой на мягкий согласный (поле - полюшко, дядя - дядюшка); некоторые существительного мужского рода образуются при помощи суффиксов -ышек-, ешек-, ушек-(клинышек, колышек, катышек, пупырышек, воробышек; камешек, краешек; слова воробушек, камешек используются в народной, разговорной речи);
7. С существительных, обозначающих людей по роду их деятельности пишется суффикс -чик- перед согласными д, т, а, с, ж (переводчик, лбтчик, перебежчик и т.д.), а во всех остальных случаях пишется суффикс -щик- (наборщик, верстальщик);

примечание 1: в некоторых словах иноязычного происхождения после т пишется суффикс -щик-(флейтщик, асфальтщик),

примечание 2: ь (мягкий знак) пишется перед суффиксом -щик- только после согласной л (кровельщик),

примечание 3: если основа заканчивается на согласные к, ц, ч, то перед суффиксом -чик- они заменяются согласной т (раздача - раздатчик);

8. Во многих женский отчествах слышится [ишна], но пишется -ична (Ильинична, Фоминична).

67. Правописание имен прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных.

склонение качественных и относительных прилагательных; склонение притяжательных прилагательных с основой на j (например, лисий, медвежий); склонение притяжательных прилагательных с суффиксами -ин-, (-ый-), -ов- (-ев-): Лисицын, мамин.

Во множественном числе окончания всех родов совпадают.

1 тип

мужской род

женский род

средний род

ед. число

И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.

веселый, ранний
веселого, раннего
веселому,раннему
веселый (веселого), ранний (раннего)
веселым, ранним
о веселом, о раннем

веселая, ранняя
веселой, ранней
веселой, ранней
веселую, раннюю
веселой, ранней
о веселой, о ранней

веселое, раннее
веселого, раннего
веселому, раннему
веселое, раннее
веселым, ранним
о веселом, о раннем

мн. число

веселые, ранние
веселых, ранних
веселым, ранним
веселых, ранних
веселыми, ранними
о веселых, о ранних

2 тип

мужской род

женский род

средний род

ед. число

И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п

лисий
лисьего
лисьему
лисий
лисьим
о лисьем

лисья
лисьей
лисьей
лисью
лисьей
о лисьей

лисье
лисьего
лисьему
лисье
лисьим
о лисьем

мн. число

И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п

лисьи
лисьих
лисьим
лисьи
лисьими
о лисьих

3 тип

мужской род

женский род

средний род

ед. число

И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п

отцов, сестрин
отцова, сестрина (или сестриного)

отцов, сестрин
отцовым, сестриным
об отцовом, о сестрином

отцова, сестрина
отцовой, сестриной
отцовой, сестриной
отцову, сестрину
отцовой (ою), сестриной (ною)
об отцовой, о сестриной

отцово, сестрино
отцова, сестрина
отцову, сестрину (или сестриному)
отцово, сестрино отцовым, сестриным
об отцовом, о сестрином

мн. число

И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п

отцовы, сестрины
отцовых, сестриных
отцовым, сестриным
отцовы, сестрины
отцовыми, сестриными
об отцовых, о сестриных

Примечание: винительный падеж прилагательных в мужском роде единственного числа совпадает с формой родительного падежа, если прилагательное относится к одушевленному существительному или местоимению, и с именительным падежом, - если прилагательное зависит от неодушевленного существительного или местоимения.

  1. Русские мужские фамилии на -ов (-ев), -ин (-ын) в творительном падеже единственного числа имеют окончание -ым (как и краткие прилагательные): Пушкин - Пушкиным.
  2. Географические названия, заканчивающиеся на -ов, -ев, -ыно, -ино, -ын, -ин, -ово, -ево, в творительном падеже единственного числа имеют окончание-ом: под городом Пушкином.
  3. Прилагательные загородный, мвждушород-ный, подаородный, пригородный имеют в именительном падеже единственного числа окончания -ый (-ая, -ов), а прилагательное иногородний-окончания -«и (-ая, -ов).
  4. Прилагательные на -йный в краткой форме имеют окончание -«н (стройный - строен), исключение: достойный -достоин;
  5. Возможно двоякое написание и произношение прилагательного бескрайний (-яя, -ее) - бескрайный (-ая, -ов).

Правописание суффиксов имвн прилагательных:

1. Под ударением пишется суффикс -ив-, без ударения - суффикс -ев- (ср.: краси"вый - боево"й), Исключения: ми"лостивый, юро"дивый;
2. С суффиксах -чив-, -лив- всегда пишется и (уродливый, заносчивый);
3. Суффиксы -оват-, -ов-, -овит- пишутся после твердых согласных, а после мягких согласных, после шипящих и ц пишутся суффиксы -еват-, -ев-, -ввит- (ср., зеленоватый, деловой - глянцевый, синеватый);
4. В прилагательных, заканчивающихся на -чий, образованных от существительных, заканчивающихся на -шка перед ч под ударением пишется а, без ударения - е (ср.: лягушка: лягуша"чий - лягу"шечий);
5. Перед суффиксом -or- пишется буква щ, если тот звук, который она обозначает, относится к одной морфеме (например, доска - дощатый); если же в производящей основе перед суффиксом -к- стоят буквы ад, с, ст, ш, то они сохраняются и в новом слове, а к чередуется с ч (веснушка - веснушчатый);
6. Если основа заканчивается на ц, а суффикс начинается на ч, то ц чередуется с т (черепица - черепитчатый);
7. Правописание суффикса -ск-:
  • если основа заканчивается на д или т, то перед суффиксом -ск- они сохраняются (плоть - плотский, скот - скотский);
  • если основа заканчивается на к, ч, ц, то после них суффикс -ск- упрощается и становится просто -к-, причём к и ч меняются на ц (рыбак - рыбацкий, ткач),

примечание: в некоторых прилагательных чередование к, ч с ц не происходит (таджик - таджикский, Углич - угличский):

  • если основа слова иноязычного происхождения оканчивается на ск, то перед суффиксом -ск- к опускается и получается сочетание сек (Сан-Франциско - сан-францисский),

Исключения: баскский, оскский;

  • если основа оканчивается на с, то она опускается и пишется только сочетание букв ск (Уэльс-уэльский),
  • если основа оканчивается на се, то одна с опускается, так как в русском языке не может быть сочетания трбх одинаковых согласных букв (Одесса -одесский);
  • если основа заканчивается на -нь или -рь, то перед суффиксом -ск- ь (мягкий знак опускается),

Исключения: ь (мягкий знак) пишется

- в прилагательных, образованных от названий месяцев (июль - июльский),
- в прилагательных, образованных от некоторых иноязычных географический названий (тайваньский),
- в сочетании день-деньской,

8. Перед суффиксом -и- конечные согласные к, ц переходят в ч, а х - в щ (скука - скучный, суматоха - суматошный);

Правописание н и нн в суффиксах прилагательных:

1. В прилагательных, образованных при помощи суффикса -ин: лебединый;
2. В прилагательных, Образованных при помощи суффиксов -ан- (-ян-): кожаный, серебряный), Исключения: деревянный, стеклянный, оловянный. 3. 8 кратких прилагательных, если полные прилагательные, от которых они образованы, имеют -н- (стройный - стройна).
1. В прилагательных, образованных при помощи суффикса -енн: соломенный,
2. В прилагательных, образованных при помощи суффикса -онн: организационный,
3. В прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от основы на н: сонный, длинный.
4. В кратких прилагательных, если полные прилагательные, от которых они образованы, имеют -ин- (длинный - длинна).

Примечание 1: Пишутся н в прилагательных: пряный, багряный, рдяный, пьяный, румяный, юный, зеленый, ветреный, свиной.

Примечание 2: Пишется ветреный, но безветренный.

Примечание 3. Надо различать прилагательные масляный (для масла, на масле) и масленый (запачканный, пропитанный маслом); сравните: масляное пятно - масленые руки.

Примечание 4. Надо различать прилагательные ветреный (день, человек), ветряной (насос) и ветряный (ветряная оспа).

68. Правописание сложных слов.

1. Сложные слова могут быть образованы при помощи двух простых основ, соединенных соединительной гласной о (пишется после основы на твердую согласную) или е (пишется после основы на мягкую согласную, на шипящую или ц): водоворот, птицелов.

2. Правописание сложных слов без соединительной гласной:

  • необходимо различать сложные слова, образованные при помощи соединительной гласной (паровоз) и без нее (психастения;
  • имена числительные в родительном падеже входят в состав сложных слов без соединительной гласной (трехэтажный, двухлетний);
  • слитно с корнем пишутся приставки иноязычного происхождения: анти-, архн-, гипер-, интер-, инфра-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экстра-Антинародный, ультраважный, контратака);
  • слова на -фикация не являются сложными, перед этим сочетанием букв пишется и (газификация).

3. Правописание сложных существительных:

а) пишутся слитно:

  • сложные существительные с первой частью: авто-, агро-, аэро-, вело-, гелио-, гео-, гидро-, зоо-, ио-, кино-, стерео-, радио-, макро- и т.д. (кинотеатр, стереосистема, радиостанция);
  • сложные существительные с первой частью глагольной, заканчивающейся на и (держиморда, сорвиголова),

Исключение: перекати-поле;

  • все сложносокращённые слова (Сбербанк, Балт-флот).

б) через дефис пишутся

  • сложные существительные без соединительной гласной, обозначающие научно-технические и общественно-политические термины и названия (стоп-кран, премьер-министр);
  • названия промежуточных сторон света (юго-восток, северо-запад);
  • сложные сова, обозначающие названия растений, имеющие в своем составе глагол в личной форме или союз (мать-и-мачеха, любишь-не-любишь);
  • слова с иноязычными элементами: обер-, унтвр-, лейб-, штаб-, вице-, экс- (вице-президент, унтер-офицер).

4. Правописание сложных прилагательных: а) пишутся слитно:

  • прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся слитно (стереосистема -стереосистемный);
  • сложные прилагательные, образованные от словосочетаний, где одно слово подчинено другому (железная дорога - железнодорожный);
  • сложные прилагательные, представляющие собой научно-технические термины или принадлежащие к книжным стилям речи (высокооплачиваемый, толстокожий, вышеуказанный);
  • сложные прилагательные, первая часть которых не может употребляться в речи как самостоятельное слово;

б) пишутся через дефис:

  • прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся через дефис (юго-восток-юго-восточный);
  • сложные прилагательные, образованные от сочетания имен собственных (джек-лондоновсхий, петр-петровичев);
  • сложные прилагательные, образованные от сочетаний слов с равноправными членами, соединенными сочинительной связью (выпукло-вогнутый);
  • сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов (бледно-розовый, сине-коричневый);\
  • сложные прилагательные, обозначающие географические или административные названия и имеющие первой частью слова западно-, южно-, -ого-, севере-, северно-, восточно- (Восточно-Еропейская равнина).

69. Правописание числительных.

  1. Сложные числительные пишутся слитно (тридцать);
  2. Составные и дробные числительные пишутся раздельно (сорок пять, три седьмых);
  3. Порядковые числительные, которые оканчиваются на -тысячный, -миллионный, - миллиардный пишется слитно (тридцатитысячный);
  4. Числительные пять-девятнадцать и двадцать, тридцать пишутся с ь (мягким знаком) на конце, а числительные пятьдесят - восемьдесят, пятьсот — девятьсот ь (мягкий знак) пишется в середине слова между двумя основами;
  5. Есть две формы: ноль и нуль. Вторая используется в терминологическом значении в косвенных падежах, в устойчивых выражениях встречаются обе формы.
  6. Числительное пол- в составе сложного слова пишется
  • через дефис, если вторая часть слова начинается с гласной буквы или с л (пол-литра, пол-арбуза), или если она является именем собственным (пол-России);
  • слитно, если вторая часть сложного слова начинается с согласной буквы (кроме л): полкилограмма;
  • раздельно, если оно имеет самостоятельное значение и оторвано от существительного определением: пол чайной ложки.

Примечание: числительное полу- в составе сложных слов всегда пишется слитно: полукровка, полураздетый.

Правописание окончаний числительных.

1. Склонение количественных числительных:

Числительное один склоняется так же, как прилагательное в единственном числе:

У числительных два, три, четыре - особые падежные окончания:

Числительные пять, шесть, семь, восемь, девять, десять и числительные на -дцать и -двеят склоняются так же, как существительные третьего склонения:

И. п.
Р. п.
Д. п.
В. п.
Т.п.
П. п

шесть
шести
шести
шесть
шестью
о шести

тридцать
тридцати
тридцати
тридцать
тридцатью
о тридцати

Числительные сорок, девяносто, сто имеют особое склонение (винительный падеж совпадает с именительным, в остальных падежах - окончание-а):

У количественных составных числительных склоняется каждое слово:

Особое склонение у числительных полтора, полторы, полтораста:

3. Собирательные числительные склоняются так же, как и прилагательные во множественном числе:

4. Склонение порядковых числительных:

Порядковые числительные склоняются так же, как и прилагательные первого типа:

У составных порядковых числительных при склонении изменяется только последнее слово:

70. Правописание местоимений.

1. Правописание отрицательных местоимений:

  • под ударением пишется не, а без ударения - ни, (ср., кикто"-не"кто, ниско"лько - не"сколько);
  • если в отрицательных местоимениях нет 48 предлога, то они пишутся слитно, а если есть - то в три слова (ср.: некто - не у кого, нечем - не за чем),
  • сочетания не кто иной, как, не что иное, как имеют значение противопоставления и пишутся раздельно, а сочетания никто иной, ничто иное не имеют этого значения противопоставления и поэтому пишутся слитно (ср.. Это может разрешить не кто иной, как директор школы. - никто иной не мог бы это сделать лучше.).

2. Правописание неопределенных местоимений:

  • неопределенные местоимения, имеющие в своем составе частицы кое-, кой-, -то, -либо-, -нибудь пишутся через дефис (кое-кто, что-нибудь, кто-либо),
  • если после частицы следует предлог, то местоимение пишется в три слова (кое с кем, кое из-за кого).

71. Правописание глаголов.

Правописание окончаний глаголов.

1. В зависимости от личных окончаний глаголы делятся на две большие группы: на глаголы I и II спряжений.

Ко II спряжению относятся:

  • глаголы на -ить (кроме глаголов брить, стелить, зиждиться, которые относятся к I спряжению),
  • 7 глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть),
  • 4 глагола на -ать (тать, дышать, держать, слышать).
Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Личные окончания глаголов в настоящем или будущем прошедшем времени:

2. Существует несколько разноспрягаемых глаголов, не относящихся ни к одному их двух спряжений: хотеть, бежать, есть, создать, дать.

ед.ч.
1 лицо читаю, беру
2 лицо читаешь, берешь
З лицо читает, берет

мн.ч.
1 лицо читаем, берем
2 лицо читаете, берете
3 лицо читают, берут

хочу
хочешь хочет

Хотим
хотите
хотят


бегу
бежишь бежит
бежим
бежите
бегут

ем
ешь
ест

Едим едите едят


создам
создашь
создаст

Создадим создадим создадут


дай
дашь
даст

Дадим дадите дадут

3. Если глагол с приставкой обез-(обес-) является переходным, то он спрягается по II спряжению, а если непереходный, то по I спряжению (например, сравните спряжение глаголов обессилеть (кого-ниБудь) и обессилеть (самому).

4. В глаголах I спряжения в форме будущего времени пишется окончание -«те, а в форме повелительного наклонения - окончание -ите (ср.: Вы завтра вышлете это письмо. - Вышлите срочно этот документ.)

Ь (мягкий знак) а глагольных формах.

1. Ь (мягкий знак) пишется:

  • в инфинитиве (писать, желать, хотеться, мыться),
  • в окончаниях 2 лица единственно числа настоящего или простого будущего времени (выберешь, помоешь, делаешь, умываешься),
  • в повелительном наклонении (исправь, спрячься), НО ляг, лягте,
  • в возвратной частице, которая стоит после гласной (погнулись, повернулись, вернусь);

2. Ь (мягкий знак) не пишется:

  • в форме 3 лица единственного числа настоящего или простого будущего времени (умывается, делается).

Правописание суффиксов глаголов

1. Если в 1 лице настоящего или простого будущего времени глагол оканчивается на -ую(-юю), то в инфинитиве и в форме прошедшего времени пишутся суффиксы -ова-, -ева- (заведую - заведовать, заведовал, воюю - воевать, воевал);

если же в 1 лице настоящего или простого будущего времени глагол оканчивается на -ываю, -иваю, то в инфинитиве и в прошедшем времени пишутся суффиксы -ыва-, -ива- (накладываю - накладывать, накладывал).

2. Глаголы на -пять, -ваю имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в инфинитиве без этого суффикса (продлить - продлевать).

  • если они образованы путём соединения предлога с наречием (навсегда) или с кратким прилагательным (наглухо, влево),
  • если они образованы путем прибавления предлогов в и на к собирательному числительному (втрое, надвое),
  • если они образованы путем прибавления предлога к полному прилагательному или местоимению (вручную, напропалую, вовсю)
  • Исключение: если прилагательное начинается с гласной, то предлог в пишется отдельно (в открытую),

    • если существительные, от которых образованы наречия, в современном русском языке самостоятельно не употребляются (взаперти, вдребезги),
    • наречия с пространственным значением, образованные от таких существительных, как даль, высь, начало и т.д. (вдаль, сначала),

    примечание: если в предложении есть пояснение к существительному, то тогда такие слова уже не наречия, а сочетания существительного с предлогом и пишутся раздельно (с начала книги),

    • если между приставкой-предлогом и существительным, от которых образовано наречие, нельзя поставить определение, если же это можно сделать, то данные слова представляют собой сочетайте существительного с предлогом и пишутся раздельно (ср.: измучить вконец - прийти в коней коридора):

    4. Наречия пишутся через дефис:

    • если они образованы при помощи приставки по- от полных прилагательных или наречий, оканчи- веющихся на -оме, -ему, -ни, ьи (по-моему, no-старому, по-русски, по-кошачьи),
    • если они образованы при помощи приставки в-(во-) от порядковых числительных (во-первых, во-вторых, в-третьих),
    • если они образованы путем повторения одного или того же наречия или путем сложения синонимичных слов (еле-еле, тихо-смирно);

    5. Наречные сочетания пишутся раздельно:

    • если они состоят из существительных с предлогом между ними (с газу на глаз, плечом к плену),
    • если они представляют собой сочетания с предлогами без, до, на, с и т.д. (без удержу, на бегу, сходу),
    • если существительное в составе этого сочетания сохранило некоторое значение падежной формы (за границу, на совесть),
    • если прилагательное, от которого образовано наречие, начинается с гласной, то предлог в пишется отдельно (в открытую).

    74. Правописание предлогов.

    Правописание предлогов надо запомнить или проверять по орфографическому словарю. Иногда для правильного написания слова очень важно определить, предлог это или нет.

    1. Через дефис пишутся сложные предлога иэчза, из-под, из-за и т.д. (из-за болезни, из-под стала);
    2. Слитно пишутся такие предлоги, как ввиду, вместо, вроде, сверх, вследствие (ввиду отсутствия, вроде ямы), НО включить в следствие;
    3. Раздельно пишутся такие предлоги, как в виде, в связи и т.д.
    4. Предлоги в продолжение, в течение, вследствие имеют на конце е (в течение урока), НО в течении реки.

    75. Правописание союзов.

    1. Пишутся слитно:

    • союз чтобы (Он меня попросил, чтобы я пришёл пораньше.); необходимо различать союз чтобы и сочетание местоимения и частицы что бы (Что бы ты не говорил, я тебе не верю);

    примечание: запомните! во что бы то ни стало,

    • союзы тоже и также пишутся слитно (Вы тоже/также пойдёте на концерт?); необходимо различать союзы также, тоже с сочетаниями местоимения с частицей (то же) и наречия с частицей (также): если частицу же можно опустить или поставить на другое место в предложении, то тоща данные сочетания пишутся раздельно (Вы принесли то (же), что и я.);
      • частицы кое-, кой-, -то, либо-, -нибудь, -ка, -де, -с, -тка, -тко, -таки (да-с, кто-нибудь, дайте-ка, он-де, довольно-таки),

      Правописание частиц НЕ с разными частями речи

      часть речи

      раздельно

      сущ. 1. если без не не употребляется (невежа, невзгода),
      2. если можно подобрать синоним без не (неправда - ложь, недруг - друг),
      1. если есть или подразумевается противопоставление;не друг, а враг),
      2. в вопросительном предпо женин при логическом подчер кивании отрицания (Вас сюда устроил отец, не правда ли?
      прил. 1. если баз не не употребляется (небрежный, невзрачный).
      2. если можно подобрать синоним без не (немаленький -большой, гвмслодой-старый),
      3. если есть противопоставление с союзом но (река не-яубокая, но холодная),
      4. с краткими прилагательны-ии, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся в не слитно невысокий - невысок)
      1. если есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не большой, маленький),
      2. с относительными прилагательными (небо здесь южное),
      3. с краткими прилагательными, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся с не раздельно (книга не интересна, а скучна)
      числ. с неопределенными и отрицательными местоимениями без предлогов (несколько, некому, нечто) всегда пишется раздельно (не трое, не седьмой)
      местоим. с другими разрядами местоимений (в не моем классе, не на нашем этаже)
      глагол если без не не употребляется (ненавидеть, недоумевать)
      примечание: глаголы типа недосмотреть пишутся слитно, так как в их состав входит единая приставка недо-,
      со всеми остальными глаголами (не знать, на плакать
      дееприч. если без не не употребляется (ненавидев, недоумевая)
      примечание: деепричастия, образованные от глаголов с приставкой недо- пишутся слитно, так же, как и глаголы (недосмотрев)
      со всеми остальными деепричастями (не зная, на плакав)
      причаст.
      причастив если полные причастия не имеют при себе зависимые слова (непришедший ученик) 1 . если полные причастия имеют зависимые слова (не пришедший вовремя ученик),
      2. с краткими причастиями (контрольные работы не проверены),
      если есть или предполагается противопоставление (не законченная, а только начатая работа)
      наречие 1 . если без не не употребляется (нелепо, небрежно),
      2. наречия на -о, -е, если можно подобрать синоним бел не (неглупо - умно)
      1. наречия на -о,-е, если есть или подразумевается противопоставление (не смешно, а грустно),
      2, наречия на -о, -е, если при них есть пояснительные слова вовсе не, ничуть не, далеко не отнюдь не (вовсе не смешно).
      3. если наречие пишется через дефис (не по-русски)

      Правописание частиц НЕ и НИ

    Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать такое родственное слово или форму этого же слова, чтобы эта гласная была под ударением.

    Правописание чередующихся гласных в корнях слов

    Если за корнем следует суффикс -а- , в корнях с чередующимися е (и ) пишется и , а в корнях -лож- (-лаг- ) и -кос- (-кас- ) пишется а .

    В корне гор- (гар- о . Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (специальные и диалектные слова).

    В корнях клон- (клан- ), твор- (твар- ) в безударном положении пишется о .

    В корне зор- в безударном положении пишется а . Исключение: зоревать .

    В корне -рос- (-раст- ) перед ст и щ пишется а . Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав, Ростокино .

    В корне -скоч- (-скак- ) перед ч пишется о , перед к пишется а . Исключения: скачок, скачу .

    От значения зависит правописание о и а в корнях -мок- (-мак- ) и -ровн- (-равн- ):
    -мок- — в значении «пропускать жидкость»;
    -мак- — в значении «опускать в жидкость»;
    -ровн- — в значении «гладкий», «ровный»;
    -равн- — в значении «одинаковый, тождественный»

    В корне -плав- всегда пишется а : плавать, плавучесть . Исключения: пловец, пловчиха, плывун .

    Правописание непроизносимых согласных в корнях слов

    Для проверки правописания корней с непроизносимыми согласными (стн, здн, лнц, рдц ) нужно подобрать такое родственное слово, чтобы эта согласная стояла перед гласной.

    Правописание о (ё ) после шипящих в корнях существительных и прилагательных

    В корне слова после шипящих пишется ё , если в родственных словах оно чередуется с е ; если оно образовано от глагола или страдательного причастия прошедшего времени.

    О и Ё в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

    В суффиксах и окончаниях после шипящих под ударением пишется о .

    Правописание И-Ы после Ц

    В корне после ц пишется и . Исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц .
    В суффиксах и окончаниях после ц пишется ы (кроме слов на -ция ).

    Правописание О(Е) после Ц

    В суффиксах и окончаниях под ударением пишется о , без ударения – е .

    Мягкий знак в формах глаголов

    Ь пишется в неопределенной форме глаголов: умываться , в форме повелительного наклонения: поставьте , в форме 2 л. ед.ч.: умываешься .

    Правописание Ъ

    Разделительный ъ пишется перед корневыми е, ё, ю, я после приставок на согласную и в иноязычных словах после следующих приставок на согласную: аб, ад, диз, ин, интер, кон, контр, об, суб, транс , а также после начального пан .

    Правописание Ы-И на стыке приставки и корня

    После приставки, оканчивающейся на твёрдую согласную, в корне слова вместо и пиши ы (как слышим, так и пишем). В слове взимать пишется и согласно произношению.
    Примечание. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова, например: пединститут, спортинвентарь .

    После приставок меж- , сверх- сохраняется и , так как после шипящих и заднеязычных не пишется ы .

    Сохраняется и также после иноязычных приставок и частиц (контр-, дез-, транс-, пан-, суб-, пост-, супер- ).

    Правописание приставок

    Правописание приставок пре- и при-

    Приставка при- употребляется в значениях:
    – «приближение, присоединение, неполнота действия, близость»: пришить, приоткрыть, пришкольный .
    – доведение действия до конца: пристукнуть .
    – совершение действия в чьих-то интересах: припрятать .

    Приставка пре- употребляется в значениях:
    – «очень» (высшая степень проявления): пренеприятный .
    – «пере-»: преградить .

    Правописание приставок раз-(рас-) и других приставок (без-, воз- (вз-), из-, низ-, чрез- (через-) на з-с

    В приставках на з-с з пишется перед звонким, а с — перед глухим согласным.

    Правописание корня пол- в составе сложного слова

    Пол- пишется через дефис перед корневыми гласными, л и прописными буквами. В остальных случаях пол- пишется слитно.
    Приставка полу- пишется слитно.

    Правописание сложных слов

    Сложные слова - это слова, которые образованы с помощью соединения в одном слове двух основ.

    Правописание сложных слов с соединительными гласными О и Е

    о , если первая основа заканчивается на твердый согласный.

    Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной е , если первая основа заканчивается на мягкий согласный, шипящие и ц .

    Слитное и дефисное написание сложных существительных

    Через дефис пишутся -
    – названия сторон света: северо-восток, юго-запад ;
    – названия сложных механизмов и единиц измерения: дизель-мотор, койко-место . Исключение - трудодень ;
    – названия некоторых растений: Иван-чай ;
    – с начальными иноязычными элементами вице-, лейб-, штаб-, экс- .
    – образованные из двух слов одной тематической группы (слова-синонимы, антонимы, уточняющие друг друга): горе-злосчастье (синонимы), плащ-палатка (плащ и он же - палатка ).

    Слитно пишутся сложные слова -
    с глаголом на и в первой части: сорвиголова . Исключение - перекати-поле ;
    с числительным в форме родительного падежа в первой части слова: пятикратный . Но: сороконожка (потому что не в прямом значении счёта). Исключения: 90 (девяностокилограммовый), 100 (стометровка), 1000 (тысячелетний) ;
    названия жителя города: алмаатинец ;
    сложносокращённые: вещмешок .

    Слитное и дефисное написание прилагательных

    Через дефис пишутся прилагательные :
    образованные от сочинительных словосочетаний: русско-английский словарь (словарь с русскими и английскими словами);
    выражающие качество с дополнительным оттенком: светло-зеленый ;
    образованные от пишущихся через дефис существительных: нью-йоркский ;
    Остальные сложные прилагательные пишутся слитно.

    Правописание суффиксов существительных и прилагательных

    Суффиксы существительных

    Суффикс -чик пишется в существительных со значением лица после корневых согласных д, т, з, с, ж , если перед ними нет других согласных: перебежчик; алиментщик .

    Перед суффиксом -чик конечные согласные основы к, ц, ч заменяются т : раздача – раздатчик .

    Перед суффиксом -щик пишется мягкий знак только после л : кровельщик .

    Суффикс -ек пишется, если при изменении слова е выпадает: замочек – замочка , но: ключик – ключика .

    Суффикс (безударный) -ец- пишется в существительных м.р.: колодец , -иц- - в существительных ж.р.: красавица .

    Правописание суффиксов причастий

    От основы инфинитива на -еть, -ить, -ти, -чь образуются срадательные причастия прошедшего времени с суффиксом -енн- .

    От основы инфинитива на -ать, -ять образуются страдательные причастия прошедшего времени с суффиксом -нн- , при этом глагольные суффиксы –а- и –я- в причастии сохраняются.
    (Грамотный человек. Учебное пособие. Л.Д.Беднарская, Л.А.Константинова, Е.П.Щенникова)



    Похожие статьи