Феномен системы Каспий – Арал. Кара-богаз-гол и мирабилит Туркмения кара богаз гол история

Сегодня я расскажу о туркменском курорте под названием Аваза. Я, признаюсь, о туркменских курортах раньше не слышал, как и, уверен, большинство моих читателей. Но, ничего страшного - через пятнадцать минут вы будете проинформированы, и если вдруг доведется отдыхать в Туркменистане... что, впрочем, весьма вряд ли.

Так вот. Курорт формировался по старому советскому принципу, когда брали кусок берега и обустраивали его для отдыха работников государственных предприятий. В стахановском порыве на безжизненном берегу возвели аж 26 (двадцать шесть) отелей. У каждого министерства, у каждой администрации и у каждого крупного банка тут есть свое здание. Жара, засуха, отсутствие пресной воды и деревьев не остановило отважных туркменов - они, мужественно преодолев все невзгоды, возвели тут город-сад. Это, конечно, круто.

Отели построены по типу Джумейры, однако долгая принадлежность Туркменистана к СССР заметна в Авазе, несмотря на всю красоту и роскошь. Вернее, именно в этой красоте и роскоши более всего угадывается советский уклад. И совершенно непонятно, как это все будет "отбиваться", с учетом того, что Туркменистан - одна из самых закрытых стран мира. В год сюда въезжает не более 15 тысяч иностранцев, включая тех, что посещают страну по делам и работе.

Перед тем как мы добрались до курорта, наша экспедиция посетила Кара-Богаз-Гол - залив-лагуну Каспийского моря на отшибе государства. Размеры его огромны. Вода из Каспия попадает в залив, испаряется, оставляя высочайшую концентрацию соли...

Разумеется, соленость залива используют для добычи соли. Почти все производство отошло туркменам от СССР, и находится не в лучшем состоянии:

Соленую воду гонят по трубам и сливают в небольшие озера, где она испаряется:

Добыча эта не слишком рентабельна, и государству особо не нужна:

Посоленные вагоны:

Выездной пункт из Карабогаза был пуст. Мы притормозили на всякий случай, потом поехали дальше со спокойной душой:

Зато внезапно начался асфальт. Не сказать, что дорога была отличной, но все же лучше, чем ничего:

Залив от Каспия отделен узкой косой. Место удивительное. Конечно, среди моих читателей найдутся те, кто был там (и, возможно, не раз), но все-таки большинство людей вряд ли его видели:

Ехать по песку на пляж мы не решились (боялись застрять на ночь глядя), и пошли к морю пешком:

Побережье:

На закате ненадолго "светануло":

Позднее мы добрались до места, где находится единственный в мире морской водопад. Здесь вода из Каспия попадает в залив (он ниже по уровню). Снимал в кромешной тьме на длинной выдержке:

До Туркменбаши предстояло пилить еще около двухсот километров.

В какой-то момент мы увидели на горизонте яркую точку, которая недосягаемо маячила впереди не один десяток километров. В конце концов, ею оказался "лисий хвост" малазийского нефтезавода. Сейчас в России нефтяные компании пытаются обязать перерабатывать и сохранять сопутствующий нефтедобыче газ. Не знаю, собираются ли идти этим же путем в Туркменистане.

Это был самый крупный "лисий хвост", который я когда-либо видел:

По ходу движения мы дважды проезжали блок-посты, на которых гаишники вручную переписывали данные наших паспортов и автомобилей. Компьютеров мы нигде не видели:

Курорт Аваза встретил невероятной инфраструктурой: трехполосное движение, фонари, остановки, клумбы и т.д. Контраст с Карабогазом - огромный. Но по настоящему мы поняли где очутились, только утром:

Жилые мощности Авазы способны принять 8000 человек в сутки, однако в момент нашего визита во всех отелях проживало человек 80 от силы. Нам позволили выбрать любую гостиницу.

Наутро сделал несколько кадров из отеля. Из моего окна открывался чудесный вид на искусственный канал, вокруг которого были рассажены деревья с капельным поливом (то есть, каждое дерево поливается индивидуально). Широкая двухполосная трасса. Вдалеке видны другие отели:

Соседний отель с аквапарком:

Единственный отель который выбивается по внешнему виду и архитектуре, принадлежит, как оказалось, туркам. Зачем им летать сюда - непонятно. Видимо это как-то связано с тем, что изначально всю Авазу строили турки. Сейчас потихоньку допускают к строительству местных:

Карта Авазы:

Въезд в отель. Обратите внимание на две машины внизу:

Редчайшая сцена встречи двух "баранов" на узкой дорожке. Ни один не желал уступать дорогу. Снял это великолепие на видео:

Наш отель:

Фотографии интерьера: сплошной шик и великолепие (с). Чем-то напоминает Дубаи:

Спутать с Дубаи, впрочем, невозможно - на туркменскую землю нас возвращают портреты президента Гурбангулы Мяликгулыевича Бердымухамедова:

Номера вполне себе. Стандартный - 70 долларов, двухкомнатный люкс - 100 долларов (он на фото):

Совершили круг почета по курортным дорогам:

Чистота - потрясающая. Ни фантика, ни листика, ни, тем более, окурка. После Казахстана огромная разница:

Отели Айвазы. С теми санаториями, что строили у нас в Алуште, конечно, не сравнить:

Турки без сомнений постарались. Комплекс не то министерских, не то правительственных гостевых вилл:

А это - ни за что не догадаетесь, - будущий торговый центр. Наверно, тут будет туркменская Барвиха Luxury Village:

Светофоры кругом хромированные. Столбы с люстрами тоже сделаны дорого и на века. На стенде проект будущего парка аттракционов и развлечений. В общем, курорт еще строится, развивается:

После всего этого восторга и красоты мы отъехали на 10 километров до Туркменбаши и были немало удивлены открывшимися контрастами.

О них - в следующем посте. Stay Tuned!

Этот пост я пишу в самолете Трансаэро, где есть шустрый интернет на борту. Всего 800 рублей за весь полет и скорость 1,5 Mbs! Будущее наступает!

Через 20 минут мы начнем снижаться в аэропорту Мале. Мальдивы! Завтра у нас с женой день рождения (у нас в один день). В этот раз будем праздновать его вместе с детьми. Они уже испрыгались все в самолете и хотят поскорее в море:

Кара-богаз-гол - солёное озеро на западе Туркмении. До 1980 - залив-лагуна Каспийского моря, соединявшийся с ним узким (до 200 м) проливом.

Кара-богаз-гол - солёное озеро на западе Туркмении. До 1980 - залив-лагуна Каспийского моря, соединявшийся с ним узким (до 200 м) проливом. В 1980 пролив перекрыт глухой дамбой, в результате чего озеро обмелело, соленость повысилась (св. 310 ‰). В 1984 для поддержания минимально необходимого уровня рассола построено водопропускное сооружение. Из-за высокой испаряемости площадь водного зеркала сильно меняется по сезонам.

"Кара-Бугаз по-туркменски означает "черная пасть". Наподобие пасти залив беспрерывно сосет воды моря. Залив наводил суеверный ужас на кочевников и моряков... Он был в представлении людей... заливом смерти и ядовитой воды". (К.Паустовский, "Кара-Бугаз")

Свинцово-серый залив называют еще морем белого золота, т.к. зимой на его берегах кристализуется мирабилит. Является одним из крупнейших месторождений мирабилита.

ИСТОРИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ И ОСВОЕНИЯ КАРА-БОГАЗ-ГОЛА

Исследования дореволюционного периода

Первая карта Кара-Богаз-Гола.

До начала XVIII в. Каспийское море и Кара-Богаз-Гол изображались на наших картах весьма приближенно. Первое географическое исследование Кара-Богаз-Гола и составление карты залива было сделано только в начале XVIII в. В 1715 г. по распоряжению Петра I князем Александром Бековичем Черкасским была снаряжена Каспийская экспедиция с заданием:

«От Астрахани направляться морем вдоль восточного берега Каспия до границы с Персией... Обследовать этот берег и составить карту всех пройденных берегов...». Александром Черкасским была составлена первая правильная карта Каспийского моря, на которой впервые обоснованно был изображен залив Кара-Богаз-Гол. Очертания залива на карте были даны очень верно, что ясно видно из сравнения этой карты с картой 1817 г. и с современной картой Кара-Богаз-Гола. Очень близкими к действительности оказались направления и контуры береговой линии в северной, восточной и юго-восточной частях залива, где берега сложены твердыми горными породами. Значительное несовпадение обнаружилось только в контурах карабогазских кос и юго-западного побережья залива.

На карте Черкасского через все пространство залива проходит надпись: «Море Карабугазское», а возле пролива - другая: «Кара-бугаз или Черная горловина». К сожалению, не сохранилось описания Кара-Богаз-Гола составителем первой карты. Да и сама карта долгое время считалась утерянной, и только через два с половиной столетия (в 1952 г.) была обнаружена Е. А. Княжецкой .

Александр Черкасский, трагически погибший во время Хиван-ского похода, был замечательным географом и картографом эпохи Петра I. Составленная им первая верная карта Каспия и его заливов полностью изменила прежнее представление географов об этом мо-ре.

«Карта 1715 г. свидетельствует о том, - пишет Е. А. Княжец-кая , - что Александр Черкасский и его спутники на своих парусных судах, а может быть, на лодках, проникли в этот труднодоступный залив, названный Черной пастью, совершили первое плавание вокруг берегов его, подробно описали и составили верную карту, основанную на инструментальных съемках. Теперь можно с полным правом утверждать, что устье залива было открыто Черкасским на 11 лет раньше Сойманова, и первым проник в него не Карелин, а Черкасский».

В 1718 г. в Каспийское море для поисков и исследования «устья реки Дарьи» Петром I был отправлен князь Урусов вместе с бывшим помощником Черкасского А. Кожиным. К рукописи Урусова приложена замечательная карта, на которой помечен Карабогаз-ский залив. В отчете записано: «В Кара-бугазском заливе мы не были, однако по прежним описаниям о нем упоминаю» (т. е. по описанию А. Черкасского - А. Д.-Л.).

«Залив Карабугазский, - пишет Урусов, - на берегу величеством вокруг ево около 30 верст, положением почти круглой между моря и заливу уской притом на подобие реки длиной около 2 верст, шириною с полверсты, глубиною 6 и 7 футов... Сказывали, будто всегда из моря в тот залив быстрое течение бывает и тому причину полагали ту, будто вся вода втекающая в море в тот залив вмещает, и из залива в неизвестную пропасть уходит...».

После тщательных архивных исследований Е. А. Княжецкой, теперь, спустя почти 25.0 лет, стало ясно, что приложенная к отчету Урусова карта была составлена А. Б. Черкасским по собственным исследованиям, а не «сочинена больше по словесным известиям», как писал Г. Ф. Миллер в 1763 г.

Новая попытка исследования залива Кара-Богаз-Гол была сделана в 1726 г. выдающимся русским гидрографом и картографом XVIII в. Ф. И. Соймановым, проводившим новую опись восточного берега Каспия. Однако войти в залив ему не удалось, так как существовала легенда о наличии в заливе пучины, засасывающей корабли. И «...никакое Российское судно в оной (залив) итти не отваживалось». Всепоглощающая пучина была, якобы, в середине залива. Сойманов пишет: «Люди были в таком страхе, что... всяк чаял смерти быть неизбежной. В сем бедственном случае проехали мимо залива Карабугазский» (Г. Ф. Миллер, СПб., 1763 г.).

В 1825 г. Академия наук поручила обследовать Каспийское море и Кара-Богаз-Гол проф. Э. Эйхвальду. Попытки войти в залив не удались, так как Э. Эйхвальд «ничем не мог убедить капитана корвета Лод-ыженского стать перед заливом Карабогазским на якорь... и самые мужественные матросы не решались бы на опасную игру...».

Исследование Кара-Богаз-Гола Г. С. Карелиным. В 1836 г., т. е, спустя сто лет после попытки Ф. И. Сойманова проникнуть в Кара-Богаз-Гол, залив удалось посетить Г. С. Карелину. В состав экспедиции Г. С. Карелина входили Ив. Бларамберг, Мих. Фельк-нер и др. В Кара-Богаз-Голе экспедиция пробыла лишь 4 дня, с конца сентября до начала октября. Карелин писал: «Из Балхашского залива следовали мы в Карабугазский и были первые из русских, ступившие на негостеприимные, страшные берега его. Здесь едва мы не погибли... Карабугазский залив может назваться отдельным морем...».

Г. С. Карелин вместе с участником экспедиции Бларамбергом вошли в залив на лодках и проплыли 50 верст вдоль южного берега и 40 верст вдоль северного. Совершить обратный путь из залива по проливу на лодках они не смогли «из-за сильного течения из моря в пролив, которое было настолько сильным, что выбраться обратно на веслах не удалось», - пришлось лодки тащить бечевой, и возвращались к морю сухим путем по берегу пролива. Он же сообщает, что в заливе водится «много жирных белуг», что, несомненно, относится не к заливу, а проливу.

Экспедиция Карелина не располагала необходимым оборудованием и приборами и поэтому мало сделала для познания гидрохимического режима Кара-Богаз-Гола. Карта залива была составлена по расспросам кочевников-туркмен. Очертания берегов залива на карте экспедиции неверны.

Карелин утверждал, что «в Каспийском море нет прибрежий столь решительно и во всех отношениях непригодных», как берега Кара-Богаз-Гола. По его словам, нет никакой возможности войти в залив ни большим, ни Малым судам, так как «поперек пролива лежит каменная гряда». Дно моря перед проливом усеяно скалами, и только счастливый случай сохранил суда его экспедиции. «Призапад-ном даже не сильном ветре всякий корабль, вставший у входа в залив, будет сорван с якоря и разбит», - заключает он свои соображения о недоступности Кара-Богаз-Гола.

Экспедиция И. М. Жеребцова, В 1847 г., спустя 11 лет после Карелина, лейтенант флота И. М. Жеребцов в начале сентября на пароходе «Волга» вошел в Кара-Богаз-Гол и обошел его, держась на расстоянии 1-2 миль от берегов. Жеребцову удалось воспроизвести полную «морскую опись», определить глубину залива от 4,3 до 12,8 м, составить географическую карту берегов, изучить направление течений. Исследованиями Жеребцова впервые было установлено, что «грунт Кара-Богаз-Гола состоит из соли». Жеребцов сообщает, что вода в заливе очень «густая, вкусом едко-соленая и рыба жить там не может».

Романтическая жизнь и судьба Жеребцова описана в повести К. Г. Паустовского «Кара-Б.угаз». Лейтенант Жеребцов как «человек пытливый и отважный», по словам К. Паустовского, в своих донесениях «ясных и отрывистых» Гидрографическому управлению и письмах родным писал:

«За многие годы скитаний не видел я берегов, столь мрачных и как бы угрожающих мореплавателям... .

От Киндлери мы пошли к Кара-Бугазу в состоянии тревожном и недовольном. Тому было много причин. Нам предстояло проникнуть в залив, куда до нас никто не входил. О нем наслушались мы еще в Баку множество страхов. Капитан корвета «Зодиак» поведал мне, что в 1825 году корвет его был предоставлен в распоряжение академика Эйхвальда. Академик требовал от капитана стать на якорь перед входом в Кара-Бугазский залив, дабы обследовать оный. Но капитан, не желая рисковать кораблем, от сего решительно отказался. Опасения его были вызваны тем, что вода Каспийского моря устремляется в залив со скоростью и силой неслыханной, как бы падая в пучину. Сим и объясняется название залива: Кара-Бугаз, по-туркменски означает «черная пасть». Наподобие пасти залив беспрерывно сосет воды моря. Последнее обстоятельство дало повод полагать, что на восточном берегу залива вода уходит могучей подземной рекой не то в Аральское море, не то в Ледовитый океан». И продолжает:

«Известный и отважнейший наш путешественник- Карелин - дал мне о Кара-Бугазе весьма нелестную письменную аттестацию и предостерегал от углубления в залив. По его словам, выйти против течения из залива почти невозможно. К тому же залив обладает смертоносной водой, разъедающей в короткое время даже стальные предметы.

Сведения эти были известны не токмо нам, начальникам, но и матросам, которые, натурально, были взволнованы и ругали залив жестоко.

Мне было приказано во что бы то ни стало сомкнуть на морской меркаторской карте берега залива, изображенные в виде двух разорванных кривых линий. Берега я сомкнул и сделал морскую опись залива при обстоятельствах чрезвычайных...

Величайшее безмолвие царило окрест. Сдавалось, что всяческое звучание глохнет в густой воде и тяжком воздухе пустыни, окрашенной в багрянец заходящего солнца.

Ночь провели под парами. Котлы за исчерпанием пресной воды питали забортной водой из залива. К утру обнаружилось, что на стенках котлов нарос слой соли толщиной в дюйм, хотя котлы продувались каждые четверть часа. Из сего обстоятельства вы можете судить, какова соленость этого залива, подобного Мертвому морю в Палестине...

В последующем письме сообщу вам не лишенные интереса сведения о природе Кара-Бугаза».

Второе письмо адресатом по небрежности было утеряно, и о природе залива сохранились лишь краткие донесения лейтенанта Жеребцова в Гидрографическое управление.

«Я обошел все берега залива и нанес их на карту. Северный берег крут и обрывист и состоит из соленой глины и белого гипса. Ни травы, ни деревьев нет. Вдоль восточного берега возвышаются унылые горы, а южный берег низок и покрыт множеством соляных озер.

Имеющиеся бухты настоль малы, что шлюпки останавливаются в кабельтове от берега и люди идут на сушу по косточку в воде полчаса, а то и больше. Ни подводных камней, ни рифов, ни островов на пути корвета не встречалось.

На основании изложенного полагаю, что плавание по заливу безопасно. Беспокойство представляют лишь жестокие ветры, дующие с востока с завидным упорством и разводящие крутую невысокую волну. Вода в заливе имеет чрезвычайную соленость и плотность, почему удары волн гораздо сокрушительнее, чем в море.

Дождей, по рассказам туркмен, в заливе не бывает. Дожди от чрезмерной жары высыхают, не успевая достигнуть земли.

При подходе к заливу оный рисуется в виде купола из красноватой мглы, пугающей с давних времен мореплавателей. Полагаю, что явление это объясняется сильным испарением воды Кара-Бугаза. Надлежит помнить, что залив окружен раскаленной пустыней и является, если будет уместно сие сравнение, большим котлом, где вытекает каспийская вода.

Грунт залива весьма замечателен: соль, а под ней известковая глина. Соль, полагаю, особенная, не того состава, что обыкновенная, употребляемая в пищу и для засола.

Определение необыкновенности получилось на корвете забавное. Найденную при пробе грунта соль мы сложили на палубу, дабы подсушить, а корабельный кок, человек скудный умом, посолил ею борщ для команды. Через два часа весь экипаж заболел жесточайшей слабостью желудка. Соль оказалась равной по действию касторовому маслу...

Непонятным для меня представляется быстрейшее течение из моря в залив, что с несомненностью указывает на различие уровней воды в заливе ив море.

На основании всего сказанного я позволяю себе заключить, что побережье залива Кара-Бугазского, как и самый залив, лишены какого бы то ни было интереса государственного.

Пребывание, даже кратковременное, в водах сего залива порождает чувство великого одиночества и тоску по местам цветущим и населенным. На всех берегах залива на протяжении сотен верст мною не было встречено ни одного человека, и, кроме горчайшей полыни и сухого бурьяна, я не сорвал ни одной тра- винки.

Токмо соль, пески и все убивающая жара властвует над сими негостеприимными берегами и водами».

Таким образом, Жеребцовым впервые было установлено, что соль в Кара-Богаз-Голе необычная.

Жеребцов первый рекомендовал перегородить Карабогазский пролив дамбой со шлюзом и отрезать от Каспийского моря, так как «был убежден в глубокой вредности его вод, отравляющих несметные стаи каспийской рыбы...» и что «залив ненасытно поглощает каспийскую воду» ..., «чтобы таким путем поддержать в море тот уровень...».

И. М. Жеребцов составил описание залива, определил в пяти пунктах широту и в одном - долготу, произвел описание и промер пролива и сделал первые наблюдения над течением воды в заливе. Карта залива, составленная И. М. Жеребцовым на основе инструментальных съемок, лишь приближенно отображает конфигурацию его берегов.

«Наконец этот таинственный залив описан, по крайней мере осмотрен,-писал современник исследователя А. П. Соколов . Честь первого плавания в нем... принадлежит г. Жереб-цову... Фигура Карабогазского залива оказалась, как и надобно было предполагать, непохожею ни на одну из фантастических фигур прежних карт. Грунт весьма замечательный - соль. Вода в заливе густая, вкусом едко соленая, что заходящая туда рыба через четыре или пять дней слепнет ж ее выбрасывает на берег мертвой».

В свете приведенных данных появление еще в начале XVIII в. прекрасно выполненной карты Кара-Богаз-Гола А. Черкасского не может не вызвать удивления и восхищения. Еще более поразительно то, что очертания залива на карте 1715 г. точнее, чем на карте 1847 г., хотя Жеребцов составил ее в значительно лучших условиях, чем Черкасский. И если первое плавание Жеребцова по Кара-Богаз-Голу и описание его берегов в 1847 г. считались большим событием, то эти работы, выполненные в 1715 г., на 132 года раньше работ Жеребцова, надо считать поистине научным подвигом [Княжецкая, 1964 ].

Экспедиции И. Б. Шпиндлера и Л. Н. Подкопаева. После установления лейтенантом Жеребцовым в 1847 г. наличия на дне Кара-Богаз-Гола отложений горькой соли прошло еще 50 лет, и только в 1897 г. Министерство торговли и промышленности России отправило в Кара-Богаз-Гол экспедицию во главе с гидрологом И. Б. Шпиндлером для изучения соляных богатств залива и причин гибели в нем рыбы. В состав экспедиции, отправившейся летом 1897 г. на пароходе «Красноводск», входили крупные ученые - Н. Андрусов, А. Лебединцев и А. Остроумов.

Экспедицией была определена площадь залива, установлено залегание на дне не поваренной, а глауберовой соли (мирабилита Na2SO4.10H2O) и определены ориентировочные ее запасы *.

Летом 1897 г. в Петербурге на Х геологическом конгрессе А. А. Лебединцев в своем докладе указал, что залив Кара-Богаз-Гол «вследствие сочетания ряда благоприятных условий представляет собой естественный садочный бассейн глауберовой соли-мирабилита». Доклад вызвал интерес зарубежных промышленников: ведь путем переработки мирабилита уже тогда можно было получать соду, серную кислоту и серу, а сам мирабилит мог служить прекрасным заменителем соды при производстве стекла, обработке кожи, мыловарении, а также мог использоваться в целлюлозной промышленности, цветной металлургии и т. д.

Соляными богатствами Кара-Богаз-Гола заинтересовались бельгийские, французские и английские капиталисты и в течение ряда лет пытались получить у царского правительства концессию на добычу мирабилита из залива. Но эта сделка по ряду причин не состоялась.

Летом 1909 г. была организована первая карабугазская экспедиция под руководством Л. Н. Подкопаева. Экспедицией Подко-паева были установлены основные условия садки и обратного сезонного растворения глауберовой соли, происходящие в заливе. Это дало возможность коренным образом изменить взгляд на мирабилит Кара-Ботаз-Гола как «периодический минерал».

В 1910 г. петербургский гильзовый фабрикант Катык Губаев и весьма сомнительное акционерное общество «Айваз» получили заявку на выбросы волнами кристаллов мирабилита на плоские западные и юго-западные берега залива и начали эксплуатацию этих выбросов. Было добыто и вывезено более 30 тыс. т пушонки безводного сульфата натрия (тенардита).

Алексей Иванович Дзенс-Литовский

Название залива, куда ежегодно утекают тонны каспийских вод, переводится как «Черная глотка». Есть еще менее известное народное название - Кула-Дарья, то есть «Слуга моря». Залив выполняет функции активного опреснителя для Каспия, регулятора влажности для большого региона и продуктив-нейшего выпаривателя морской соли.

«ЧЕРНАЯ ПАСТЬ» КАСПИЯ

Учитывая, сколько воды Каспий ежегодно на протяжении веков отдает этой лагуне, его не вполне корректно называть бессточным озером: да, оно не имеет выхода в Мировой океан, но сток у него имеется, пусть и своеобразный.

На карте мира у Каспия напротив Баку бросается в глаза большой «карман» - залив полукруглой формы, глубоко вдающийся в сушу в северо-западной части Туркменистана. Если масштаб мелкий, то он покажется обычным заливом, но на местности или на детальной карте и аэрофотосъемке сразу видна его главная особенность: лагуна почти наглухо отделена от моря широкой полосой песка - пересыпком. Разрезая барханы, известковые и соляные отложения, пробивает себе дорогу через раскаленную пустыню уникальная «морская река» - пролив Кара-Богаз-Гол (тюрк, «черное горло») длиной ок. 10 км и шириной ок. 200 м. Из-за значительного перепада уровня воды в Каспии и в заливе - около 4,5 м - вода течет с большой скоростью - от 1 до 3 м/сек. Не понимая природы этого явления (куда потом девается вся эта вода), одно время люди верили, что на дне залива берет начало подводная река, утекающая в неизвестном направлении...

Прикаспийская низменность в районе Кара-Богаз-Гола достигает отметки 32 м ниже уровня Мирового океана, а уровень Каспийского моря сейчас колеблется около отметки -26,7 м, причем колебания уровня этого большого соленого озера-моря могут быть очень значительными: судя по археологическим исследованиям, до 15 м за последние 3 тыс. лет. Когда-то, при более высоком уровне Каспия, перемычки между морем и заливом вообще не существовало и они жили в едином гидрологическом режиме; впрочем, за последние 2-3 тысячи лет в западной части Туркмении произошло много кардинальных изменений в ландшафте: понизился уровень Каспия, вода Аму-дарьи ушла из старого русла Узбой, на месте степи образовалась пустыня, древние города обратились в руины, оазисы засыпало песком...

Когда Российская империя в 1860-х начала военную экспансию в Среднюю Азию, правительство чуть ли не вперед военных направляло разведывательные экспедиции для составления карт и оценки потенциальной значимости новых территорий и их ресурсов. Так, Хивинское царство (включало территорию современного Балкарского ве-лаята) окончательно пало и перешло под российский протекторат в 1873 г., а уже в 1875 г. «Бранобель» (компания братьев Нобелей) начал качать нефть из месторождений Небитдага. Что же касается Кара-Богаз-Гола, то несведущему человеку было очень сложно понять огромную ценность этой богатейшей «химической кладовой» с первого взгляда на эти бесплодные берега и мутную белесую воду. Рапа (соленая вода лагуны) разъедала кожу и, по слухам, растворяла даже железные гвозди на днище кораблей; в заливе сразу дохли занесенные быстрым течением рыбы. Всюду в воздухе висела мельчайшая соляная пыль, проникавшая во все щели, под неплотно закрытые крышки емкостей и превращавшая пресную воду в горько-соленую. Влажные соляные испарения вызывали удушье, пейзаж навевал уныние, все вокруг казалось чужим, мрачным и враждебным. В итоге в первом отчете был сделан вывод об абсолютной бесполезности этого залива для России и о возможном вреде для рыбного хозяйства Каспия.

Большая мелкая лагуна округлой формы на западе отделена от моря Карабогазской пересыпью (пустынный перешеек из двух кос), прорезанной узким длинным проливом. «Северный берег крут и обрывист и состоит из засоленной глины и белого гипса. Ни травы, ни деревьев нет. Вдоль восточного берега возвышаются унылые горы, а южный берег низок и покрыт множеством соляных озер. Все берега пустынны и не имеют пресной воды. Мною не было обнаружено ни единого ручья, каковой впадал бы в это поистине мертвое море... Ни подводных камней, ни рифов, ни островов на пути корвета не встречалось. (Из донесения первого исследователя Кара-Богаз-Тола - русского гидрографа и картографа И. А. Жеребцова, 1847 г.).

МОРЕ «ЧУДЕСНОЙ СОЛИ»

«Ненасытная пасть» жадно засасывает тонны и тонны каспийской воды, с тем чтобы они испарялись под палящим солнцем в мертвой, мутной, серебристо-серой, перенасыщенной солями лагуне. На дне - толща соляных отложений, на побережье - громадные валы мирабилита из глыб, выброшенных штормами в холодные зимы. В белесом небе висит соляная пыль.

Впервые на российской карте, составленной для Петра I в 1715 г. А. Бековичем-Черкасским в ходе злополучной экспедиции в Индию, залив был отмечен как море Карабугазское, а при входе в залив помечена Черная горловина - Карабугаз. Первым русским, рискнувшим войти в зловещую «Черную глотку» на гребной шлюпке и рассказавшим о глыбах ценной глауберовой соли, был известный путешественник, географ и натуралист Г. С. Карелин, работавший в Каспийском море в 1832, 1834 и 1836 гг. А лейтенант И. А. Жеребцов - моряк, гидрограф и картограф - был первым, кто сделал подробный отчет правительству в 1847 г., включая описание флоры, фауны, промеры дна и карту береговой линии Кара-Богаз-Гола. Чтобы выяснить влияние Кара-Богаз-Гола на режим Каспийского моря и на его рыбное хозяйство, в 1894 и 1897 гг. были организованы экспедиции (геолог Н. И. Андрусов, гидролог Шпиндлер, зоолог Остроумов, химик Лебединцев), которые подтвердили наличие на дне лагуны пластов сульфата натрия. Карабогазское месторождение сульфата натрия - крупнейшее в мире. Из перенасыщенного солями карабогазского раствора добывают также бишофит, эпсомит и др. Лабораторные исследования показали, что в здешней рапе растворена, условно говоря, вся таблица Менделеева.

Экосистема залива и всей юго-восточной акватории Каспийского моря в 1980-х гг. чуть не погибла в результате реализации не прошедшего экспертизы проекта, от которого пытался предостеречь еще в 1932 г. в своей повести «Кара-Богаз» К. Г. Паустовский. Главный герой - постаревший Игнат Александрович Жеребцов - очень переживает, что в молодости чуть было не сделал страшной ошибки, предложив в отчете российскому правительству «безумную затею» - перекрыть дамбой (!) Кара-Богаз-Гол, который сначала ему показался абсолютно бесполезным, даже вредным. Но потом устами старого гидрографа писатель доходчиво объясняет, что подобным вмешательством в жизнь залива одним махом можно было бы уничтожить богатейшую естественную «химическую кладовую» глауберовой соли и массы других редких и ценных элементов, веками откладывавшихся на дне этого залива.

Работая над «Кара-Богазом», молодой Константин Паустовский проявил себя как дотошный исследователь: он использовал в основе сюжета подлинные документы, проверенные факты и не проверенные, но правдивые воспоминания и рассказы местных жителей, местные легенды и предания. Так, в повести упомянуты два малоизвестных народных названия лагуны: Горькое море (Аржи-Дарья) и Слуга моря (Кула-Дарья). Залив и правда служит морю верой и правдой: ежегодно поглощая до 20-25 км3 соленой воды, он выполняет функции своеобразного опреснителя для Каспия, регулятора влажности для большого региона и продуктивней-шего естественного выпаривателя морской соли при испарении огромных объемов воды в условиях жаркой пустыни.

Но когда к 1978 г уровень Каспийского моря понизился до рекордной отметки 29 м ниже у. м., паника хозяйственников и призывы горе-экологов «спасать Каспий» подтолкнули правительство к поспешному возведению глухой бетонной дамбы в 1980 г, чтобы не отдавать «впустую» тонны морской воды. Предполагалось со временем доделать водорегулирующие сооружения, считалось, что вода в заливе начнет испаряться лет через 25, все были уверены, что запасы мирабилита никуда не денутся... В результате произошла экологическая катастрофа. Пробитые в дамбе отверстия для 11 труб не помогли, и в 1992 г. дамбу взорвали. Экосистема понемногу восстанавливается.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ В конце XIX в., когда воды залива еще не были такими солеными, Шпиндлер и другие исследователи наблюдали в заливе красные полосы пены от скопления икры местных рачков. Рачками питались рыба и молодые тюлени, также было очень много птиц: дикие гуси, пеликаны и даже розовые фламинго. С возрастанием солености воды рачки и те, кто ими питались, исчезли. Рыбы, проникая в залив из моря, погибают. Из органического мира здесь теперь имеются лишь бактерии и несколько видов водорослей.

■ На подходе к заливу издалека виден над песками «купол багровой мглы, как бы дым тихого пожара, горящего над пустыней». Туркмены говорят, что это «дымит Кара-Богаз» (природное явление, описанное в повести «Кара-Богаз»).

■ Богатая сульфатом натрия вода из источника в 1626 г. помогла химику И.Р. Глауберу долечиться после сыпного тифа, поэтому он исследовал ее состав и назвал соль чудесной (мирабилит - от лат. «мирабилис»). Глауберова соль имее! большие значение
в промышленности и медицине.

■ В 1980-е гг. власти Казахстана, Узбекистана и Азербайджана пробивали в Москве проект переброски сибирских и северных рек России (Ишима, Тобола, Иртыша, Печоры и Вычегды) на юг для «спасения» Каспия и Аральского моря. Речь шла о канале длиной в 700 км, начались даже подготовительные земляные работы. Катастрофа Кара-Богаз-Гола в определенном смысле помогла остановить этот «проект века».

■ После строительства дамбы уже через три года площадь залива сократилась в три раза, глубины не достигали и 50 см, объем рассолов сократился в 10 раз, прекратилось осаждение мирабилита, стал накапливаться галит. Вскоре Кара-Богаз-Гол превратился в белую соляную пустыню, соляные бури загрязнили почвы и воду на сотни километров, начался мор овец.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Пролив Кара-Богаз-Гол - единственная в своем роде морская река длиной около 10 км, текущая из Каспия в залив через барханные пески пустыни.
■ Гряда известково-солончаковых отложений образовала в русле двухметровый водопад.
Залив Кара-Богаз-Гол - сам по себе достопримечательность, экосистема с уникальными функциями.

Атлас. Целый мир в твоих руках №207


Сегодня мы посетим государство, занимающее четвертое место в мире после России, Ирана и Катара по разведанным запасам и добыче природного газа. Добро пожаловать в Туркменистан.


В предыдущем посте мы подобрались к самой границе Казахстана и Туркменистана, преодолев 335 километров от Актау, четверть из которых - фактически вне дороги.

Таможенный пост Темир-баба не перегружен транспортом, поскольку официального товарооборота между двумя госудаствами практически нет. На таможне преобладают толпы челноков, перетаскивающих в закрытое государство дорогие или дефицитные товары народного потребления. Удобства, соответственно, челночные, без изысков. Нашу экспедицию пррвожал заранее предупреждённый казахский таможенник в уютной форме пижамной раскраски.

На оформление документов, выгрузку всех вещей из машин, прохождение сканеров и загрузку всего скарба обратно ушло около пяти часов. На удивление, при завидных возможностях Туркменского государства, на границе все бумажки и данные паспортов заполнялись вручную. Было время изучить монументальность окрестных клозетов.

Уставшие, но довольные въездными штампами на самой труднополучаемой визе, мы ожидали увидеть легендарные туркменские асфальтированные дороги. Не тут то было, цивилизация сюда ещё ни дошла и следующие 40 километров нам предстояло проехать не то что вне дорог - по направлениям.

Для разнообразия, каждый ехал по своей колее. Все вместе не пропустили только одну большую лужу, впервые встретившуюся с момента выезда из Астрахани и немного в ней порезвились.

Ближайший населёный пункт на карте - город Карабогаз - бывший промышленный поселок Бекдаш, где в советское время в больших количествах добывались ценные виды химического сырья: сульфат натрия, глауберова соли и пр. Назначение легко объяснялось его расположением - в богатейшей естественной «химической кладовой» Туркменистана - на берегу залива Кара-Богаз-Гол.

Garabogazköl — дословно «озеро чёрного пролива». Во время обмеления Каспия залив превратился в озеро, отделённое от моря узкой песчаной косой.

В время шторма солёные волны приносят в озеро новые порции солей и минералов. Из-за высокой испаряемости площадь водного зеркала сильно меняется по сезонам, а единственный канал постоянного сообщения с морем - искуственно прорытый - в засушливый сезон длиной не больше двухсот метров.

Солёность Кара-Богаз-Гола совершенно другого типа, чем солёность Каспийского моря, и достигала 310 ‰ в начале 1980-х. Местная фауна очень скудна, поэтому на берегу - не привычный морской ракушечник, а древние отложения окаменелых моллюсков.

Саша поймал лучи солнца, стремительно заходящего за территорией Азербайджана, по другую сторону Каспийского моря.

А нам пора.

Здесь, за холмом, начнётся долгожданная, вся в заплатках, но асфальтовая дорога.

На подъезде к туристическому курорту Аваза, километров за сорок, нам в лицо засветил мощнейший прожектор. Только через полчаса езды, щурясь всё сильнее и сильнее, мы увидели очертания Нефтеперерабатывающей станции. Так горит туркменский газ.

В Авазу вьехали глубокой ночью и сразу же поехали селиться в отель. Сопровождающие по всему городу фонарные столбы заставили нас переглянуться от удивления.

Гостиница с порога потрясла своим уровнем и размахом. В интерьере - ноты восточной роскоши.

Заглянем в номер sergeydolya немногим больше ста долларов в сутки.

Туркменские ковры - в каждой спальне. А "лавка для массажистки" по-правильному называется рекамье.

И кабинет для написания постов в четыре руки. Правда, интернет здесь, по словам хостес на ресепшене, "временно не работает".

Спустимся в лобби. В Туркменистане есть мобильный оператор Алтын Асыр. Переводится, как "Золотой век". В лифте приём отличный, правда значок интернета в телефоне не зажигался в стране ни разу.

Явно просматриваются интерьеры какого-нибудь пятизвездочного отеля в Дубаи, которыми, судя по всему, вдохновлялись архитекторы.

Вот они, туркменские дороги, о которых ходили легенды: идеальное покрытие, чёткие указатели, антиослепляющие фонари и щадящие, не ломающие диски, скошенные бордюры. А вместо рекламы - интерактивные патриотических экраны и часы с температурой.

Город произвёл впечатление абсолютно пустого, и мы чувствовали себя здесь фактически единственными туристами. Но позже, пообщавшись с местным жителем ashkhabadka пришли к выводу, что в сезон загрузка отелей - почти полная. Обслуживающий персонал есть, но в небольших количествах - например, полив растений полностью автоматизирован.

Аваза продолжает активно строиться. Отели, в основном, возводят мастера монолитного строительства из турции на государственные туркменские деньги. А после сдачи отель переходит в управление какому-либо министерству, ведомству или крупному предприятию.

Задумка Президента Гурбангулы Мяликгулыевича Бердымухамедова потрясает своей масштабностью. Уже отданы распоряжения о строительстве на авазинском взморье аквапарка с развлекательным центром, океанариума, центра картинга для занятий мини-автоспортом, гольф-центра, супермаркетов, велотрека, дельфинария, планетария, кинотеатра, парка аттракционов и Конгресс-центра.

Стоит представить, что ещё в 2008 году здесь была степная пустыня, а уже через два года были сданы в эксплуатацию опреснитель морской воды и газотурбинная электростанция мощностью 254 мегаватта и новый международный аэропорт.

Часть мест в отелях распределяется между сотрудниками государственных организаций по путевкам, а в перспективе планируется сделать здесь курорт международного масштаба.

Летом 2012 года на Авазе стал возможен семейный отдых, были открыты комплекс коттеджей «Шапак» и «Йупек йолы» и яхт-клуб "Йелкен".

К осени 2010 года набережную Авазы украсили морские гейзеры высотой до 100 метров и парковый ансамбль интерактивных фонтанов, а также заведения досуга и амфитеатр для массовых торжеств.

На открытиях новых объектов на Авазе выступили Дженнифер Лопес, Мустафа Сандал, Нэнси Аджрам, Зийнет Сали и даже Филипп Киркоров. :)

Сегодня построено 26 отелей из запланированных 60. Уже сейчас курорт готов принимать до 8000 человек в сутки при том, что всех въездных виз в Туркменистан выдаётся всего 15000 в год, большинство из которых - по дипломатическим задачам. По территории бывшей пустыне прорыты искуственные каналы, а все набережные обеспечены всеми условиями для комфортных прогулок.

Но Президент сказал. И Туркменистан строится.

В следующем посте - город Туркменбаши и ещё незатронутый глобальными стройками Туркменистан.

Да, не прощаюсь!

Партнеры экспедиции:

Развивающие наборы

Телеканал «Моя Планета»

На спутниковом снимке:
1. Дельта реки Волги
2. Каспийское море
3. Залив Кара-Богаз-Гол
4. Остатки бывшего Аральского моря
5. Саракамышское озеро

Фото можно значительно увеличить колёсиком мыши, удерживая при этом клавишу Ctrl.

В верхнем левом углу снимка хорошо просматриваются огни Москвы и радиально расходящиеся из центра на запад, юг и восток огни населённых пунктов вдоль магистральных дорог.

КАСПИЙСКОЕ МОРЕ

Каспийское море стало катастрофически мелеть и эта тенденция в перспективе будет непрерывно возрастать. Такой пессимистический прогноз сделали видные учёные в начале прошлого века.
Уровень воды в величайшем на Земле бессточном озере-море к 1977 году снизился на три метра. Увеличивались размеры прибрежных островов, мелели или совсем исчезали бухты и заливы, усложнялись условия судоходства в устьях рек Волги и Урала. Обмеление моря угрожало снижением уловов рыбы, особенно осетровых пород, запасы которых в Каспии составляли около 90% от мировых.
Из трагедии древнего моря население научилось извлекать пользу для себя. Строители смогли добывать обнажившиеся залежи камня-ракушечника, у животноводов появились дополнительные пастбища и сенокосные угодья, нефтяники получили возможность поиска и добычи нефти на суше, а песчаные полосы отступившего моря подарили чудесные пляжи прибрежным городам.

Падение уровня Каспийского моря связывали с бурным развитием орошаемого земледелия в Поволжье, которое стало истощать воды Волги. По планам Министерства мелиорации и водного хозяйства для орошения земель требовалось брать из реки около шести кубических километров волжской воды. Сток великой русской реки в море уменьшился.

Возник вопрос о кардинальных мерах по спасению Каспия, величайшего чуда природы. В различных высоких инстанциях решили перекрыть узкий (до 200 метров) пролив Кара-Богаз-Гол, соединяющий Каспийское море с заливом Кара-Богаз-Гол, который испарял со своей поверхности около шести кубических километров каспийской воды в год.
Таким образом, по замыслу Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, перекрытие дамбой пролива позволяло компенсировать забор воды на орошение из Волги.

В 1980 году дамбу между Каспием и заливом соорудили в рекордно короткие сроки, без проведения экспертизы и взвешивания последствий. Неминуемое изменение экологической обстановки, ухудшение условий существования тысяч людей, живущих в районе залива, вообще не принималось во внимание.
Вековой процесс поглощения вод моря Кара-Богазом был прерван.

Тем временем стали поступать тревожные сигналы о наступлении моря, что для специалистов не явилось такой уж неожиданностью. Все гидрометобсерватории по побережью уже с 1978 года фиксировали резкое повышение уровня Каспия. Создалась нелепая ситуация, когда в тиши кабинетов разрабатывались меры по спасению моря от обмеления, а на местах принимались героические усилия по защите от морских волн, заливавших сенокосные луга, стога сена, технику, животноводческие стоянки, поисковые площадки нефтедобытчиков и освоенные месторождения.
Море, увеличившись почти на два годовых волжских стока, поднялось более, чем на метр. Поднятие уровня моря создало серьёзную угрозу многим прибрежным сооружениям, а в Дагестане, к примеру, был затоплен целый совхоз – 40 тысяч гектаров земли.

Специалисты вдруг прозрели, сделали заключение, что уровень моря пульсирует в пределах до 4 метров с исторически выверенной периодичностью в зависимости от тектонических процессов в недрах земной коры, и пришли к выводу, что Каспий не нуждается в дополнительных источниках воды, которой вскоре и так будет в избытке.

ЗАЛИВ КАРА-БОГАЗ-ГОЛ

Залив Кара-Богаз-Гол являлся уникальным природным объектом, стабильной экологической системой тысячелетиями сформированной природой и богатейшей сырьевой базой для многих отраслей промышленности. Из подземных рассолов добывают ценное сырьё – бор, бром, редкоземельные элементы. Из рассолов промышленность вырабатывает бишофит, сульфат натрия, эпсомит, медицинскую глауберову соль и другие химические продукты. Здесь находится величайшее в мире месторождение мирабилита.

Под предлогом спасения Каспийского моря в 1980 году залив без церемоний перекрыли дамбой. Мелиораторы прогнозировали усыхание Кара-Богаз-Гола не ранее, чем через пятнадцать лет. Но вода испарилась в пять раз быстрее. Безжизненная соляная пустыня, где когда-то тяжелыми валами катили волны, насыщенные химическими веществами – вот всё, что осталось от Кара-Богаза к этому времени.

Когда залив пересох, перестали подпитываться промышленные скважины, обеднели химическими элементами подземные рассолы, резко возросли затраты добывающих предприятий на производство продукции.
Ещё суровее стали условия жизни населения. Мелкая соль со дна бывшего водоёма, поднимаемая ветрами, окутывает белой дымкой населённые пункты. Соль проникает в дома, садится на посевы и небогатые пастбища животноводческих ферм, приводя к падежу скота. Появились слухи о закрытии добывающих предприятий.

Исправлять ошибку такого масштаба трудно. Через дамбу пропустили одиннадцать труб полутораметрового диаметра. По этим трубам в залив поступает около трети прежнего объема воды. Но это не решает проблемы. Поверхностная рапа залива восстанавливается крайне медленно. Полная её утрата грозит многомиллиардными потерями для государства.

Процесс умирания залива зашёл так далеко, что его вряд ли допустимо изменить полным разрушением дамбы. В районе залива уже начала возникать новая экологическая система. Трудно предугадать к каким последствиям приведёт очередное вмешательство человека в «управление» естественными природными процессами, когда экологические сдвиги в регионе столь очевидны.

Академики и член-корреспонденты Академии наук СССР, по сути заварившие всю эту кашу с нашумевшим «проектом века», затеяли между собой научный спор о правильности прогнозов по угасанию Каспийского моря или же полной непригодности этой методики прогнозирования. Но истинная картина гидрологических и гидрохимических изменений, биологической продуктивности моря находится лишь в стадии сбора информации.

Проблему в силах разрешить специальное водорегулирующее сооружение на входе протоки в залив. Однако, как только стало ясно, что Кара-Бога-Гол не мешает забору воды из Волги на орошение, Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР утратило к нему всякий интерес, а Минхимпром СССР не считает спасение залива своей обязанностью.

Пока в инстанциях решают вопросы, кому проектировать водорегулирующее устройство, кому строить и на какие деньги, Кара-Богаз-Гол неумолимо движется к своему концу.

Изложение материалов газеты «Труд» за 1988 г. из архивов автора.

Рецензии

Обмеление моря угрожало снижением уловов рыбы, особенно осетровых пород, запасы которых в Каспии составляли около 90% от мировых........

Александр, работая в АН СССР и Министерстве Экологии, я участвовал в комиссиях по проблемам Каспийского и Аральского морей и по Кара-Бога-Голу в частности.

Снижение уловов рыбы не было связано с уровнем моря,а с посторойкой ГЭС на Волге,которые перекрыли пути миграций для нереста, а рыбопропускные сооружения оказались мало эффективны.Пришлось строить рыбозаводы по воспроизводству осетровых.Кроме того,страшное загрязнение Волги и браконьерство.Это и лишило нас основных запасов осетровых и теперь основной поставщик черной икры на мировой рынок Иран.

"Обмеление моря угрожало снижением уловов рыбы, особенно осетровых пород, запасы которых в Каспии составляли около 90% от мировых." (Драма Кара-Богаз-Гола)

Любопытно познакомится с одним из академических губителей Каспия и Кара-Богаза! Хорошо, что Вы не поучаствовали в повороте северных рек! А то бы сидели сибиряки сейчас на обь-иртышском дне!

Что же касается связи снижения уловов рыбы с обмелением Каспия, то проследите, к примеру, судьбу Арала. Там сейчас нет рыбы!

У вас очень своебразно с понимаем прочитанного.Кстати в написании отрицательного заключения от АН на проэкт переброски северных рек я тоже участвовал.

Во первых, Каспий не мелел как Арал,и не менял соленость воды.Так что не стоит говорить о том о чем вы не знаете.Арал потерял свою пресноводную фауну и флору,и в той части, которая осталась, сформировалась другая экосистема.

Какая "другая экосистема сформировалась" вместо Аральского моря всем, в том числе и Вам, прекрасно известно - это Арал-кум.
Глобальное бедствие великого озера вкратце мною описано в рассказе "Аральский робинзон" . Там же помещены космические фотоснимки гибели Арала. Экосистемой это никак не назовёшь, товарищ академик! Это катастрофа!

Точно такая же судьба была уготована учёными АН СССР заливу Кара-Богаз-Гол. Хорошо, что плотину ликвидировали.

Что касается снижения уловов каспийских осетровых, то здесь Вы совершенно правы. Один из главных лимитирующих факторов – возведение Волгоградской ГЭС, которая нарушила ареал обитания и привычную среду обитания осетра. Рыбе стало почти невозможно вернуться с нереста обратно в Каспийское море.

Безумное нашествие человека на природу продолжается...



Похожие статьи