Земельный налог зачисляется. Земельный налог: база, ставка, налогоплательщики. Налоговая ставка по земельному налогу

Земельный налог относится к местным и регулируется законодательством муниципальных образований, а в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов. В рамках Налогового кодекса муниципальные образования определяют в рамках:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Какие организации платят земельный налог?

Налогоплательщики по земельному налогу — организации, обладающие земельными участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса . Земля должна принадлежать организации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Организации не отчитываются и не платят налог по земельным участкам, которые находятся у них на праве безвозмездного пользования или переданных по договору аренды.

Если земельный участок относится к имуществу, составляющему паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиком признается управляющая компания. Налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Объект налогообложения по земельному налогу

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Также не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством;
  • ограниченные в обороте земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • ограниченные в обороте земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из этого правила есть исключения:

  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась после исправления технической ошибки, допущенной государственным органом при регистрации участка или ведении кадастра недвижимости: в этом случае исправление учитывается в расчете налоговой базы начиная с периода, в котором была допущена ошибка;
  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась по решению суда или комиссии по рассмотрению споров: в этом случае измененная кадастровая стоимость действует начиная с периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Но не раньше даты внесения в кадастр первоначальной (оспоренной) кадастровой стоимости.

Если земельный участок находится на территориях нескольких муниципальных образований, для каждого из них налоговая база определяется отдельно и равняется доле кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональной доле части участка.

Как определить налоговую базу для земельного участка, находящегося в общей собственности

Для земельных участков, которые находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется отдельно для каждого налогоплательщика-собственника участка пропорционально его доле в общей собственности.

Часто при покупке недвижимости покупатель получает право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Налоговая база по этому участку для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на земельный участок.

Если недвижимость покупают несколько лиц, налоговая база для каждого определяется пропорционально доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Налоговый и отчетный период по земельному налогу

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. Законодательные органы муниципального образования могут не устанавливать отчетный период.

Налоговая ставка по земельному налогу

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Ставки не могут превышать:

— 0,3 %

  • для земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых для сельскохозяйственного производства;
  • для земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  • для участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства;
  • для участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

— 1,5 % для прочих земельных участков.

По этим же ставкам производится налогообложение, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми муниципального образования.

Муниципальное образование может установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости, например, от категории земли или места нахождения объекта налогообложения участка в муниципальным образовании.

Налоговые льготы по земельному налогу

От налогообложения освобождаются:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста в отношении земельных участков, которые используются для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
  • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания религиозного и благотворительного назначения;
  • общероссийские общественные организации инвалидов;
  • «сколковцы».

Порядок расчета земельного налога и авансовых платежей по нему

Сумма налога считается после окончания налогового периода и равна произведению налоговой ставки и налоговой базы. Если компания приобрела земельный участок с целью жилищного строительства, расчет налога и авансовых платежей по нему производится с коэффициентом:

  • коэффициент = 2 применяется в течение 3 лет с даты государственной регистрации прав на земельный участок и до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
  • если строительство и государственная регистрация прав произошли раньше истечения трех лет, то переплаченная сумма налога зачитывается или возвращается налогоплательщику в общем порядке;
  • если жилищное строительство превысило 3-летний срок, в течение следующих 4 лет и до государственной регистрации прав на построенный объект применяется коэффициент = 4.

Налогоплательщики-организации, для которых установлены квартальные отчетные периоды, самостоятельно исчисляют земельный налог и авансовые платежи по нему после окончания первого, второго и третьего квартала.

Квартальный авансовый платеж = ¼ * налоговая ставка * кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода.

Муниципальные образования могут разрешить некоторым категориям налогоплательщиков не исчислять и не перечислять авансовые платежи.

По итогам налогового периода организации перечисляют в бюджет разницу между исчисленной суммой налога и уплаченными в течение налогового периода авансовыми платежами.

Неполный налоговый период или неполный период действия льгот

Если налогоплательщик получил или потерял право собственности на земельный участок в течение налогового периода, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть время владения участком. Для этого рассчитывается коэффициент: число полных месяцев владения участком делим на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Расчет числа полных месяцев владения участком делается так:

  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло до 15-го числа (включительно) или прекращение права произошло после 15-го числа, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;
  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло после 15-го числа или прекращение права произошло до 15-го числа (включительно), этот месяц не считается месяцем владения участком.

Налогоплательщики, которые имеют право на налоговые льготы, должны предоставлять подтверждающие документы в ИФНС по месту нахождения земельного участка. Если налогоплательщик в налоговом периоде получил или потерял право на льготу по земельному налогу, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть срок отсутствия этой льготы. Месяц возникновения и прекращения права на налоговую льготу принимается за полный месяц.

Когда сдавать декларацию по земельному налогу

Налогоплательщики-организации не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, сдают налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Крупнейшие налогоплательщики, сдают декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Срок уплаты земельного налога и авансовых платежей

Организации платят авансовые платежи и земельный налог в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, которые установлены нормативными актами муниципальных образований. Срок уплаты налога не может быть раньше срока сдачи декларации по земельному налогу — сейчас это 1 февраля.

Хотите легко платить налоги и сдавать декларации? Работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: ведите учет, начисляйте зарплату и отпрвляйте отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налога, поможет рассчитать его и автоматически сформирует отчетность. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.

Для каждого физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, законом России предусмотрен налог. Его размер определяется с учетом выбранной системы налогообложения. При выборе налогового режима необходимо ориентироваться на тот вид деятельности, которым будет заниматься гражданин. Налоги – это обязательный платеж, который должен осуществлять каждый гражданин раз в год для пополнения государственной казны. Имеется большое количество видов, а вот одним из самых интересных остается земельный налог.

Назначение

На землю обозначен в главе 31 НК РФ и в мастных нормативных правовых актах. Этот вид относится к местным. Все денежные средства, полученные от граждан за использование земельного участка, служат для пополнения местного бюджета.

Размер налога – это не конкретная цифра. Он имеет изменчивый характер, а определятся с учетом объективных обстоятельств. К ним можно отнести плодородность, расположение земельного участка. На размер налога не зависит и финансовый результат, полученный в ходе деятельности физического лица.

Платить этот вид налога должны как обычные граждане, так и организации, которые имеют в своем владении конкретную площадь земли. Кроме этого, платить налоги должны и те люди, которые имеют право постоянного пользования или право .

Основываясь пункта 2 стать 8 ГК РФ, представленные права имеют правовую силу с момента их регистрации. Документы, юридически подтверждающие права на землю, служат основанием для требования данного вида налога.

Не являются налогоплательщиками граждане и учреждения, которые эксплуатируют конкретную площадь земли на праве бесплатного срочного пользования или переданных им по соглашению аренды. Арендаторы вносят плату за земельный участок, который они временно используют, арендную плату.

На видео-земельный налог относится к категории налогов:

Категория граждан имеющая права на льготы

Имеется определенная группа людей, которой платить земельный налог не нужно или им предоставляются конкретные льготы, согласно которым размер налога снижается. Но не стоит сразу радоваться, так как Налоговый кодекс отстраняет от выплаты налога за землю только некоторые организации.

К ним можно отнести:

  • организации, которые числятся в уголовно-исполнительном министерстве;
  • владельцы земельных участков, которые отведены под автомобильные дороги;
  • организации религиозного направления, но они не платят налог только по тем земельным участкам, которые применяются по прямому назначению и для благотворительности;
  • учреждения, где содержатся инвалиды;
  • организации, главный вид деятельности которой состоит в производстве и продаже изделий художественных промыслов;
  • организации- резиденты ОЭЗ;
  • организации, деятельность которых связана с судопроизводством, а расположены они на территории особых экономических областей.

Если говорить про физические лица, то не платить земельный налог имеют право только те люди, которые принадлежат к коренному населению Сибири, Дальнего Востока и Севера. И то это право реализуется только при условии, что их земли применяются в целях поддержания традиционных промыслов данного нарда или традиционного образа жизни.

Этот вид льгот могут получить следующие граждане:

  1. Граждане, которым присвоено звание Героя Советского Союза и России.
  2. Люди с ограниченной дееспособностью – инвалиды I группы. Сюда можно отнести также инвалидов II группы, но это при условии, что она установлена ВТЭК до 1 января 2004 года.
  3. Граждане, у которых имеется ограниченная дееспособность с детства.
  4. Ветераны и инвалиды ВОВ и других военных действий.
  5. Граждане, которые пострадали в ходе ядерных испытаний, а также во время аварии на Чернобыльской АЭС.

Земельный налог относится к местным налогам . Он устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов му-ниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представи-тельных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Аналогичный порядок ус-тановления и введения налога действует и в городах федерального значе-ния Москве и Санкт-Петербурге.

Устанавливая земельный налог, представительные органы муници-пальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК


РФ, порядок и сроки уплаты налога. При этом могут также устанавливать-ся налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая уста-новление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица , обладающие земельными участками на праве собственности, праве посто-янного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения являются земельные участки , располо-женные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен зе-мельный налог.

Не признаются объектом налогообложения земельные участки: 1) изъ-ятые из оборота; 2) ограниченные в обороте в соответствии с законода-тельством, которые заняты особо ценными объектами культурного насле-дия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; 3) ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, предоставленные для обеспечения обороны, безопас-ности и таможенных нужд; 4) ограниченные в обороте в соответствии с за-конодательством, в пределах лесного фонда; 5) ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, занятые находящимися в государствен-ной собственности водными объектами в составе водного фонда, за ис-ключением земельных участков, занятых обособленными водными объек-тами.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения . Кадастровая стои-мость земельного участка определяется в соответствии с земельным зако-нодательством.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участ-ка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являюще-гося налоговым периодом. Налоговая база определяется отдельно в отно-шении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отно-шении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо уста-новлены различные налоговые ставки.



Организации определяют налоговую базу самостоятельно на основа-нии сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянно-го (бессрочного) пользования. Индивидуальные предприниматели опреде-ляют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном уча-стке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бес-срочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Налоговая база для каждого физического лица, не являющегося индивиду-


альным предпринимателем, определяется налоговыми органами на осно-вании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, орга-нами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в об-щей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплатель-щиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропор-ционально его доле в общей долевой собственности. Налоговая база в от-ношении земельных участков, находящихся в общей совместной собствен-ности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными пе-риодами для организаций и физических лиц, являющихся индивидуальны-ми предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми акта-ми представительных органов муниципальных образований (законами го-родов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3 % в отношении земельных участков: отнесенных к землям сель-скохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйст-венного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйст-венного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженер-ной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключени-ем доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не отно-сящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищно-го строительства; предоставленных для личного подсобного хозяйства, са-доводства, огородничества или животноводства;

2) 1,5 % в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования зе-мельного участка.

Налоговые льготы. От налогообложения освобождаются, в частности:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы
Минюста РФ – в отношении земельных участков, предоставленных для
непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреж-
дения функций;

2) организации – в отношении земельных участков, занятых государ-ственными автомобильными дорогами общего пользования;

3) организации – в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами мобилизационного назначения и (или) мобилизацион-ными мощностями, законсервированными и (или) не используемыми в производстве; всеми видами мобилизационных запасов (резервов) и дру-


гим имуществом мобилизационного назначения, отнесенным к создавае-мым по решениям органов государственной власти страховым запасам; испытательными полигонами, снаряжательными базами, аэродромами, объектами единой системы организации воздушного движения, отнесен-ными к объектам особого назначения;

4) религиозные организации – в отношении принадлежащих им зе-мельных участков, на которых расположены здания, строения и сооруже-ния религиозного и благотворительного назначения;

5) общероссийские общественные организации инвалидов, среди чле-нов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, – в отношении земельных участков, используемых ими для осущест-вления уставной деятельности; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 %, – в отно-шении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров, работ и услуг (за исключением брокерских и иных по-среднических услуг); учреждения, единственными собственниками иму-щества которых являются указанные организации инвалидов, – в отноше-нии земельных участков, используемых ими для достижения образова-тельных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям и др.

Кроме того, НК РФ предусматривает налоговые вычеты для целого ряда категорий налогоплательщиков. Так, налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налого-плательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земель-ного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих катего-рий налогоплательщиков: 1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы; 2) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности; 3) инвалидов с детства; 4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий; 5) чернобыльцев и приравненных к ним лиц; 6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации ава-рий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах; 7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или став-ших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных


с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космиче-скую технику.

Порядок исчисления налога и авансовых платежей. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая нало-говой ставке процентная доля налоговой базы. Организации исчисляют сумму налога и авансовых платежей самостоятельно. Индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога и авансовых платежей само-стоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в пред-принимательской деятельности. Сумма налога и авансовых платежей по налогу, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющими-ся физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Сумма авансового платежа, подлежащая уплате физическим лицом, уплачивающим налог на основании налогового уведомления, исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и установленной нор-мативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) доли налоговой ставки в размере, не превышающем одной второй налоговой ставки, в случае установления одного авансового плате-жа, и одной третьей налоговой ставки в случае установления двух авансо-вых платежей.

Если отчетный период определен как квартал, суммы авансовых пла-тежей исчисляются по истечении первого, второго и третьего квартала те-кущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налого-вой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей . Земельный налог и авансовые платежи подлежат уплате налогоплательщиками в по-рядке и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами горо-дов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают аван-совые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представи-тельного органа муниципального образования (законами городов феде-рального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное. Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложе-ния. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомле-ния, направленного налоговым органом.

Организации или индивидуальные предприниматели по истечении на-логового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию не позднее 1 февраля года, сле-дующего за истекшим налоговым периодом. Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение на-


логового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за ис-текшим отчетным периодом.

Земельного участка обязан отчислять в казну.


Дорогие читатели! Каждый отдельный случай индивидуален, поэтому вы можете уточнить информацию у наших юристов. Звонки на все номера бесплатны.

Законодательство

Вопросы ЗН представлены в нескольких отраслях российского законодательства (в ЗК, в НК, в ВК, в ЛК).

Наиболее полно эти вопросы приведены в ст. 31 НК, которая полностью посвящена определению различных аспектов применения ЗН.

По ст. 387 НК этот налог определяется и начинает действовать в соответствии со статьями НК и положениями органов. По закону налог должен быть уплачен на территориях . В городах федерального подчинения ЗК вводится в соответствии с НК и законами этих городов. В этом случае данный вносится на территориях таких городов.

При этом местные органы могут сами определять налоговые ставки в размерах, не превышающих ставки НК. Также они могут устанавливать для ЗН. Этими же органами устанавливается порядок и сроки уплаты ЗН.

Классификация

В соответствии с определяющими признаками и законами действующие в РФ налоги можно разделить по следующим основным группам:

  • по уровню представления в бюджеты;
  • по способу обложения;
  • по типу использования;
  • по субъекту налогообложения.

По первому признаку налоги могут быть федеральные, региональные и местные.

Налоги первого типа определяются центральными органами страны, обязательны на всей территории государства и платятся непосредственно в федеральный бюджет.

К ним относятся, например, НДФЛ или НДС. Региональные налоги определяются и платятся в бюджет субъектов РФ. Примерами налогов такого типа являются налог на транспорт или дорожный налог. Налоги местного значения платятся в бюджеты муниципалитетов или бюджеты городов федерального подчинения. Одним из таких налогов и является ЗН.

По способу обложения налоги бывают прямыми и косвенными.

Косвенные налоги являются налогами на потребление. Они проявляются с помощью надбавки на цену или тариф. При этом налог, полученный от потребителя, перечисляется государству.

Формально налог выплачивает продавец товара или услуги, а фактически этот налог платится покупателем. Например, покупая бутылку водки, приходится, кроме стоимости самой продукции, оплачивать акциз на алкоголь и НДС.

Прямые налоги берутся в виде фиксированной суммы с дохода или имущества плательщика. При этом налоги этого типа делятся, в свою очередь, на реальные и личные налоги.

Первые учитывают среднюю (а не действительную) доходность облагаемого имущества плательщика. Вторые платятся с действительной доходности имущества.

Земельный налог является прямым налогом реального типа, поскольку он платится непосредственно в денежной сумме и прямо зависит от кадастровой стоимости ЗУ и налоговой ставки.

По возможности использования налоги могут быть общие или специальные. При этом специальные налоги могут быть использованы только для определенных целей. Так, дорожный налог должен быть использован для ремонта и строительства дорог. Налоги общего типа поступают в бюджет государства или муниципалитета и их использование не ограниченно какими-то рамками. Они могут быть использованы на мероприятия общего характера. И ЗН относится к общим налогам.

По типу субъекта налогообложения ЗН могут собираться с лиц физических или с организаций (юридических лиц).

Исходя из вышеизложенного, ЗН можно отнести к категории местных прямых налогов общего назначения.

На основании ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм такой платы является земельный налог.

Земельный налог является местным налогом, поэтому он устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязателен к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге также действуют законы данных субъектов РФ, на основании которых помимо налогового кодекса РФ производится установление, взимание, изменение и прекращение земельного налога на территориях городов федерального значения.

Поскольку земельный налог является местным, представительные органы муниципальных образований и органы государственной власти городов федерального значения самостоятельно в нормативных правовых актах устанавливают налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, но только в тех пределах, которые закреплены в Налоговом кодексе РФ.

Размер земельного налога зависит не от финансовых результатов деятельности , а только от объективных обстоятельств, к которым относятся: плодородность, расположение земельного участка и т. п.

Плательщиками земельного налога являются как физические, так и юридические лица, которые обладают земельными участками, являющимися объектами обложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (рис. 14). На основании пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ эти права возникают с момента государственной регистрации, если иное не установлено законом. Документы о государственной регистрации прав являются основанием для взимания земельного налога.

Рис. 14 Плательщики земельного налога

Не признаются налогоплательщиками и в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Арендаторы уплачивают за землю, переданную им в аренду, арендную плату.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

1. Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Земельным кодексом РФ к землям, изъятым из оборота, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
  • государственными природными заповедниками и национальными парками;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
  • объектами организаций федеральной службы безопасности;
  • объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
  • объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
  • объектами учреждений и органов федеральной службы исполнения наказаний;
  • воинскими и гражданскими захоронениями;
  • инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

2. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

3. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

4. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда.

5. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Налоговая база

Налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель. Сведения о стоимости земельных участков содержатся в государственном кадастре недвижимости. Государственный кадастр недвижимости — систематизированный свод сведений и документов об объектах кадастрового учета, а также сведений об административно- территориальном и кадастровом делении. Объектами кадастрового учета являются земельные участки; здания и сооружения, объекты, не завершенные строительством; помещения; территориальные и функциональные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий. Сведения о каждом объекте недвижимости содержатся в виде записи в кадастровой книге. Кадастровая книга содержит записи о кадастровой стоимости объекта кадастрового учета, сведения об оценщиках, проводивших работы по государственной кадастровой оценке, и указывается дата проведения этих работ. В кадастре также содержатся сведения о местоположении границ земельного участка, категории земель, площади, вида разрешенного использования, о находящихся на таком земельном участке объектах недвижимости.

Объекту кадастрового учета присваивается уникальный кадастровый номер, выдается кадастровый паспорт, представляющий собой выписку из государственного кадастра недвижимости. В нем фиксируются совершаемые с данным объектом сделки.

Кадастровая стоимость определяется методом массовой оценки на определенную дату на базе рыночной стоимости. Определяют кадастровую стоимость оценщики, организации, выбранные органами власти субъектов РФ путем проведения процедуры размещения заказа.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность в области ведения государственного кадастра недвижимости, а также регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

До 1 января 2011 года государственный кадастр недвижимости подлежит созданию и введению на территории не менее двадцати семи субъектов Российской Федерации, а полностью этот процесс планируется завершить к 1 января 2012 года.

Если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база считается по каждому муниципальному образованию как доля кадастровой стоимости всего

земельного участка, пропорциональная вышеуказанной доле земельного участка.

В отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база устанавливается пропорционально их доле в общей долевой собственности. Если земельный участок находится в общей совместной собственности, то налоговая база определяется в равных долях для каждого собственника.

Налоговая ставка определяется в процентах к кадастровой стоимости участка.

Ставки земельного налога

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать

  • земли сельскохозяйственного назначения или земли в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • земли, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно- коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
  • земли, приобретенные (предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

В отношении прочих земельных участков

Допускается установление дифференцированных ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

  • Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
  • инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  • инвалидов с детства;
  • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
  • физических лиц, принимавших непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Уменьшение налоговой базы производится на основании документов, подтверждающих это право, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, отчетными периодами — I, II и III кварталы календарного года. При установлении земельного налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов Москвы и Санкт- Петербурга) вправе не предусматривать отчетный период.

Земельный налог и авансовые платежи по нему подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга). При этом, как определено пунктом 1 статьи 397 НК, срок уплаты земельного налога организациями и индивидуальными предпринимателями не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Организации и индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога (авансовых платежей) самостоятельно. Физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.

Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма авансовых платежей по налогу определяется по истечении I, II и III квартала текущего налогового периода как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, устанавливается как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с расчетом, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей.

В случае возникновения (прекращения) в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы земельного налога (суммы авансового платежа по этому налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента (К), определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) (т), к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (и).

Если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения данных прав. Если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения данных прав.

К = т/п ,

  • т — полные месяцы, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном пользовании или пожизненном наследуемом владении);
  • п — число календарных месяцев в налоговом или отчетном периоде.

Прекращение прав: до 15 -го числа включительно (месяц не считается); после 15-го числа (месяц считается за полный).

Возникновение прав: до 15 -го включительно (месяц считается за полный) после 15-го числа (месяц не считается).

Полностью освобождены от уплаты земельного налога следующие организации и учреждения:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
  • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
  • общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
  • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно- оздорови-тельных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям- инвалидам и их родителям;
  • организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
  • физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
  • организации — резиденты особой экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.



Похожие статьи