Что такое психоанализ фрейда и чем он отличается от психотерапии. Психоанализ Фильмы про психоанализ

Психоанализ – методология, основанная на изучении, выявлении, анализе вытесненных из сознания, скрытых или подавленных тревог индивидуума, которые в явной форме травмировали его психику.

Впервые термин психоанализ в психологии был введен Зигмундом Фрейдом, работавшим над исследованием бессознательных процессов, происходящих в человеческой психике и над глубоко упрятанными в людское подсознание мотивациями.

Исходя из основ методики, человеческая природа рассматривается с точки зрения противоборства тенденций антиподов. Именно психоанализ дает возможность увидеть, как бессознательное противостояние влияет не только на личностную самооценку, но и на эмоциональность личности, на ее связи с ближайшим окружением, отдельными общественными институтами.

Обычно источник конфликта локализован в условиях приобретенного индивидом опыта, а поскольку люди одновременно социальные и биологические существа, их основным биологическим устремлением оказывается поиск наслаждений с одновременным избеганием от любой формы боли.

При ближайшем рассмотрении теории психоанализа выясняется наличие трех элементарных, взаимозависимых и восполняющих друг друга частей: сознательного, предсознательного и бессознательного.

Именно в предсознательном сосредотачивается значительное число фантазийных побуждений и желаний индивида. При этом если достаточно сосредоточиться на цели, то вполне можно перенаправить такие желания в сознательное. Те события, которые из-за существующих моральных и нравственных ориентиров индивида отрицаются им как допустимые, а быть может, расцениваются как болезненные и потому перемещаются в бессознательную часть.

Именно эта часть приобретенного опыта оказывается отделенной от двух других стеной, в связи с чем полезно понимать, что психоанализ как раз и сконцентрирован на имеющихся взаимосвязей между частями сознательного и бессознательного.

Стоит отметить, что психоанализ в психологии оперирует глубинными аналитическими механизмами, такими как:

  • исследование самопроизвольных поступков, совершаемых в обыденной жизни;
  • исследования с использованием независимых ассоциаций, через интерпретацию снов.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Поведение человека, прежде всего, регулируется его сознанием. Фрейд выяснил, что за вывеской сознания скрывается некая его прослойка, неосознаваемая индивидом, но побуждающая его ко множеству похотей и наклонностей. Ввиду специфики своей деятельности, он был врачом-практиком, наткнулся на целый пласт неосознанных мотивов.

Во многих случаях именно они становились источником нервных и психических заболеваний. Сделанное открытие способствовало поиску средств, которые бы могли помочь пациенту избавиться от противоборства явного и скрытого в глубине сознания. В результате появился психоанализ Зигмунда Фрейда – средство душевного высвобождения.

Не остановившись на лечении невропатических расстройств, Фрейд, стремясь к максимальному возрождению психического здоровья пациентов, разработал теоретические принципы психоанализа с внедрением их в практику.

Вследствие своей уникальности, предложенная технология восстановления психического здоровья со временем приобрела широчайшую известность и популярность. В классическом варианте психоанализ заявил о рождении совершенно новой системы психологии и нередко событие это называется психоаналитическим переворотом.

Теория психоанализа

Основная идея теории психоанализа З. Фрейда состоит в том, что мотивы поведения человека преимущественно им не осознаваемы и потому совершенно неочевидны. Начало двадцатого столетия ознаменовалось зарождением новой психической модели, позволившей совершенно с другой стороны взглянуть на проявление внутренней психологической напряженности.

В пределах созданной модели были вычленены три ключевых компонента, названных: «Оно», «Я», «Сверх-Я». Объект тяготения каждого индивида – это «Оно», причем все протекающие в нем процессы совершенно бессознательны. «Оно» является зародышем «Я», которое вылепливается из него под влиянием окружающей индивида среды. При этом «Я» – очень непростая совокупность отожествления с другими «Я», которая действует в плоскостях сознательного, предсознательного и бессознательного, исполняя роль психологической защиты на всех этих уровнях.

Имеющиеся механизмы защиты уже изначально предуготовлены к приспосабливанию субъектов к запросам внешней среды обитания, а также к внутренней реальности. Однако из-за неправильного развития психики естественные в пределах семьи формы приспосабливания неожиданно превращаются в центр зарождения серьезных проблем. Любая защита, применяемая параллельно ослаблению влияния действительности, оказывается дополнительным искривляющим фактором. Из-за чрезвычайно значимых искривлений адаптационные методы защиты преобразуются в феномен психопатологии.

Психоаналитическое направление

Современная психология характеризуется большим числом векторов приложения усилий работающих психологов, одним из главных среди них выступает психоаналитическое направление, определяемое корнями, уходящими в первичные исследования З.Фрейда. После них наибольшей известностью пользуются работы по индивидуальному психоанализу Альфреда Адлера и по аналитическому психоанализу Карла Юнга.

Оба поддержали в своих работах идею бессознательного, однако были склонны к ограничению значимости побуждений сексуального характера. В итоге бессознательное окрасилось новыми красками. В частности, Адлер говорил про властолюбие, как про компенсаторный инструмент ощущения неполноценности.

В то же время Юнг закрепил понятие коллективного бессознательного, его идеи заключались отнюдь не в персонифицированном насыщении психики индивидуума бессознательным, но вследствие влияния на него предков. Причем Фрейд предполагал, будто бессознательную психику каждого субъекта заполняют явления, которые были вытолкнуты по той или иной причине из сознания.

Методы психоанализа

По сути своей концепция психоанализа разделена на три ключевых этапа, скрывающих в себе методы психоанализа. На первом из них нарабатывается аналитический материал, на втором происходит его исследование и анализ, третий подразумевает рабочее взаимодействие на основании полученных результатов исследования. При наработке материала используются методики свободных ассоциаций, реакции переноса и противостояния.

Методологический принцип свободных ассоциаций основан на умении переложения одной ситуации на другую с целью выявления и понимания неких процессов, происходящих на глубинных уровнях психики, причем в большей степени бессознательно. В дальнейшем происходит использование извлеченных данных для корректировки психических нарушений клиента через осознание им существующих проблем и их причин. Важным моментом в применении данной методики оказывается совместная целенаправленная деятельность психолога и клиента в направлении борьбы с имеющимися у последнего ощущениями психологического неудобства.

Методика основана в озвучивании пациентом приходящих в его голову мыслей, даже если эти мысли граничат с полным абсурдом и непристойностью. Действенность методики скрывается в тех отношениях, которые возникают между пациентом и психотерапевтом. В основе лежит феномен переноса, заключающийся в бессознательном перенесении качеств родителей пациента на терапевта. То есть, выполняется перенос в отношении психолога тех чувств, которые клиент испытывал в своем раннем возрасте к субъектам, которые находились в его ближайшем окружении, выполняется проекция ранних детских желаний на лицо замещающее.

Течению осмысления имеющихся причинно-следственных связей, плодотворному преобразованию накопленных персональных воззрений и принципов с отказом от прежних и формированием новых поведенческих норм, обычно сопутствует существенное внутреннее противодействие со стороны пациента. Сопротивление – фактический феномен, который сопровождает любое психотерапевтическое вмешательство вне зависимости от его формы. Суть такого противостояния в том, что возникает сильное устремление к нежеланию касаться неосознаваемого внутреннего конфликта с параллельным возникновением существенных препятствий выявления действительных причин личностных проблем.

На этапе исследования и анализа выполняются четыре последовательных шага, которые могут осуществляться в разной очередности, это: противопоставление, истолкование, прояснение, отработка.

Следующий этап – рабочее взаимодействие, в основе которого крепкие взаимоотношения клиента с психиатром, дающие возможность достижения целенаправленной согласованности действий в рамках сформировавшейся в результате анализа аналитической ситуации. Что касается методологии истолкования снов, то она лежит в рамках поиска скрывающихся за каждым сновидением деформированных бессознательных истин.

Современный психоанализ

Концептуальные изыскания Зигмунда Фрейда легли в основу современного психоанализа, на текущий момент представляющего собой динамично прогрессирующие технологии раскрытия сокровенных свойств человеческой сущности.

За время, превышающее столетний отрезок времени произошло значительное число изменений, кардинально изменивших принципы подхода к проведению психоанализа, в результате выстроилась многоярусная система, охватившая самые различные воззрения и подходы.

В результате появилось аналитическое средство, объединившее в себе ряд комплексных подходов, благоприятствующих исследованию неосознаваемых человеком сторон его психического бытия. В числе приоритетных целей работ по психоаналитике выступает высвобождение индивидуумов из бессознательно выстроенных ограничений, которые являются причиной отсутствия прогресса в развитии.

На современном этапе развития отмечается три основных направления, по которым происходит дальнейшее развитие психоанализа, которые существуют как дополнения друг друга, а не как отдельные невзаимосвязанные ветви.

Выделяются:

  • психоаналитические идеи, выстраивающие базис для построения фактических подходов;
  • прикладной психоанализ, направленный на анализ и обнаружение общекультурных явлений, на разрешение неких социальных задач;
  • клинический психоанализ, используемый для персонифицированной поддержки тем, кто сталкивается с комплексом личностных преград психологического характера, с нервно-психическими нарушениями.

В период становления психоанализа основной представлялась концепция сексуальных влечений, недоразвитой сексуальности, то на нынешнем этапе развития методологии основное предпочтение отдается эго-психологии, идее объектных отношений, причем происходит это на фоне непрекращающейся трансформации самой техники психоанализа.

Далеко не только лечение невротических состояний цель психоаналитических практик. Несмотря на использование методик психоанализа для устранения неврозов, современные его технологии позволяют с успехом справляться с более сложными проблемами от повседневных психологических затруднений и до сложнейших психологических расстройств.

И в конце стоит отметить, что наибольшее распространение получили ветви психоанализа, к которым относятся неофрейдизм и структурный психоанализ.

Первоначально психоанализ возник как метод изучения и лечения истерических неврозов. Результаты психотерапевтической практики, а также анализ различных явлений нормальной психической жизни – сновидений, ошибочных действий, остроумия – были проинтерпретированы Фрейдом как результат действия общих психологических механизмов.

Основной предпосылкой психоанализа является разделение психики на сознательное и бессознательное. Поведение и мышление человека предопределяют бессознательные влечения, уходящие корнями в травмирующие переживания детства или вступающие в столкновение с существующими в обществе нравственными и культурными нормами. Так возникают внутрипсихические конфликты. Разрешение этих конфликтов осуществляется путем вытеснения из сознания «дурных», но естественных влечений и желаний. Вытесненные из сознания влечения и желания не исчезают бесследно. Они загоняются в глубины человеческой психики и так или иначе, рано или поздно дают знать о себе, вызывая напряжения.

Что же такое психоанализ?

Во-первых, психоанализ – метод лечения, и в настоящее время почти все психоаналитики – врачи. Психоаналитик пытается снять симптомы пациента, освободив его от ненужных сомнений, неоправданного чувства вины, мучительных самообвинений, ложных суждений и неразумных порывов. Кроме этого, он ставит себе целью не просто успокоить пациента, но и распутать его личность. Но аналитик – всего лишь руководитель и наблюдатель, ответственность же за результат всего процесса несет в конечном счете пациент.

Во-вторых, – это метод научного наблюдения и изучения личности, а в особенности желаний, импульсов, мотивов, сновидений, фантазий, раннего развития и эмоциональных расстройств.

В-третьих, – это система научной психологии, то есть наблюдения и представления психоанализа можно использовать, пытаясь предсказать человеческое поведение и исход человеческих отношений, таких, как брак и отношения между родителями и детьми.

Как проводится психоанализ?

Процесс психоанализа состоит в изучении и реорганизации личности; делается это для того, чтобы индивид мог хранить свои напряжения с меньшими затруднениями, пока не придет время их снять. Необходимо сделать подсознательное сознательным и привести под наблюдение неудовлетворенные напряжения. Считается, что для того, чтобы полностью провести этот процесс, он должен длиться по меньшей мере год и составлять от трех до шести сеансов в неделю каждый продолжительностью около часа. Если исследование длится менее года или число сеансов меньше трех в неделю, эффективное проведение процесса почти невозможно.

Для проведения психоаналитического сеанса пациент укладывается на кушетку, а аналитик садится у него в головах, чтобы быть вне поля зрения. Благодаря этому психика пациента может работать не отвлекаясь. В свою очередь, такой способ избавляет от излишней напряженности врача: не находясь под непрерывным наблюдением, он может лучше сосредоточиться на том, что говорит пациент.

Применяется так называемый метод свободных ассоциаций. Это значит, что свободное выражение свободного течения представлений не сдерживается и не меняется обычной цензурой сознания (представлениями о вежливости, стыде, самоуважении).

В состоянии свободной ассоциации психика пациента часто переполняется желаниями, чувствами, упреками, воспоминаниями, фантазиями, суждениями и новыми точками зрения, и все это возникает на первый взгляд в полном беспорядке. Однако вопреки кажущейся путанице и бессвязности, каждое высказывание и каждый жест имеют свое значение в связи с тем или иным неудовлетворенным напряжением. Час за часом, день за днем из беспорядочной паутины мыслей начинают выявляться значения и связи. В течение длительного периода могут постепенно развиться некоторые центральные темы, относящиеся к ряду неудовлетворенных с раннего детства, давно похороненных в подсознании и недоступных сознательному распознаванию напряжений, которые и составляют основу структуры личности пациента, источник всех его симптомов и ассоциаций.

Позиция аналитика по отношению к пациенту должна быть строго нейтральна. Главная работа аналитика состоит в некотором смысле в том, что он каждый раз указывает пациенту, когда тот себя обманывает; поэтому врач должен все время сохранять самокритическую позицию, исключающую какие-либо проявления симпатии и негодования к пациенту, что дало бы тому возможность обманывать врача и самого себя. Нежелательная эмоциональная установка аналитика по отношению к пациенту называется контрпереносом.

Часто возникает вопрос, может ли психоанализ кому-нибудь повредить? Самая большая опасность – это лечить пациента, находящегося на грани психоза, если аналитик не отдает себе отчета в его подлинном состоянии. Аналитик должен также соблюдать осторожность в различении неврозов от некоторых болезней мозга и гормональных расстройств.

По материалам книги Э. Берна

«Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных»

Психоанализ, как теория человеческой психики и вид терапевтической практики был основан Зигмундом Фрейдом в конце XIX века и продолжает активно развиваться психологами в настоящее время. Психоанализ имеет четыре основные области применения:

  1. в качестве теории того, как работает разум;
  2. в качестве метода лечения психических проблем;
  3. как метод исследования;
  4. как способ рассмотрения культурных и социальных явлений: литературы, искусства, кино, театра, политики.

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия рекомендован прежде всего для тех, кто чувствует себя захваченным повторяющимися психическими проблемами, которые препятствуют развитию потенциала и нарушают опыт достижения удовлетворения в отношениях с близкими людьми, семьей и друзьями, а также достижению успеха и самореализации в своей работе, решения повседневных задач.

Беспокойство, запреты и депрессии часто являются признаками внутренних конфликтов, которые приводят к трудностям в отношениях, влияя на личные и профессиональные решения. Корни этих проблем часто находятся глубже возможностей естественного осознания и поэтому оказываются неразрешимыми без психотерапии.

С помощью психоаналитика пациент может получить новое понимание о бессознательных частях этих нарушений. Разговор с психоаналитиком в безопасном атмосфере ведет пациента к все большей осведомленности о своих ранее неизвестных частях внутреннего мира (мысли, чувства, воспоминания, мечты), давая облегчение от психической боли, способствуя развитию личности, и получая опыт осознанности и самокоррекции, который помогает укрепить доверие пациента в достижении собственных целей в жизни. Эти положительные эффекты психоанализа продолжают развиваться и после завершения анализа.

Основные открытия и нововведения Фрейда

Работая с больными истерией пациентами, Фрейд пришел к пониманию, что в симптомах, от которых страдали истерики, воплощается смысл, одновременно и скрытый и явный. Со временем он обнаружил, что все невротические симптомы являются посланниками, несущие вытесненные, а значит бессознательные психические содержания. Это подтолкнуло его к разработке «лечения разговором», который произвел революцию в отношениях между пациентом и терапевтом. Фрейд видел своих пациентов шесть раз в неделю, слушал и отвечать им на то, что они говорили ему, когда они лежали на кушетке. Приглашая пациентов высказывать все, что приходило голову, Фрейд получал ассоциации, которые вели к подавленным детским переживаниям, желаниям и фантазиям, ставших источником бессознательных конфликтов. Когда эти конфликты осознавались, они могли быть проанализированы, в следствии чего симптомы растворялись. Эта процедура стала не только мощным методом лечения, но и эффективным инструментом для изучения человеческой психики, которая привела к разработке все более сложных психоаналитических теорий о том, как работает разум, а в последние годы и исследованиям на новом поле — нейропсихоанализу.

Первые открытия Фрейда привели его к некоторым новаторским концепциям:

Бессознательное . Психическая жизнь выходит за рамки того, что мы можем непосредственно сознавать, и за рамки того, что мы могли бы потенциально осознать, приложив усилия (рамки предсознательного). Большая часть нашего ума находится в бессознательном состоянии, и это часть доступна только с помощью психоанализа.

Ранние детские переживания являются сплавом фантазий и реальности; они характеризуются страстными желаниями, необузданными порывами и инфантильными тревогами. Например, голод вызывает желание поглотить все, который при этом сосуществует со страхом быть поглощенным окружающими. Желание контроля и независимости сплавлено со страхами манипулирования или бросания. Сепарация от заботливого окружения угрожает остаться покинутым, беспомощным и одиноким. Любовь одного родителя грозит риском потери любви другого. Ранние желания и страхи приводят к конфликтам, которые, когда они не могут быть решены, подавляются и становятся бессознательными.

Психосексуальное развитие. Фрейд обнаружил, что поступательное созревание функций организма, сосредоточенные в эрогенных зонах (рот, анус, гениталии), происходит параллельно с удовольствиями и страхами, получаемыми в отношениях с заботящимся окружением, и с развитием структур психики ребенка.

Эдипов комплекс является основным комплексом всех неврозов. Ребенку в возрасте от четырех до шести становится известно о сексуальном характере отношений родителей, из которых он исключен. Возникшие чувства ревности и соперничества должны быть разъяснены, вместе с вопросами о том, кто мужчина, а кто женщина, кого любить и на ком жениться, как происходит зачатие ребенка и как происходит рождение, что ребенок может делать по сравнению со взрослыми или не может делать. Решение этих сложных вопросов будет формировать характер взрослого ума и Супер-Эго.

Вытеснение сила, которая удерживает в бессознательном опасные фантазии , связанные с неразрешенными детскими конфликтами .

Сновидение как исполнение желаний . Чаще всего сновидения выражают выполнение инфантильных сексуальных желаний или фантазий, которые скрываются в абсурдных, странных и бессмысленных сценах, требующих анализа, чтобы выявить их бессознательное значение. Фрейд назвал толкование сновидений королевской дорогой в бессознательное.

Перенос является вездесущей тенденцией человеческого ума в рассмотрении и определении какой-либо новой ситуации в шаблонах предыдущего опыта. В психоанализе перенос имеет место, когда пациент рассматривает аналитика, как родительскую фигуру, с которой могут вновь воскреснуть основные инфантильные конфликты или травмы, как будто это происходит в оригинальных детско-родительских отношениях.

Свободные ассоциации описывают появление мыслей, чувств и фантазий, когда они свободны от ограничений страха, вины и стыда.

Эго, Ид и Супер-Эго . Эго — это структура психики, определяемая сознанием, осуществляющая вытеснение, интегрирующая и консолидирующая различные импульсы и тенденции прежде, чем они будут переведены в действие. Ид является бессознательной частью ума, место вытесненных и непознаваемых следов памяти о раннем периоде жизни. Супер-Эго — руководитель ума и совести, хранитель запретов, которых нужно придерживаться, и идеалов, к которым необходимо стремиться.

Развитие психоанализа после Фрейда. Современный психоанализ


Классические и современные Фрейдисты
. Зигмунд Фрейд (1856-1939) создал модель психики с несколькими основными теоретическими предположениями: душевная жизнь питается энергией двух базовых влечений (в ранней теории это сексуальное влечение и влечение я или самосохранение; в последующем пересмотре это влечение к жизни и влечение к смерти, или либидо и агрессия). Эти влечения отражают определенные требования тела к психике, выраженные в желаниях и потребностях, стремящихся к определенным объектам, которые могу принести удовлетворение. Результаты этих взаимодействий (включая представления о важных объектах и отношениях) структурируют всю психику, создавая все более сложные комплексы и образования, которые в конечном счете разделяются на три основные части. В своем первой топографической модели Фрейд говорил о системах бессознательного, предсознательного и сознательного; во второй структурной модели он говорил уже об Эго, Ид и Супер-Эго. Структуры психики регулируют энергию влечений в соответствии с принципом удовольствия (гомеостаз). Метапсихология психоанализа выражает психические функции в связи с их динамическими (дисков), экономическими (энергия), топическими (структуры) аспектами.

(1873-1933) и венгерская школа психоанализа подчеркнули важность рассмотрения и признания реальной детской травматизации, специфических ранних отношений мать-ребенок, включающих «путаницу языков» (путаница между детской потребностью в привязанности и сексуальными потребностями взрослого), которые серьезно влияют на психическое развитие, а позднее и на психопатологию. Ференци сосредоточился на взаимных, интерсубъективных процессах между пациентом и аналитиком, и на важной роли честности и внутренней работы (самоанализ) аналитика в аналитическом взаимодействии.

Эго-психология . Анна Фрейд (1895-1982), Хайнц Хартманн (1884-1970) и некоторые другие аналитики сосредоточили свое внимание на деятельности сознательного и бессознательного Эго, на особой роли Эго в бессознательных защитах, влиянии защит на психические процессы. Хартманн описал бесконфликтные зоны Эго, которые выполняют такие важные задачи, как осознанность, моторная функция, логическое мышление, речь, сенсорное восприятие и проверка реальности — все это жизненно важные функции, которые могут быть повторно втянуты в невротические конфликты. Путем систематического анализа защит, психоанализ ориентируется на укрепление Эго пациента, чтобы увеличить контроль импульсов, усилить способность к разрешению конфликтов, способность переносить разочарования и болезненные аффекты. Хартманн добавил к четырем фрейдистских метапсихологическим моделям генетическую и адаптационную модели.

Классические и современные кляйнианцы . Мелани Кляйн (1882-1960) концептуализировала раннее младенчество, когда начинают проявляться примитивные импульсы, как опыт ранних объектных отношений. Направленное внутрь влечение к смерти воспринимается как атакующая сила и вызывает персекуторную тревогу (страх уничтожения). Деструктивные импульсы фантазийно помещается во вне (проекция) в разочаровывающий объект (плохая грудь), сопровождаемые страхом возмездия. С другой стороны, удовлетворяющий объект (хорошая грудь) идеализируется и отщепляется от плохого объекта. Эта первая фаза называется параноидно-шизоидная позиция, которая характеризуется расщеплением, отрицанием, всемогуществом, идеализацией, а также проекцией и интроекцией. Растущий способность Эго к интеграции приводит к депрессивным тревогам, когда деструктивные импульсы повреждающие хороший объект (грудь) вызывают желание возмещения (репарации). Эта вторая фаза называется депрессивной позицией. Современная кляйнианцы признали, что эти фазы не ограничиваются младенчеством, но образуют непрерывную динамику в психике между сменой то параноидно-шизоидной, то депрессивной позициями.

Бионовское ответвление кляйнианской школы . Уилфред Бион (1897-1979), продолжая исследования и Фрейда и Кляйн разработал новый язык для собственной теории мышления. Он выдвинул идею, что психика младенца сперва сталкивается с сырыми чувственными впечатлениями и эмоциями, которые он назвал бета-элементы. Эти элементы не несут смысла и должны быть переработаны. Важной является роль заботящегося объекта (контейнера — container), который принимает бета-элементы (content — принимать), перерабатывает и преобразует их в альфа-элементы, и возвращает ребенку. Младенец интроецирует их вместе с преобразующей альфа-функцией, таким образом развивая собственную альфа-функцию — способность к символизации, запоминанию, мечтанию и размышлению. Психические патологии рассматривались им в связи с нарушениями в этих основных функциях мышления.

Теория объектных отношения Винникотта. Дональд Винникотт (1896-1971) описал как осуществление удерживающей среды (холдинг) «достаточно хорошей матери» позволяет младенцу создавать представления о себе и других. В переходном пространстве между младенцем и матерью ребенок находит и создает переходные объекты (например, любимое одеяльце), которые осуществляют функцию матери, но не являются ею. Это переходное или потенциальное пространство между субъективной внутренней реальностью и объективно воспринимаемой внешней действительностью становится доступной в качестве внутреннего пространства, где возможно переживание жизни, создание новых идей, образов, фантазий, искусства, формирование культуры. Если мать эмпатично отвечает на спонтанные жесты младенца, у ребенка развивается истинная самость со способностью к игре и творчеству. Однако, если мать постоянно неверно истолковывает жесты младенца в соответствии с ее собственными потребностями, истинная сущность ребенка остается скрытой под щитом ложной самости, помогающая выжить, но вызывающая в последующем развитии ощущение нереализованности, неспособности быть настоящим.

Французский психоанализ бурно развивался в диспутах с Жаком Лаканом (1901-1981) и его идеями (значение языка, фаллоса, желания и Другого, концепциями воображаемого, символического и [недостижимого] реального). Его призыв к возвращению к Фрейду инициировал серьезные дебаты и разработки основных понятий Фрейда, и в конечном счете установил первостепенную роль фрейдовской метапсихологии в понимании человеческой психики. Это, в свою очередь, плодотворно повлияло на развитие новой концепции теории соблазнения, акцент на влечениях жизни и смерти, и теорию нарциссизма. Признание важности теории влечений обозначило акцент на сексуальности, субъективности, языке желания, структурирующей функции Эдипова комплекса, в частности с вниманием роли третьего в отношениях. Это привело к идее третичного процесса, в котором бессознательные (первичные) и сознательные (вторичные) процессы сосуществуют и творчески сочетаются.

Сэлф-психология была основана в Соединенных Штатах Хайнцом Кохутом (1913-1981), который исследовал индивидуальное чувство самости, в частности, в связи с развитием и регулированием нарциссизма. Он подчеркнул важную роль заботы, которую дают ребенку родители (а позднее аналитик), эмпатически отражая состояния ребенка и позволяя себя идеализировать (идеализированный, близнецовый переносы), тем самым поддерживая ребенка (позже пациента) в качестве сэлф-объекта, пока ребенок не усвоит (интернализует) свои регулирующие функции. Параллельно со структурной моделью Фрейда (Эго, Ид и Супер-Эго) и теорией влечений Кохут предложил собственную модель структуры Самости.

Психоаналитический метод

Психоанализ — лечение разговором, основан на методе свободных ассоциаций, фундаментальном правиле, когда пациента приглашают высказывать все, что приходит на ум, без таких ограничений, как: уместность, пристойность, чувство стыда или вины и других вариантов неодобрения. Придерживаясь этого правила, мыслительные процессы пациента создают удивительные связи, открывают недоступные сознанию взаимосвязи желаний и защит, приводят к бессознательным корням до сих пор неразрешимых конфликтов, которые начинают проявляться и оформляться в переносе. Прослушивание ассоциаций аналитиком происходит с помощью похожего психического процесса — свободно парящего внимания, когда аналитик следует за сообщениями пациента, замечая — порой как в грезах наяву — собственные ассоциации, в ответ на ситуацию пациента (контрпереносные реакции, то есть реакции на перенос пациента).

Интеграция всей полученной информации происходит посредством внутренней работы аналитика, оформляясь в картину переносно-контрпереносной ситуации, которая обнаруживает в терапевтических отношениях определенный гештальт (бессознательную фантазию), который в итоге совместно переживается и аналитиком и пациентом. С помощью интервенций аналитика — интерпретаций того, что происходит здесь и сейчас на сессии — возникнет новое понимание (инсайт) страдания пациента. Повторное применение нового понимания в похожих ситуациях, в которых возникают похожие конфликты, помогает пациенту в распознавании мыслительных процессов, порождающих конфликты. Разрешая эти конфликты и помещая их в перспективу, ум пациента освобождается от старых запретов, открывая место для нового выбора.

Сеттинг

Описанный выше метод лучше всего применяется в классической условиях: пациент комфортно лежит на кушетке, высказывая все, что приходит на ум, не отвлекаясь на аналитика, который, как правило, сидит позади кушетки. Это позволяет обоим участникам психоанализа погрузиться в выслушивание и вчувствование того, что происходит на сессии. Пациент погружается в свой внутренний мир, возрождая воспоминания, возвращаясь к важным переживаниям, рассказывая о снах и фантазиях — вынося все, что поможет пролить свет на жизнь пациента, его историю, работу ума.

Аналитические сессии длятся, как правило, 45 — 50 минут. Все соглашения об условиях (расписание, частота посещений, плата за сессию) обсуждаются с самого начала анализа и обязательны как для пациента, так и для аналитика.Сроки для окончания анализа трудно прогнозировать — в среднем для классического анализа можно ожидать от трех до пяти лет. Тем не менее, пациент и аналитик свободны в любое время решить, прервать или прекратить анализ.

Классическая психоаналитическая терапия предназначена для реализации потенциала взрослого пациента-невротика, который в целом адаптирован к требованиям современным жизни и работы. Для того, чтобы углубить аналитический процесс, психоаналитические сессии осуществляются три, четыре или пять раз в неделю. Высокая частота психоаналитического лечения применяется также для лечения психопатологий, например, тяжелых нарциссических и пограничных расстройств личности.

Психоаналитическая или психодинамическая психотерапия со взрослыми с более низкой частотой (один или два раза в неделю) может проводиться лицом к лицу. Цели терапии в этом случае в большей степени фокусируются на решении определенного рода проблем: трудности в отношениях или работе, депрессии или тревожных расстройства. Даже если происходят переносные и контрпереносные реакции в психоанализе, они не интерпретируются, рассмотривая и решая непосредственно текущие проблемы в жизни пациента. Иногда оба участника психоаналитической психотерапии могут решить на каком-то этапе лечения углубить работу и переходят к психоанализу с более высокой частотой.

Психоанализ – это не только вид психотерапевтической и клинической практики. Одновременно он является философским учением о человеке, социальной философией, принадлежа к факторам идеологического порядка. Именно в этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры.

По определению психологического словаря , психоанализ (терапия психоаналитическая) – это психологическое направление, основанное австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом в конце XIX в. Первоначально сложился как метод лечения неврозов; затем превратился в общепсихологическую теорию, поместившую в центр внимания движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы; впоследствии стал одним из важных направлений философии XX в. Основан на идее о том, что поведение определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным. Итак, термин употребляется в трех основных смыслах:

1) теоретическое направление в психологии;

2) особая методология исследования психики;

3) метод психотерапевтический: совокупность способов выявления особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами.

Основные технические средства психоанализа: 1) метод ассоциативный – анализ ассоциаций свободных; 2) анализ снов и толкование сновидений –метод анализа снов; 3) анализ и толкование различных ошибочных и непреднамеренных (случайных) симптоматических действий повседневной жизни – метод анализа ошибок.

Философский словарь дает следующее определение :

Психоанализ – это:

1) В узком смысле слова – психотерапевтический метод, разработанный З.Фрейдом в конце 90-хгг. XIX столетия для лечения психоневрозов. Психоанализ как метод терапии состоит в выявлении, затем доведении до сознания и переживании бессознательных травмирующих идей, впечатлений, психических комплексов.

2) В широком смысле слова психоанализом называют различные школы динамической психотерапии. Причем речь может идти не только о теоретических платформах этих школ, но и об институционализированном движении, которое осуществляется на базе их. Психоанализ как движение ведет свое начало с кружка сторонников З.Фрейда, объединившихся вокруг него в 1902 г. и основавших в 1908 г. Венское психоаналитическое общество. Современные преемники и продолжатели этого движения относятся к так называемому «классическому», или «ортодоксальному» психоанализу – наиболее многочисленному, мощному и влиятельному направлению его. В теоретическом плане классический психоанализ представляет собой фрейдизм, в некоторых вопросах уточненный и реформированный в 30–50-е гг. Другие направления (школы) психоанализа, значительно менее институциализированные и влиятельные, были основаны отдалившимися от Фрейда учениками - А.Адлером, К. Юнгом, который лишь на короткое время сблизился с ним и с Венским обществом.

Следовательно, сущность психоанализа можно рассматривать на трех уровнях: как метод психотерапии, как метод изучения психологии личности и как систему научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.

Фрейдизм – и в этом его заслуга – стремился наполнить психологические знания о человеке новой жизненной правдой, создать теорию и на ее основе получить информацию, полезную для решения практических, прежде всего психотерапевтических задач. Не случайно свои научные взыскания З.Фрейд начал с анализа и обобщения психотерапевтической практики и только затем превратил накопленный опыт в психологическую теорию .

В научную литературу понятие «психоанализ» было введено в конце Х1Х в. для обозначения нового метода изучения и лечения психических расстройств. Впервые данное понятие было использовано в статье об этиологии неврозов, опубликованной на немецком языке 15 мая 1896 г. Словарь по психоанализу Лапланша и Понталиса дает следующие определения психоанализа: метод исследования, опирающийся на выявление бессознательных значений слов, поступков, продуктов воображения человека (снов, фантазий, бреда); метод лечения невротических расстройств, основанный на этом исследовании; совокупность теорий психологии и психопатологии, в которых систематизированы данные, полученные психоаналитическим методом исследования и лечения .

Психоанализ – это одно из направлений в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом в конце XIX – первой трети XX в.

В основе данного психологического направления лежит концепция бессознательного З. Фрейда. Толчком к глубокому изучению бессознательного явилось для Фрейда присутствие на сеансе гипноза, когда пациентке, находящейся в гипнотическом состоянии, было произведено внушение, в соответствии с которым она после пробуждения должна была встать и взять зонтик, стоящий в углу и принадлежащий одному из присутствующих. Перед пробуждением ей была дана установка забыть о том, что это внушение было проведено. После пробуждения пациентка встала, подошла и взяла зонтик, а затем раскрыла его. На вопрос, зачем она это сделала, она ответила, что хотела проверить, исправен зонтик или нет. Когда ей заметили, что зонтик не ее, она крайне смутилась.

Этот эксперимент привлек внимание Фрейда, которого заинтересовал ряд феноменов. Во-первых, неосознаваемость причин совершаемых действий. Во-вторых, абсолютная действенность этих причин: человек выполняет задание, несмотря на то что сам не знает, почему он это делает. В-третьих, стремление подыскать объяснение своему действию. В-четвертых, возможность иногда путем длительных расспросов привести человека к воспоминанию об истиной причине его действия. Благодаря этому случаю и опираясь на ряд других фактов Фрейд создал свою теорию бессознательного .

Согласно теории Фрейда, в психике человека существует три сферы, или области: сознание, предсознание и бессознательное. К категории сознания он относил все, что осознается и контролируется человеком. К области предсознания Фрейд относил скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент отсутствуют в сознании. Они инициируются при возникновении соответствующего стимула.

Область бессознательного, по Фрейду, обладает совершенно другими свойствами. Первое свойство заключается в том, что содержание этой области не сознается, но оказывает чрезвычайно существенное влияние на наше поведение. Область бессознательного действенна. Второе свойство заключается в том, что информация, находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснения исопротивления .

В своей теории Фрейд выделял три основные формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Для исследования проявлений бессознательного в рамках теории психоанализа были разработаны методы их изучения – метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Метод свободных ассоциаций предполагает толкование психоаналитиком непрерывно продуцируемых пациентом слов. Психоаналитик должен найти закономерность в продуцируемых пациентом словах и сделать соответствующее заключение о причинах состояния, возникшего у обратившегося за помощью человека. В качестве одного из вариантов данного метода в психоанализе используется ассоциативный эксперимент, когда пациенту предлагают быстро и не задумываясь называть слова в ответ на слово, произнесенное психоаналитиком. Как правило, через несколько десятков проб в ответах испытуемого начинают проявляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями.

Аналогично осуществляется анализ снов. Необходимость анализа снов, по мнению Фрейда, связана с тем, что во время сна снижается уровень контроля сознания и перед человеком предстают сновидения, обусловленные частичным прорывом в сферу сознания его влечений, которые блокируются сознанием в состоянии бодрствования.

Особое внимание Фрейд уделял невротическим симптомам. Согласно его представлениям, невротические симптомы – это следы вытесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека. Для того чтобы избавиться от невротических симптомов, Фрейд считал необходимым вскрыть этот очаг, т. е. сделать так, чтобы больной осознал причины, обусловливающие его состояние, и тогда невроз будет излечен.

Основой возникновения невротических симптомов Фрейд считал важнейшую биологическую потребность всех живых организмов – потребность в продолжении рода, которая проявляется у человека в форме сексуального влечения. Подавленное сексуальное влечение и является причиной невротических расстройств. Однако подобные расстройства могут быть вызваны и другими причинами, не связанными с сексуальностью человека. Это разнообразные неприятные переживания, сопровождающие обыденную жизнь. В результате вытеснения в сферу бессознательного они также образуют сильные энергетические очаги, которые проявляются в так называемых ошибочных действиях. К ошибочным действиям Фрейд относил забывание определенных фактов, намерений, имен, а также описки, оговорки и т. п. Эти явления объяснялись им как следствие тяжелых или неприятных переживаний, связанных с тем или иным предметом, словом, именем и др. В свою очередь, оговорки или случайные описки Фрейд объяснял тем, что в них содержатся истинные намерения человека, тщательно скрываемые от других.

Становление взглядов З. Фрейда прошло два основных этапа. На 1-м этапе была разработана динамическая модель психики, включающая представление о трех ее сферах: сознание, предсознание и бессознательное. На 2-м этапе (начиная с 1920-х гг.) психоанализ превращается в учение о личности, в которой выделяются три структуры: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Структура Оно содержит врожденные бессознательные инстинкты (инстинкт жизни и смерти), а также вытесненные влечения и желания. Структура Я образуется под влиянием внешнего мира и находится под двусторонним влиянием Оно и Сверх-Я. Структура Сверх-Я содержит систему идеалов, норм и запретов, складывается в индивидуальном опыте путем идентификации со Сверх-Я родителей и близких взрослых. Борьба между структурами Сверх-Я и Оно порождает бессознательные защитные механизмы личности, а также сублимацию бессознательных влечений.

Однако очень немногие последователи З. Фрейда были согласны с ним в том, что сексуальные влечения определяют всю жизнь человека. Данное направление получило дальнейшее развитие в трудах А. Адлера, К. Юнга, Э. Эриксона, К. Хорни, А. Ассоджиолли, Э. Фромма и др.

Так, А. Адлер создает свой вариант психоанализа –индивидуальную психологию , в которой центральное место отведено проблемам целевой детерминации поведения человека, смысла жизни, условиям возникновения у личности комплекса неполноценности и средств компенсации (сверхкомпенсации) подлинных и мнимых недостатков.

Э. Эриксон на большом эмпирическом материале доказывал социокультурную обусловленность психики человека в противовес классическому психоанализу, где человек и общество противопоставлялись. Важнейшим в концепции Э. Эриксона является понятие«психосоциальная идентичность» : устойчивый образ Я и соответствующие способы поведения личности, которые вырабатываются в течение жизни и являются условием психического здоровья. Но при значительных социальных потрясениях (война, катастрофы, насилие, безработица и др.) психосоциальная идентичность может быть потеряна. Основную роль в формировании данного личностного образования играет Я (Эго), которое ориентируется на ценности и идеалы общества, становящиеся в процессе воспитания личности ценностями и идеалами ее самой.

К. Юнг , один из учеников З. Фрейда, создал свой вариант психоанализа –аналитическую психологию . Опираясь на анализ сновидений, бреда, шизофренических расстройств, а также на исследования мифологии, трудов восточных, античных и средневековых философов, К. Юнг приходит к выводу о существовании и проявлении в психологии человекаколлективного бессознательного . По К. Юнгу, содержания коллективного бессознательного не приобретаются в индивидуальном жизненном опыте субъекта – они существуют уже при рождении в видеархитипов , которые унаследованы от предков.

А согласно К. Хорни , неврозы развиваются из-за противоречий в отношениях людей, которые актуализируют у человека чувство«коренной тревоги» . Особенно большую роль в невротическом развитии личности играют взаимоотношения с родителями в детстве.



Похожие статьи