История ребусов. Проект «Удивительный мир ребусов. При выполнении данной работы мы


Слово "ребус" происходит от латинского res (вещь) и обозначает представление имен, слов и фраз изображениями, фигурами, композициями из букв и т.п. Само слово появилось из латинской фразы "Non verbis sed rebus", что значит "Не словами, а при помощи вещей". Иногда термин rebus ассоциируют с латинским словом rebis: res (вещь, предмет), rebis (обращение).

Каждый из нас непременно встречался с ребусами в повседневной жизни. Бесспорно, самый известный и распространённый ребус выглядит так: i u (произноситься на английском языке "I Love You" - "Я тебя люблю"). Таким образом, в современном понимании, ребус представляет собой загадку, состоящую из изображений предметов (рисунков в сочетании с буквенными композициями и другими знаками), созвучных со словами или частями слов разгадки. Несколько ребусов могут быть объединены в одном рисунке или в виде последовательности рисунков с тем, чтобы составить фразу или предложение. В литературных ребусах для составления предложений используются буквы, числа, музыкальные ноты или особым образом расположенные слова. Ребусы могут передавать прямое значение слов, главным образом, чтобы информировать или инструктировать неграмотных людей, либо умышленно скрывать их значение, чтобы информировать только посвящённых. Однако чаще всего ребусы используют в качестве загадки и развлечения.

Использование примитивных изображений для передачи информации легло в основу ранних письменных систем Древнеегипетской культуры (рубеж 4-го и 3-го тысячелетий до нашей эры). Ранняя форма ребуса встречается в рисуночном письме, при котором абстрактные слова, трудные для изображения, были представлены изображениями предметов, названия которых произносились аналогичным образом. Позднее изображения ребусов использовались для передачи названий городов на греческих и римских монетах. Ребусы оставались популярными в Средние века - их изображали на зданиях или объектах владения, для обозначения родовых фамилий.

Практика использовать ребусы в качестве загадок или шуток зародилась в XV веке во Франции. Первоначально ребусом называли особого рода балаганные выступления, содержащие пасквили, которыми паяцы в Пикардии ежегодно потешали народ во время карнавала. В иносказательной форме комедианты высмеивали пороки и слабости сильных мира сего. Своим выступлениям авторы дали латинское название "De rebus quae geruntur", т.е. "на злобу дня" (дословно "о делах, которые творятся").

В ХVI в., когда забавы эти были запрещены администрацией, характер ребуса изменился. Ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Зачастую это была загадка, состоящая из изображений разных предметов (часто вперемежку с буквами, цифрами и музыкальными нотами), названия которых не обозначают понятий, выражаемых подлежащими разгадке словами, но сходны с ними по произношению или созвучию (без всякого отношения к правописанию). Так, например, изображенные в ребусе конь, чай, тесьма, розы читаются: кончайтесь морозы; лоб, нули - лопнули и т. п.

Первые известные рукописные сборники ребусов относятся к концу XV началу XVI века. В 1582 (?1562) году появился первый печатный сборник под названием "Les Bigarurres du Seigneur des Accords", имевший большой успех и выдержавший несколько изданий. Автором его был Этьенн Табуро (Etienne Tabourot, 1548-90) - французский поэт, известный под именем seigneur des Accords, превосходный "рифмоплёт", более отличавшийся стихотворными фокусами (акростихами, анаграммами и т. п.), чем действительно поэтическими произведениями.

Его книжка представляет собой целый трактат о ребусах. Однако рисунков в ней всего с десяток. Большинство ребусов Табуро передает в форме шутливых рассказов. Так, например, некий аббат на приказание оставить аббатство ответил: "Я употребил 30 лет на изучение первых двух букв азбуки (А.В.) и желаю иметь столько же времени на ознакомление с двумя следующими буквами" (С.D.). Под А.В. он подразумевал аббатство (abbaye), a под С.D. - глагол "c e der" (уступить). Из литературной сферы ребус распространился во Франции на дворянские гербы, вывески торговых заведений и даже появился на могильных памятниках и в молитвенниках. Из Франции мода на ребусы перешла в Италию, Англию и Германию.

Несколько сотен ребусов мастеров XVII - XIX веков хранятся в Лондонском Музее . К примеру, 1639 годом датируется работа флорентийского гравера и художника Стефано делла Белла (Stefano della Bella), выполненная в форме овального картуша под названием "Ребус на удачу".

В 1783 году английский художник и гравёр Томас Бьюик (Thomas Bewick) в лондонской типографии Т.Ходжсона (T.Hodgson) печатает необычную Библию для детей, в которой события Святого Писания пересказываются в форме ребусов. Выполненная таким образом Библии стала именоваться "иероглифической". В ней некоторые слова из текста заменены картинками с целью пересказать историю в прямой, простой и интересный способ. Через несколько лет, в 1788 году, американский издатель Исайя Томас (Isaiah Thomas) издаёт иероглифическую Библию за океаном. В предисловии к своему изданию Томас представляет первую американскую иероглифическую Библии как более иллюстрируемую нежели его английский прототип. Такие необычные иероглифические Библии стали очень популярной в конце XVIII века, поскольку облегчали преподавания Святого Писания детям.

Английский писатель и математик Чарльз Лютвидж Доджсон, более известный под псевдонимом Льюис Кэрролл, один из самых популярних детских писателей XIX века, автор сказок "Алиса в Стране чудес" и "Алиса в Зазеркалье", часто использовал ребусы в многочисленной переписке с юными почитателями своего творчества. В своих письмах, а их не много ни мало около 100 тысяч!, он зачастую заменял часть слов картинками либо изображал буквы в зеркальном отображении. Для прочтения таких загадочных писем нужна была смекалка, что ни могло не понравиться детям.

Во второй половине XIX века ребусы стали широко применяться в повседневной жизни. Их изображали на страницах газет и журналов, почтовых открытках, столовых принадлежностях. В законодательнице мод - Франции, выпустили целую серию фаянсовых тарелок на лицевой стороне которых был изображён ребус, а на обороте - разгадка.

В России первые ребусы появились на страницах журнала "Иллюстрация" в 1845 году. Позднее, в 1881 году начинает издаваться специализированный "Еженедельный загадочный журнал "Ребус", в котором, кроме увлекательных головоломок, публиковались интересные статьи о воспитании детей, психологии, различные новости со всего света, беллетристика. За верно угаданные загадки, ребусы и шарады читатели получали небольшую денежную премию и призы. В одном из номеров "Ребуса" был опубликован "премированный" ребус-каламбур выдающегося русского поэта А.С. Пушкина. На самом ребусе изображались играющие на полу дети возле которых на диване сидел мужчина обозначенный словом "умный". А предыстория ребуса была следующей: "Явившись как-то к высокопоставленному лицу, А.С. Пушкин застал его валяющимся на диване и зевающим от скуки. При виде поэта, лицо, разумеется, и не подумало изменить позу, а когда Пушкин хотел удалиться, то получил приказ произнести экспромт. "Дети На Полу, Умный На Диване", - сквозь зубы сказал раздосадованный поэт. "Ну чтоже тут остроумного", - возразила особа, - "Ждал от тебя большего". Пушкин промолчал, а особа повторяя фразу поэта несколько раз и перемещая слоги, наконец, дошла до результата: "ДетиНа ПолуУмный На Диване". За решение этого ребуса-каламбура было обещано вознаграждение в виде нот к одной из опер.

Журнал "Ребус" был очень популярным и просуществовал до 1918 года. В середине 1930-х годов подшивки "Ребуса" изымались из библиотек и уничтожались. На рубеже XIX и XX веков большой популярностью пользовались ребусы, нарисованные художником И.Волковым в журнале "Нива" - самом массовом печатном издании Российской Империи.

Первое упоминание о печатных ребусах во времена Советской власти датируется 1937 годом. Ленинградская полиграфическая фабрика тиражом 25 тысяч экземпляров выпустила небольшого формата раскладывающиеся буклеты, которые носили название "Как читать ребусы" (составитель П.Д. Соколов). Ребусы вышли пятью частями (выпусками) и содержали, кроме самих ребусов, краткое описание правил их разгадывания. Ответы к ребусам были спрятаны в отдельном конверте со следующей надписью: "Мы даём простой совет: каждый ребус отгадайте, а потом пакет вскрывайте и проверьте свой ответ". Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году московская полиграфическая фабрика москворецкого промторга выпускает сборник ребусов А.А. Рязанова "В часы досуга: ребусы" (иллюстрации И. Телятникова). В 1945 году, после окончания войны выходит небольшая брошюра художника-иллюстратора и иллюзиониста Георгия Кельсиевича Бедарева "Ребусы".

В послевоенное время ребусы, в большинстве своём, переориентируются на детскую и юношескую аудиторию. В 1947 году в серии "Час досуга" выходи сборник "Занимательные задачи в рисунках" И.Чканикова (художники А. Баженов, Ф. Завалов). Двумя года позже, мытищенская полиграфическая фабрика выпускает тиражом 200 тысяч экземпляров сборник "Подумай, отгадай! Ребусы-книги" Ал. Хаскина, в которую вошло 22 ребуса с зашифрованными фамилиями русских писателей и известных литературных произведений. В 1960-х годах огромной популярностью пользуются книги В.В. Акентьева: "Когда идёт дождь. Головоломки-самоделки" (1959 год), "Смекалка" (1961 год), "Прочти и отгадай. Ребусы - загадки" (1962 год), "Ребусы-пословицы" (1963 год) "Веселые тайны" (1964 год), "Остров тайн" (1968 год), "Со второго взгляда" (1969 год). Эти книги не только предлагали хитрые и шутливые шарады, задачи, ребусы и кроссворды, но и рассказывали как их разгадывать и составлять самому. Книги Акентьева вобрали в себя наиболее интересные задачи и игры, которые с 1948 года хитроумный Капитан Мореходов (талантливый ленинградский журналист Николай Александрович Садовый) предлагал "Клубу смекалистых ребят" на страницах газеты "Ленинские искры", а позднее журнала "Искорка".

С началом телевизионной эры на Западе, ребусы попадают на голубые экраны. 29 марта 1965 года американский телеканал "ABC" запускается 30-ти минутное телешоу "The Rebus Game" с Джеком Линклеттером (Jack Linkletter). Участникам предлагается разгадать зашифрованные при помощи ребусов слова. За каждый угаданный ребус предусматривалось денежное вознаграждение. Главным призом для победителя телешоу был автомобиль стоимостью 5000 американских долларов.

В Советском Союзе 1970-80 годов ребусы по прежнему пользуются популярностью в основном у юных читателей. Их печатают в детских газетах и журналах. Отдельные сборники ребусов, за небольшим исключением, практически не выпускаются. Одним из таких исключений становится небольшая брошурка детского писателя В.Павлинова "Ребусы-загадки", выпущенная Лениздатом в 1985 году. В аннотации издатель указал следующее: для среднего школьного возраста. 12 ребусов-загадок.

Распад СССР и последовавший за ним переворот в мышлении людей породил всплеск в развитии альтернативных направлений культуры и искусства на постсоветском пространстве. Ребус перестаёт быть исключительно детским развлечением.

В 1994 году ленинградский художник и музыкант Сергей "Африка" Бугаев, более известный широкому кругу, как исполнитель роли мальчика Бананана в знаковом фильме Сергея Соловьёва "Асса", выпускает серию работ, а затем и книгу "Ребус". Ребусы в одноимённых работах выполнены методом химического травления хлором кусочков стеклотекстолита. Во многом благодаря это серии, Сергей "Африка" Бугаев становится самым известным на Западе современным российским художником-авангардистом.

Тридцатилетнее фундаментальное исследование истории ребусов легло в основу выпущенной в 2005 году книги польского писателя и учёного Крыштофа Олешчыка (Krzysztof Oleszczyk). Годами автор изучал материалы тысяч старинных журналов, книг и рукописей. Книга прекрасно иллюстрирована и содержит множество ранее нигде не опубликованного материала. Прежде всего это касается истории развития и роли ребусов в европейской культуре, в том числе польского государства.

Как известно, история имеет свойство повторяться. Не минула эта участь и ребусы. Уже в этом веке в России и странах Восточной Европы ребус из детской забавы перерос в форму выражения политических взглядов и отношения к власти. 30 июля 2012 года в Киеве состоялся XIV съезд правящей в Украине партии. Окрестности были обвешены странными плакатами с загадочным ребусом "DKFCNM - UFDYJ!". Надо ли говорить, что на съезде было множество охраны и стражей правопорядка, однако никто из них не предпринял никаких действий и плакаты остались не тронутыми.

Бурное развитие вычислительной техники, информационных технологий и телекоммуникаций также оказалось под влиянием ребусов. На рубеже веков, с ростом популярности мобильной связи сформировался особый SMS-сленг, основной характеристикой которого стала краткость. Буквально это обозначало, чем меньшее количество букв или знаков - тем лучше. Именно поэтому "язык SMS" обзавёлся всяческими аббревиатурами и сокращениями. С ростом популярности Интернета и социальных сетей это направление всячески преобразовывалось и обрастало новыми словами. Вот лишь несколько примеров современного компьютерного сленга: "cul8r" (see you later), "b4" (before), "gr8" (great). Подобно ребусу отдельные буквы и цифры заменяют созвучные слова и выражения. Отдельно стоит также упомянуть о "смайликах", как простом и эффективном средстве выражения эмоций, без которого сетевое общение просто невозможно представить;)

Вы любите отгадывать загадки? Тогда отгадайте, о чем идет речь.

Загадка-шутка, в которой слово или фраза изображены в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами и другими знаками. Отгадали?

Правильно, это ребус. В нашем понимании ребус - это своего рода загадка, где слово или даже фраза представлены в виде картинок, символов. Считается, что само слово «ребус» родилось из латинской фразы «не словами, а при помощи вещей».

Мы встречаемся в своей жизни с ребусами часто. А знаете ли вы историю появления ребусов?

Началась история ребусов очень давно. В XV веке во Франции ребусом называли балаганные выступления. Позже, в XVI веке, такие забавы были запрещены и ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Часто это была загадка, состоящая из изображений разных предметов, цифр или букв. И В таком виде ребус дошел и до нас.

В 1783 году английский художник и гравёр Томас Бьюик в лондонской типографии Т.Ходжсона печатает необычную Библию для детей. Он пересказывает события Святого Писания в форме ребусов. Такая Библия стала называться "иероглифической". В тексте некоторые слова заменены картинками. Через несколько лет, в 1788 году, американский издатель Исайя Томас издаёт иероглифическую Библию за океаном. Такие необычные иероглифические Библии стали очень популярными в конце XVIII века, поскольку позволяли легче и интереснее преподавать Святое Писание детям.

Всем известный автор "Алиса в Стране чудес" и "Алиса в Зазеркалье" Льюис Кэрролл, часто использовал ребусы в своей переписке с юными читателями. В своих письмах он часто заменял часть слов картинками либо изображал буквы в зеркальном отображении. Для прочтения таких загадочных писем нужна была смекалка, что, конечно, очень нравилось детям.

Во второй половине XIX века ребусы стали широко применяться в обществе.

Интересно, что даже во время войны ребусы были в почете. Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году московская полиграфическая фабрика москворецкого промторга выпускает сборник ребусов А.А. Рязанова "В часы досуга: ребусы" (иллюстрации И. Телятникова). Они были предназначены для взрослого населения. В 1945 году, после окончания войны выходит небольшая брошюра художника-иллюстратора и иллюзиониста Георгия Кельсиевича Бедарева "Ребусы".

В послевоенное время ребусы стали ориентироваться на детскую аудиторию. В настоящее время ребусы предназначаются и для взрослых, и для детей. Трудно найти детский журнал или развивающее пособие, в котором нет ребусов. Часто детям задают подобные задания в школе и даже дают задание придумать ребусы.

Независимо от того, кому предназначены ребусы, правила отгадывания их одинаковы. Для того, чтобы правильно отгадать ребус, конечно, надо знать эти правила.

Попробуйте разгадать несколько ребусов, а .

Тайна ребусов.

Ребус (от латинского « rebus » - «при помощи вещей»), представление слова или слога c помощью изображения предмета, название которого созвучно представленному слову или слогу. Проще говоря, это загадка, в которой разгадываемые слова или выражения в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми другими знаками.

Несколько ребусов могут быть объединены в одном рисунке или в виде последовательности рисунков с тем, чтобы составить фразу или предложение. В литературных ребусах для составления предложений используются буквы, числа, музыкальные ноты или особым образом расположенные слова. Составные ребусы включают в себя рисунки и буквы. Ребусы могут передавать прямое значение слов, главным образом, чтобы информировать или инструктировать неграмотных людей, либо умышленно скрывать их значение, чтобы информировать только посвящённых, или в случае использования в качестве загадки и развлечения.

Ранняя форма ребуса встречается в рисуночном письме, при котором абстрактные слова, трудные для изображения, были представлены изображениями предметов, названия которых произносились аналогичным образом. Такие ребусы сходны с иероглифами Египта и пиктографами раннего Китая. Изображения ребусов использовались, чтобы передать названия городов на греческих и римских монетах, или для обозначения родовых фамилий в средневековый век.

История возникновения ребусов :

Первые ребусы появились во Франции в XV веке. Тогда это было балаганное представление на злобу дня. В иносказательной форме комедианты высмеивали пороки и слабости сильных мира сего, рассказывали «о делах, которые творятся». Со временем характер ребуса изменился. Ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов.

Приблизительно тогда же появились и первые рисованные ребусы. Первоначально они буквально иллюстрировали известные фразеологические обороты, позднее появились более сложные варианты.

В XVI веке рисованные ребусы становятся известны в Англии, Германии, Италии, но ни в одной из этих стран не получили широкого развития.

В их оформлении принимали участие профессиональные художники. Первый печатный сборник ребусов, составленный Этьеном Табуро , появился во Франции в 1582 году.

В России ребусы появились позднее - в середине XIX века, первые ребусы появились на страницах журнала «Иллюстрация» в 1845 году. Большой популярностью пользовались ребусы, нарисованные художником Волковым в журнале «Нива». В дальнейшем стал выходить специальный журнал «Ребус».

О пользе разгадывания ребусов :

«Мы знаем немало серьёзных людей, - писалось в одном из журналов, которые с удовольствием посвящают часы досуга разгадыванию ребусов и в особенности рекомендуют это занятие молодым как отличительную гимнастику для ума…». А так же оттачивает сообразительность, вырабатывает умение довести начатое дело до конца, способствует активизации общения людей.

Загадки-ребусы для детей имеют много положительных моментов:

  1. Способствуют развитию мышления.
  2. Тренируют сообразительность, логику, интуицию, смекалку.
  3. Помогают ребенку расширить кругозор, запомнить новые слова, предметы.
  4. Тренируют зрительную память, правописание В отличие от обычной загадки, где используется только словесное описание в стихах или прозе, ребусы сочетают в себе сразу несколько приемов восприятия, как словесных, так и зрительных.

Виды ребусов .

  • Ребусы-загадки представляют собой двойную задачу: разгадав ребус, вы прочтете загадку, но загадку-то ведь нужно разгадать.
  • Ребусы «сложи и вычти» отличаются от обычных тем, что значение изображения, следующего за знаком минус, не прибавляется к уже полученному сочетанию слов, а отнимается от него.
  • Ребусы-шутки - это шуточная загадка в стихах.
  • Ребусы-пословицы представляют собой зашифрованную пословицу, которую нужно разгадать и объяснить ее смысл.
  • Звуковой ребус - это упражнения-загадки, позволяющие отработать навык слияния слогов.
  • Ребус-рассказ состоит из большого ребуса, который нужно разгадать и составить рассказ.
  • Ребус-задача - это ребус, который нужно разгадать и решить задачу. Он состоит из нескольких ребусов.
  • Числовые ребусы - это ребусы, которые совершенствуют умение понимать и осмысливать позиционный принцип при записи чисел в десятичной системе.

Правила разгадывания ребусов :

  • слово или предложение делится на такие части, которые можно изобразить в виде рисунка
  • названия всех изображённых на рисунке предметов нужно читать только в именительном падеже;
  • если предмет на рисунке перевернут, его название читают справа налево;
  • если слева от рисунка стоят запятые (одна или несколько), то не читаются первые буквы слова. Если запятые стоят после рисунка, справа от него, не читаются последние буквы;
  • если над рисунком изображена зачёркнутая буква, ее надо исключить из названия предмета;
  • если над рисунком стоят цифры, буквы следует читать в указанном порядке;
  • если рядом с зачёркнутой буквой написана другая, ее следует читать вместо зачёркнутой. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства;
  • если часть слова произносится как числительное, в ребусе она изображается цифрами и числами (О5 - опять; 100Г - стог);
  • если у рисунка нет никаких дополнительных знаков, следует учитывать только первую букву названия изображённого предмета;
  • многие части зашифрованных слов обозначают соответствующим расположением букв и рисунков. Слова, в которых есть сочетание букв на, под, над, за, можно изобразить с помощью размещения букв или предметов одного над другим или за другим. Буквы С и В могут стать предлогами. Если буква составлена из других букв, при чтении используется предлог из.

Правила составления ребусов :

1. Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже и единственном числе . Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.

2. Очень часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь не одно, а два или больше названий, например «глаз» и «око», «нога» и «лапа» и т.п. Или же он может иметь одно общее и одно конкретное название, например «дерево» и «дуб», «нота» и «ре» и т.п. Подбирать нужно подходящее по смыслу.

Умение определить и правильно назвать изображенный на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов. Кроме знания правил, вам понадобятся смекалка и логика.

3. Иногда название какого-либо предмета не может быть использовано целиком - необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы . В этих случаях употребляется условный знак - запятая. Если запятая стоит слева от рисунка, то это значит, что от его названия нужно отбросить первую букву, если справа от рисунка - то последнюю. Если стоят две запятые, то соответственно отбрасывают две буквы и т.д. Например , нарисован «хомут», надо прочесть только «омут», нарисован «парус», надо прочесть только «пар».

4. Если два каких-либо предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением предлога «в» . Например : «в-о-да», или «не-в-а, или «в-о-семь»:


В этом и следующих пяти примерах возможно различное прочтение, например, вместо « восемь » можно прочесть « СЕМЬВО » , а вместо « вода » - « ДАВО » . Но таких слов не бывает! Тут вам и должны прийти на помощь смекалка и логика .

5. Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из» . Например : «из-б-а» или «вн-из-у» или «ф-из-ик»:

6. Если за какой-нибудь буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать нужно с прибавлением «за» .
Например: «Ка-за-нь», «за-я-ц».

7. Если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать нужно с прибавлением «на», «над» или «под» - выбирайте предлог по смыслу. Например : «фо-на-ри» или «под-у-шка»:

Фразу: «Нашел Тит подкову и подарил её Насте» - можно изобразить так:

8. Если по какой-либо букве написана другая буква, то читают с прибавлением «по» . Например : «по-р-т», «по-л-е», «по-я-с»:

9. Если одна буква лежит у другой, прислонена к ней, то читают с прибавлением «у» . Например : «Л-у-к», «д-у-б»:

10. Если в ребусе встречается изображение предмета, нарисованного в перевернутом виде, то наименование его нужно читать с конца . Например , нарисован «кот», читать нужно «ток», нарисован «нос», читать нужно «сон».

11. Если нарисован предмет, а около него написана, а потом зачеркнута буква, то это значит, что букву эту надо выбросить из полученного слова . Если же над зачеркнутой буквой стоит другая, то это значит, что нужно ею заменить зачеркнутую . Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства. Например : «глаз» читаем «газ», «кость» читаем «гость»:

12. Если над рисунком стоят цифры, например, 4, 2, 3, 1, то это значит, что сначала читается четвертая буква названия объекта, изображенного на рисунке, потом - вторая, за ней - третья и т.д., то есть буквы читаются в том порядке, который указан цифрами. Например , нарисован «гриб», читаем «бриг»:

13. Если возле рисунка изображены две цифры со стрелками, направленными в разные стороны, значит, в слове необходимо указанные цифрами буквы поменять местами . Например , «замок» = «мазок».

14. Применение стрелки, идущей от одной буквы к другой, тоже служит для указания соответствующей замены букв. Также стрелка может расшифровываться как предлог «К» . Например , «К буквам АП идёт ЕЛЬ» = «КАПЕЛЬ»

15. При составлении ребуса могут использоваться и римские цифры. Например , «сорок А» читаем «сорока».

16. Если какая-либо фигура в ребусе нарисована бегущей, сидящей, лежащей и т.п., то к названию этой фигуры надо прибавить соответствующий глагол в третьем лице настоящего времени (бежит, сидит, лежит и т. д.), например «у-бежит».

17. Очень часто в ребусах отдельные слоги «до», «ре», «ми», «фа» изображают соответствующими нотами. Например , слова, записанные нотами читаем: «до-ля», «фа-соль»:


Так как не все знают ноты и положение на нотном стане, приводим их названия.

В ребусах возможны и другие знаки: названия химических элементов, всевозможные научные термины, специальные символы: «@» - собачка, «#» - диез, «%» - процент, «&» - амперсанд, «()» - скобки, «~» - тильда, « :) » - смайлик, «§» - параграф и другие.

В сложных ребусах перечисленные приемы чаще всего комбинируются.


«Красная девица сидит в темнице, а коса на улице»

Ребусы - это средство повышения информационной культуры. При самостоятельном составлении ребусов развиваются навыки поиска информации, творчества, интеллектуальные способности.

Ребусы по истории отечества (сборник)

Введение

Ребус (от лат. rebus - «при помощи вещей»), представление слова или слога посредством изображения предмета, название которого созвучно представляемому слову или слогу. Несколько ребусов могут быть объединены в одном рисунке или в виде последовательности рисунков с тем, чтобы составить фразу или предложение. В литературных ребусах для составления предложений используются буквы, числа, музыкальные ноты или особым образом расположенные слова. Составные ребусы включают в себя рисунки и буквы. Ребусы могут передавать прямое значение слов, главным образом, чтобы информировать или инструктировать неграмотных людей, либо умышленно скрывать их значение, чтобы информировать только посвященных, или в случае использования в качестве загадки и развлечения.

В Европе литературные ребусы часто можно было видеть на родовых девизах, личных печатях, монограммах, экслибрисах и, наконец, в качестве развлечений или загадок. В Англии известным ребусом является долговая расписка «IOU». Загадки в виде картинок широко использовались в рекламных кампаниях.

Исторический матери­ ал требует глубокого осмысления, что является сложной задачей для обучающихся специальной (коррекционной) школы, т. к. их мышление «отличается инертностью; они плохо пони­ мают сообщаемый им учебный материал. Учитывая эту особен­ ность мышления умственно отсталых детей, учитель должен тщательно отбирать сообщаемые ученикам факты и явления и хорошо продумывать форму своего изложения; только пре­ дельно ясный, четкий, простой рассказ может быть доступен ученикам.

Обучающиеся специальной (коррекционной) школы плохо осуществляют «перенос» усвоенных знаний на аналогичные факты и явления. Учитель должен учитывать эту особенность, и помогать ученикам, устанавливать нужные связи и отношения между историческими событиями. В целях развития мышления целесообразно возвращать­ ся к одному и тому же факту, историческому термину несколько раз.

В данном сборнике «Ребусы по истории Отечества» предложены ребусы, которые могут быть интересны педагогам, воспитателям коррекционных школ, а также педагогам из образовательных школ.



















Заключение

В данном сборнике «Ребусы по истории Отечества, 8 класс» предложены ребусы, которые можно использовать на уроках истории, в качестве знакомства с новыми терминами, а также для их закрепления. Обучающиеся специальной (коррекционной) школы плохо осуществляют «перенос» усвоенных знаний на аналогичные факты и явления. Учитель должен учитывать эту особенность, и помогать ученикам, устанавливать нужные связи и отношения между историческими событиями. В целях развития мышления целесообразно возвращать­ся к одному и тому же факту, историческому термину несколько раз. Поэтому использование ребусов на уроках способствуют развитию и коррекции мышления, запоминанию исторических дат, имен.

В рамках учебно-методического комплекта «История Отечества, 8 класс для школ VIII вида» данный сборник тестов является составной частью комплекта. Все тесты представлены в электронном варианте на диске. Обучающиеся могут самостоятельно использовать их для проверки и закрепления знаний, а также учителем на любом этапе урока.

Список литературы

1. Петрова, Л. В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида [Текст] / Л. В. Петрова. – М.: Владос, 2003. – 208 с.

2. Пузанов, Б. П. История России: учеб. для 8 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст] / Б. П. Пузанов. – М.: ВЛАДОС, 2004. - 312 с.

3. Смирнова, А. Н. Коррекционно- воспитательная работа учителя вспомогательной школы: пособие для учителей и воспитателей [Текст] / А. Н. Смирнова. - М.: Просвещение, 1992. - 104 с.






Похожие статьи