Современный русский литературный язык социальная и функциональная дифференциация. Акцентологические нормы Единственным превосходством излучателей такого рода является

Применяются различные средства защиты пути от снежных заносов, которые классифицируются по воздействию их на снеговетровой поток, по характеру связи с поверхностью земли и по устройству.

По воздействию на снеговетровой поток все средства защиты разделяются на две основные группы: снегозадерживающие и снеговыдувающие.

К первой группе относятся защитные лесонасаждения, постоянные заборы и щиты.

Ко второй группе относятся наклонные надоткосные щиты. С помощью таких щитов, имеющих в нижней части большой просвет, создаются условия, при которых частицы метелевого снега на пути не откладываются, а выдуваются ветром. Снеговыдувающие средства защиты удовлетворительно работают только при лобовом ветре и достаточно высокой его скорости. В условиях переменного снеговетрового режима, характеризующегося изменением скорости и направления ветра, они работают плохо и потому широкого практического применения не получили.

По характеру расположения на поверхности земли средства снегозащиты делятся на стационарные и маневренные.

К стационарным относятся древесные насаждения вдоль железных дорог и постоянные снеговые заборы. Как те, так и другие имеют постоянную пространственную ориентировку и потому не всегда наивыгоднейшим образом взаимодействуют с ветровым потоком.

К маневренным средствам защиты пути от снежных заносов относятся переносные решетчатые щиты, снегозадерживающие стенки и траншеи, устраиваемые на снежном покрове. Эти средства защиты дают возможность маневрировать их пространственным расположением в зависимости от изменения условий снегозаносимости пути на протяжении зимы.

Естественные леса и специальные лесонасаждения, протяжение которых из года в год увеличивается, имеют наибольший удельный вес из всех средств снегозащиты. Увеличение протяжения защитных лесонасаждений позволяет более эффективно решать проблему предупреждения снежных заносов, сокращать на это трудовые и денежные затраты. По данным Главного управления пути приведенные расходы на выращивание и эксплуатацию 1 км защитных лесонасаждений в шесть-семь раз меньше затрат на ограждение того же пути переносными щитами.

Естественный лес является самым надежным видом защиты пути от снежных заносов. На путь, проходящий по лесной местности, попадает снег только при снегопадах и общих метелях. Интенсивность накопления такого снега невелика и его очищают снегоочистителями без особых затруднений.

Вследствие большого защитного значения леса для железных дорог вырубка прилегающей к полосе отвода части лесов шириной до 500 м запрещена.

В качестве живых защит применяются насаждения главным образом из лиственных пород, реже из елей. В зависимости от характера заносимости и почвенных условий типы лиственных многорядных насаждений весьма разнообразны.

Наряду с защитой пути от снега насаждения вдоль дорог снижают скорость ветра и тем самым способствуют уменьшению сопротивления движению поездов, предотвращают выдувание мелких балалстных материалов, предохраняют щебеночную балластную призму от засорения пылью во время черных бурь, улучшают культурно-бытовые условия железнодорожников.

Принцип работы защитных насаждений состоит в следующем. Встречая на своем пути сопротивление деревьев и кустарников, ветер теряет скорость и, следовательно, теряет свою способность переносить снег. Вследствие этого частицы снега выпадают из воздушного потока и образуют в посадках снежные отложения. При правильной агротехнике выращивания и соответствующем подборе пород лесозащитные насаждения вступают в самостоятельную работу очень быстро. В двух-трехлетнем возрасте насаждения уже задерживают до 40 - 60% метелевого снега, а в четырех-пятилетнем возрасте вступают в самостоятельную работу.

Защитные лесонасаждения представляют собой систему полос различной ширины с разрывами между ними.

Количество полос, их ширина, величина разрывов между полосами, расстояние между отдельными деревьями в ряду каждой полосы зависят от зоны прохождения дороги, степени снегозаносимости участка, породы деревьев.

В лесной, лесостепной и степной зонах применяются следующие конструкции защитных насаждений (рис. 133):

1) однополосные - при снегозаносимости до 150 м 3 на 1 пог. м и общей ширине насаждений от 10 до 50 м ;

2) двухполосные - при снегозаносимости до 200 м 3 и общей ширине полос с интервалом от 50 до 80 м ;

3) трехполосные - при снегозаносимости до 400 м 3 и общей ширине полос с интервалом от 80 до 130 м .

На дорогах Урала, Сибири, Северного Казахстана, где сборность в зиму превышает 400 м 3 на 1 пог. м , защитные лесонасаждения рекомендуется выращивать из четырех и более полос. В засушливых юго-восточных районах страны применяются защитные насаждения от трех до девяти полос с шириной разрыва между полосами от 10 до 30 м .

В районах сухой степи и полупустыни применяются защиты с очень большим количеством полос, так как здесь растительность имеет меньшую высоту.

Насаждения состоят из чередующихся рядов кустарников (лох, шиповник, акация желтая, клен татарский, вишня магалебская) с рядами главных пород, а также сопутствующих и временно вспомогательных пород. Дуб, ясень, акация, белая ирга вводятся как главные породы во всех районах их естественного произрастания. Со стороны пути в снегозащитные полосы вводится: яблоня, груша, черешня, вишня, каштан, орех и другие плодово-ягодные породы.

Расстояние между отдельными рядами деревьев в каждой полосе составляет от 1,5 до 3 м , а между отдельными деревьями в ряду не менее 0,75 м .

Лесозащитные полосы располагают параллельно дороге на расстоянии не ближе 20 м от оси пути, при этом между бровкой выемки в месте ее наибольшей глубины и опушкой полосы должно быть не менее 5 м . Полная ширина лесонасаждений с каждой стороны пути может быть установлена по следующей зависимости:

где В - ширина насаждений с одной стороны заносимого места от крайнего ряда путевой опушки до крайнего ряда полевой опушки в м ;

Q p - расчетная снегосборность защиты, соответствующая расчетному переносу снега, в м 3 / пог. м;

h р - расчетная рабочая высота посадок в м , зависящая от лесорастительных условий и вида деревьев.

На мощных, выщелоченных и обыкновенных черноземах, а также серых лесных почвах величина h р принимается равной 3 м , а на тяжелых суглинках, подзолистых и смытых, а также слабосолонцеватых южных почвах - 2,5 м . В сухостепных районах с темно-каштановыми почвами и солонцеватыми южными черноземами h р =2 м . На почвах каштано-солонцеватого комплекса и бурых почвах сухой степи и полупустыни, где защитные насаждения создаются преимущественно из кустарников, рабочую высоту посадок принимают в пределах от 1 до 1,5 м .

Деревянными решетчатыми переносными щитами на дорогах СССР ограждается около 20% протяжения заносимых участков пути на перегонах и станциях.

В результате опыта и исследований снегосборности различных конструкций щитов установлены и применяются три типа их.

Щиты I типа размером 2×1,5 м с площадью просветов 47% общей площади применяются главным образом на дорогах южной полосы европейской части Союза, где бывают метели с влажным снегом.

Щиты II типа размером 2×2 м с площадью просветов 43% применяются большей частью в северных и центральных районах Союза.

Щиты III типа размером 2×1,5 м с площадью просветов 37% предусматриваются главным образом для дорог Сибири, где для задержания сухого и очень подвижного снега при больших скоростях ветра требуется более густая обрешетка.

Наибольшее распространение на всех дорогах сети получили щиты II типа (рис. 134). При заработке на 2 / 3 высоты щит этот имеет снегосборность в среднем 20 м 3 снега на 1 пог. м . Наилучшие результаты по задержанию снега дают щиты из щитопланки шириной 120- 130 мм . Щиты I и III типов, имеющие высоту 1,5 м , задерживают 15 - 17 м 3 снега на 1 пог. м .

Величина снегосборности щитовых ограждений в м 3 /пог. м по исследованиям ЦНИИ может быть установлена по формуле

Q щ =9H 2 K

где Н - высота щита в м ;

К - коэффициент, учитывающий величину просвета (h пр) между щитопланками и поверхностью земли.

При h пр, равном 10, 25, 50 см , К соответственно принимает значения 1; 1,5; 2,5.

Нижний просвет у щитов создается за счет увеличенной высоты крайних щитопланок или за счет отсыпки в местах забивки кольев бугорков уплотненной земли.

Щиты с увеличенным нижним просветом, помимо увеличения снегосборности, имеют и другие преимущества. В нижней их части образуются такие токи воздуха, которые предотвращают занос щита снегом. Благодаря этому щиты при перестановках не требуется откапывать.

В последнее время получили распространение щиты с разреженной нижней частью. Увеличенная просветность в таких щитах обеспечивается укорочением (через одну) вертикальных планок наполовину. Таким образом, в этих щитах создается нижнее продувание не за счет просвета между щитопланками и поверхностью земли, а за счет большей разреженности в нижней части щита.

В обычном щите нижнее продувание можно использовать, как правило, только при первой установке с кольями. При дальнейших перестановках, поскольку колья остаются в мерзлом грунте, обеспечить работу щита с нижним продуванием невозможно. В снег они устанавливаются опрокинутыми. Щиты же с разреженной нижней частью сохраняют высокую эффективность так же при перестановках на снежный вал.

Колья для щитов (длиной примерно 3 м ) на заносимых местах I и II категорий устанавливают в грунт до наступления заморозков в заранее заготовленные ручным или механическим буром отверстия глубиной 40 - 60 см .

Щиты на заносимых местах III категории устанавливают без кольев непосредственно в снег по мере надобности.

Щиты ставят на таком расстоянии от пути, чтобы к концу зимы конец снегового вала не попал на путь. Типовые щиты ставят на расстоянии 30 м от бровки откоса выемки (на нулевых местах - от бровки земляного полотна) в районах, где требуется не более трех перестановок щитов за зиму, и на расстоянии 50 м при большем количестве перестановок. Щитовую линию ставят параллельно оси пути без резких углов в плане. Верх щитовой линии должен представлять плавную линию.

Заносимые переезды ограждают с отводом дороги в сторону и с перекрытием переезда установкой второго ряда щитов на расстоянии 12 - 17 м от основной линии щитового ограждения, как показано на рис. 135.

Вдоль выемки щитовую линию ставят параллельно оси пути, а против выемки ее разводят в виде "усов" (рис. 136), предохраняющих от заноса входы в выемку при косых ветрах.

Решетчатый щит II типа высотой 2 м с просветом у поверхности земли 25 см может собрать снега примерно 35 м 3 на 1 пог. м ; образующийся при этом вал за щитом и отложение снега перед щитом и по низу щитовой линии приостанавливают дальнейшую работу щитов, и снеговетровой поток будет переносить снег над ними; в этом случае требуется перестановка щитов.

Поэтому по мере образования снежных отложений у снеговых щитов до 2 / 3 их высоты (рис. 137) гребень снегового вала срезают по всей длине, и работоспособность щитов на некоторое время восстанавливается; если же в ближайшее время ожидается метель, то щиты сразу переставляют.

Первую перестановку щитов производят в сторону поля на расстояние 20 м , а следующие перестановки - в сторону пути на верх снегового вала (см. рис. 137). Перед перестановкой прорывают в снегу канавку глубиной 20 см и щиты ставят вплотную к ее стенке, расположенной со стороны пути; при засыпке канавки снег утрамбовывают. Для большей устойчивости переставленные щиты в местах их соединения обсыпают с обеих сторон снегом на высоту до 30 см . Для того чтобы вытащить щит, его отрывают от снега с полевой стороны. Откопанный щит вынимают при помощи кола, просунутого сквозь щит под верхнюю планку.

В местах с частыми и длительными метелями один ряд щитов не является достаточно надежной защитой, так как может оказаться полностью заработанным, когда метель еще не закончилась. Перестановка щитов во время сильной метели требует большого количества рабочих, крайне медленна, трудна и небезопасна для рабочих, особенно если метель совпадает с сильным морозом. В таких заносимых участках устанавливают два ряда щитов. Дополнительная щитовая линия ставится на расстоянии 50 - 60 м от основной в сторону поля, что значительно повышает снегосборность всей защиты. Щиты для этой линии применяют с разреженной нижней частью и устанавливают их к кольям с просветом понизу 0,50 м . Первоначальный вал снега за такой щитовой линией получается более широким, растянутым. Снегосборность двухрядных щитовых ограждений без перестановки щитов достигает 168 м 3 на 1 пог. м защиты.

За щитовыми ограждениями ведут постоянный надзор, вовремя поправляют перекосившиеся или упавшие щиты.

Весной при первых сильных оттепелях щиты, стоящие на снеговых валах, часто падают. Упавшие щиты, если период метелей еще ее миновал, немедленно ставят вновь в снег или относят и устанавливают к щитовым кольям, так как в случае возобновления метелей при отсутствии щитовой линии путь может оказаться занесенным снегом.

По окончании периода метелей щиты снимают и сортируют на исправные, на требующие ремонта и на совершенно негодные. Годные щиты хранят в штабелях по 52 шт., а колья - по 100 шт. Ремонтируют щиты в течение летнего периода.

Постоянные решетчатые снегозащитные заборы по сравнению с переносными щитами являются лучшим видом защиты пути от заносов. Снегосборность заборов равна снегосборности щитов при 8 - 10-кратных их перестановках. Существующие постоянные снегозащитные заборы в зависимости от высоты их и площади просветов подразделяются на четыре конструктивных типа. В свою очередь каждый тип по конструкции обшивки делится на два варианта: с горизонтальной и вертикальной обшивками.

В последнее время широкое распространение получил новый вариант снегозащитного забора - с комбинированной обшивкой, предложенный лабораторией снегоборьбы ЦНИИ МПС (рис. 138). Нижняя часть таких заборов обшивается вертикально отходами с лесозаводов или заполняется осенью переносными щитами. По мере заработки заборов эти щиты на сильнозаносимых участках во вторую половину зимы снимаются и переставляются в сторону поля. Верхняя часть забора обшивается досками горизонтально. При такой конструкции заборов значительно сокращается потребность стандартного пиломатериала. Кроме того, вертикальная обшивка в нижней части забора по сравнению с горизонтальной подвергается меньшим разрушениям при осадке снежных валов.

Во многих случаях вместо деревянных заборов устраивают более долговечные железобетонные из сборных элементов.

Характер работы решетчатых заборов и отложений возле них снега такой же, как и у переносных щитов, На участках, где по местным условиям сила метелей такова, что возможна заработка заборов, ставят двойные ряды их, или применяют комбинацию из постоянных заборов и дополнительной щитовой линии перед ними со стороны поля.

Высоту забора выбирают в зависимости от размеров снежных отложений в наиболее снежную зиму. Между площадью отложений F и высотой Н решетчатого забора существует зависимость

F =8H 2

По данной зависимости и устанавливается высота забора Н

H ≈0,35√F

Высота типовых заборов принимается от 3 до 6,8 м . Расстояние заборов от бровки откоса ограждаемой выемки (10÷12)Н .

Если учесть первоначальную стоимость затрат на устройство различных защит, сроки их службы, размеры ежегодных расходов рабочей силы и материалов на содержание, то получится, что самым экономичным видом защиты являются живые насаждения, Поэтому именно этот вид защиты получает широкое применение.

Впредь до повсеместного устройства живых защит целесообразно применение двойных или одиночных постоянных заборов.

Механизированное снегозадержание - новый способ защиты пути от снежных заносов. При этом способе снег на подступах к пути задерживается снежными стенками и траншеями, которые устраиваются риджерами, бульдозерами, кусторезами и другими механизмами.

Исследования ЦНИИ МПС показали, что комбинированное задержание снега существующими стационарными снегозащитными средствами (посадками, заборами, щитами) в сочетании с маневренными, создаваемыми механизированным способом по мере необходимости, надежно предохраняет железные дороги от снежных заносов. При этом резко сокращается перестановка щитов, не скапливается снег на откосах выемок, уменьшается число рейсов снегоочистителей, стесняющих движение поездов.

Применение механизированного снегозадержания особенно эффективно на сильнозаносимых участках где лесонасаждения или постоянные заборы имеют недостаточную снегосборность и требуется часто переставлять щиты, а также там, где направление снеговетрового потока подвержено большой изменчивости.

Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашу­мел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен то­потом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пы­лало, пылало!

И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остал­ся сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окуну­лись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого до­ждем. Гроза была - там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и зо­лотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река каза­лась красной, как та кровь, что била горячей струей из разо­рванной груди Данко.

{Горький М. Старуха Изергиль. Собр. соч. в 16 т.

Т. 1. - М., 1985. - С. 70-71)

3. Современное состояние общества характеризуется обост­рением целого ряда взаимосвязанных ключевых проблем, опре­деляющих его дальнейшее развитие, среди которых экономиче­ский, энергетический, экологический кризисы, социальные и национальные конфликты, падение уровня духовности и куль­туры. Многие ученые видят решение этих проблем в совершен­ствовании образования. Во всем мире идет активный поиск но­вых образовательных систем - более демократичных, более гибких, более универсальных как с позиции отдельной личности, так и общества в целом.

Начавшаяся в нашей стране реформа высшего образования предполагает смену образовательной парадигмы и переориента­цию установок с узкопрофессиональной подготовки специалистов на комплексное образование, на достижение высокого уровня общей культуры, на развитие интеллекта и личностных познава­тельных интересов, позволяющих личности адаптироваться к динамике социальных кризисов.

В рамках этой образовательной парадигмы разрабатываются теории, направленные на устранение разрыва между естествен- но-научным и гуманитарным знанием. Причем спектр этих тео­рий достаточно широк.

{Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы технологии. -М., 2000. - С. 82)

Упражнение 80. Найдите в любом учебнике и в любой газете примеры функ­ционально-смысловых типов речи.


ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ Нормы произношения

Упражнение 81*. Отметьте верные высказывания.

(!) Орфоэпия - совокупность норм национального языка, обеспечивающая единство его звукового оформления.

(2) Орфоэпия - совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением морфем, слов, сло­восочетаний.

(3) Орфоэпия - совокупность правил, устанавливающих еди­нообразное оформление написаний слов.

(4) Орфоэпия - совокупность правил, устанавливающих еди­нообразное произношение.



(5) Орфоэпическая норма регламентирует произношение.

(6) Орфоэпическая норма регламентирует словоупотребление.

(7) Орфоэпическая норма регламентирует ударение.

(8) Орфоэпические нормы отражены в орфоэпических сло­варях.

(9) Орфоэпические нормы отражены в этимологических сло­варях.

(10) В орфоэпических словарях не указываются варианты произношения, находящиеся за пределами литературной нормы.

Упражнение 82. Произнесите правильно следующие слова. Помните: на месте бу­квы «о» в первом безударном слоге и абсолютном начале слова произносится звук, средний между [а] и [о], в остальных без­ударных слогах - средний между кратким [о] и кратким [ы].

вода домов моя твоей приходить

прошу опять окно окружать верно

нужно победить холод молоко молодой


Упражнение 83*. Какой звук произносится на месте буквы «а» после твердых ши-

шампанское

сожаление

Упражнение 84*. Прочитайте следующие слова, обращая внимание на необ­ходимость произнесения в безударной позиции после твер­дых согласных на месте буквы «е» звуков [ы э ] или [ъ].

шестисотый

танцевать пожелание

шерстяной

цеха жестокость

шестнадцать

в столице

Упражнение 85*. Одинаково ли вы произносите подчеркнутые слова?

(7) чистота комнаты - частота колебаний; (2) примерять платье - примирять противников; (3) флаг развевается - ребе­нок развивается; (4) посветить фонариком - посвятить стихо­творение юбиляру; (5) увидать лису - увядать в лесу

Упражнение 86*. Выпишите слова, в которых под ударением произносится звук [э].

кричит как оглашенный никчемный оседлый подключенный безнадежный

груженый

истекший год

одноименный

осужденный

современный блеклый

истекший кровью

платежеспособный

Упражнение 88*. Данные слова распределите в две группы: с твердым и мягким произношением согласного перед буквой «е». Сравните свое произношение с нормативным, указанным в ключе к заданию.

ателье, бассейн, бизнесмен, вундеркинд, генетика, гротеск, дебют, детектив, депо, интервал, кодекс, музей, модель, отель, паштет, претензия, сессия, теннис, терапевт, термин, фланель, шедевр, шинель, энергия, эстетика

Упражнение 89*. Определите, в каких случаях звук, обозначаемый буквой «I», произносится как [г] - взрывной; [г] - фрикативный; [к]; [х]; [в].

(1) гордый, гора, долго, нога, сапоги, грустить

(2) друг, долог, творог, набег, ногги, остричься

(3) легкий, мягкий, налегке, смягчить, легчайший

(4) Господи, благодать, Богу

(5) бухгалтер, ага, ого, эге

(6) далекого, тихого, большого, твоего, первого

Упражнение 90*. Какие комбинаторные процессы влияют на произношение согласных звуков в следующих словах:

(1) березка, дорожка, улыбка, перегородка, уловка, вчера, от­гадать

(2) сделать, сбежать, просьба, молотьба, вокзал, футбол

(3) степь, нести, боязнь, зонтик, гонщик, кандидат

(4) бесшумно, без шапки, из шахты, сжигать, безжизненный, из жести

Упражнение 91. Прочитайте слова с учетом норм произношения сочетаний согласных.

(1) Отчизна, отчет, докладчик, летчик, переводчик, зодчий

(2) рассказчик, грузчик, перебежчик, мужчина, считать, рас­чистить, счастье

(3) дрожжи, вожжи, жжет, жужжать, дожди

(4) двадцать, отца, солдатский, увидеться, переписываются, смеется

Упражнение 92. Прочитайте слова, обращая внимание на мягкость губных со­гласных ([б], [п], [м], [в], [ф]), обозначенных буквой «ь». Твердое произношение ошибочно.

дробь обувь степь семь

восемь семьдесят восемьдесят поздравь

насыпьте оставьте добавьте приготовьтесь познакомьтесь



обращая внимание на сочетания трех и

проездной

радостный

счастливый

гигантский

журналистский допоздна

властный

ненавистный

жалостливый

сочувствовать

президентский

туристский поздно

грустный

окрестность

завистливый

корреспондентский

милитаристский праздник

лестница

совестливый

здравствуй

эмигрантский

ассимилировать

иллюстрация

программа

сумма агрессия

галлюцинация

иммунитет

коллекция

программный

терраса аллея

диссертация

интеллект

профессия

террор аппликация

ирреальный

манна (небесная)

Упражнение 96. Проверьте, правильно ли вы произносите следующие слова.

Прописными буквами выделена та часть слова, где часто до­пускается ошибка.

дермАТин изнемоЖение ИНИциатива

инцИДент консТАТировать компоСТировать

компроМЕТировать конкурентоспособный НУмеровать

ПЕРСпектива СТУдень ТАБУрет

упаДОЧНический ЧРЕЗвычайный эКСкаватор

ЭСКалатор буДУщий жажДУщий слеДУЮщий

Акцентологические нормы Упражнение 97*. Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях об­ращайтесь к словарям. Запомните место ударения в этих словах.

августовский алфавит аналог арбуз баловать буксировать бюрократия вахтер вероисповедание генезис гофрированный гусеница дефис джинсовый добыча договор дозвониться дозвонится досуг древко завидно задолго заиндеветь заиск­риться запломбировать заржаветь засорится значимый зво­нит иконопись индустрия исподволь испокон каталог каш­лянуть костюмированный красивейший кремень кулинария кухонный лубочный мельком мизерный мускулистый мыш­ление наверх намерение наотмашь некролог ненадолго обеспечение облегчить одновременно оптовый осведомиться откупорить отчасти памятуя плесневеть пломбировать пред­восхитить принудить присовокупить ракурс рассредоточение симметрия снадобье уведомить ходатайствовать христианин цемент шасси

Упражнение 98*. Отметьте номера слов, в которых ударение падает на первый слог.

(7) ракушка (2) ржаветь (3) силос (4) сумерничать

(5) таможня (6) холеный (7) цепочка (8) цыган

(9) черпать (70) эксперт

Упражнение 99*. Отметьте номера слов, в которых ударение падает на вто­рой слог.

(7) кедровый (2) красивее (3) партер (4) свекла

(5) сливовый (6) столяр (7) упрочение (8) ходатай

чистильщик (70) щавель

Упражнение 100*. Отметьте номера слов с ударением на последнем слоге.

алкоголь (2) буксировать (3) воздухопровод (4) диспансер (5) жалюзи 6) полшага (7) премировать (8) углубить

(9) усугубить (70) феномен

Упражнение 101. Определите значения следующих слов. Составьте с ними предложения.

атлас - атлас, броня - броня, вязанка - вязанка, занятый - занятой, ирис - ирис, клубы - клубы, кругом - кругом, обра­зы - образа, языковой - языковый.

Упражнение 102. Произнесите словосочетания, обращая внимание на место ударения.

характерные особенности, удачная острота, ветреный день, посаженый отец, переносный смысл, лавровая роща, в голове хаос, призывной возраст, характерная роль, переходной мост, ветряная оспа, лавровый лист, подвижный ребенок, переносной микрофон, посаженный кустарник, парить ноги, призывный клич, острота зрения, языковое чутье, переходный возраст, угольный бассейн, неправильный прикус, парить в облаках.

Упражнение 103. Образуйте краткую форму мужского, женского, среднего ро­да и форму множественного числа прилагательных. Поставь­те ударение.

до рошй - до рог - до рога - до рош - до роги

веселый верный высокий глубокий голодный далекий дружный молодой старый широкий

Упражнение 104*. Отметьте номера слов, в которых ударение падает на по­следний слог.

дешева (2) права (3) светлы (4) редки

(5) бледно (6) длинны (7) близка (8) горек

Упражнение 105. Образуйте краткую форму мужского, женского, среднего ро­да и форму множественного числа страдательных причастий.

начатый - начат - начата - начато - начаты

созванный взятый занятый прожитый проданный

Упражнение 106*. Отметьте номера слов, в которых ударение не падает на по­следний слог.

взята (2) придана (3) начато (4) продано

(5) принята (6) роздано (7) раздана (8) созданы

Упражнение 107*. Образуйте форму прошедшего времени мужского, женского и среднего рода и форму множественного числа данных гла­голов. Поставьте ударение. Обратите внимание на глаголы, имеющие неподвижное ударение на основе.

брать - брал - брала - брало - брали

выбрать - выбрал - выбрала - выбрало - выбрали

быть, включить, выдать, дать, жить, звать, ждать, пить, на­брать, собрать, избрать, отдать, свить, сорвать, прослыть, при­плыть, солгать, положить, тянуть

Упражнение 108*. Отметьте те глаголы в форме женского рода прошедшего времени, в которых неверно поставлено ударение.

(7) жила (2) пряла (3) вила (4) отдала (5) звала

(6) пила (7) гнала (8) влила (9) взяла (70) ждала

Лексические нормы

Упражнение 109*. Прокомментируйте и исправьте ошибки, связанные с не­точным пониманием значения выделенных слов.

(1) На конференции рассматривался вопрос о наиболее эф­фектных методах преподавания. (2) Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт. (3) Некоторые из опрошенных указали, что их не устраивает уровень житья. (4) Выводы и предложения докладчика были основанными. (5) В конце учебного года всем раздали списки рекомендательной литературы. (6) Бухгалтерия должна оплатить сотрудникам деньги. (7) Железнодорожные би­леты были заранее уплачены. (8) Дипломант успешно защитил работу. (9) Горожане стали свидетелями концерта на летней эст­раде парка. (10) Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы запастись продукцией.

Упражнение 110. Найдите и устраните ошибки, обусловленные неточным упот­реблением слов. В случае затруднения обращайтесь к слова­рям.

(1) Далеко не все предприниматели вступили в новую эпоху с видом на будущее. (2) В президиуме - люди, обреченные вла­стью. (3) Большим достоинством этого произведения является выразительный, калорийный звук. (4) Статья посвящена иссле­дованию урожденных рефлексов. (5) Здравицы Крыма и Крас­нодарского края вновь открыты для отдыхающих. (6) Вперед по­думай, а потом отвечай. (7) Пальто пошито у хорошего мастера. (<5) Вся публика была уже в триумфе. (9) Зал аплодировал и ска­нировал: «Браво!» (10) Он нарочито не пришел на субботник.

Упражнение 111. Установите разные значения следующих слов по 4-томному академическому «Словарю русского языка» или «Словарю русского языка» С.И. Ожегова. Отметьте, в каких функцио­нальных стилях употребляется каждое из значений этих слов. Составьте с ними предложения.

школа курс область

возвышаться существенный

Упражнение 112. Приведите примеры однозначных слов-терминов из той об­ласти науки, которой вы занимаетесь.

Упражнение 113. Установите прямые и переносные значения слов в данных словосочетаниях, тонкая струна, тонкая натура, тонкий слух светлое будущее, светлая комната, светлое платье, светлое вос­поминание

мелкий собственник, мелкая посуда, мелкая река, мелкие за­боты

ком глины, свернуться в ком, ком подкатил к горлу бросать обвинение, бросать камни, бросать подкрепление

Упражнение 114*. Найдите в предложениях слова, употребляемые в перенос­ном значении. Определите тип переноса: метафора, метони­мия, синекдоха. На чем основан перенос значения?

(1) Наши спортсмены привезли с соревнований по фигурному катанию золото и серебро. (2) Зал рукоплещет. (3) На сцену вы­шла первая скрипка. (4) Въезд в город был перекрыт шлагбаумом.

(5) Теплое участие друзей поддержало эту семью в трудное время.

(6) Свинцовые тучи нависли над полем. (7) Ростов - крупный железнодорожный узел. (8) На выставке представили иллюстри­рованное издание словаря. (9) Воздух обжигает лицо легким мо­розом. (10) В подарок юбиляру купили пейзаж хорошей кисти.

Упражнение 115*. Определите значения выделенных слов. Укажите, к какому явлению - многозначности или омонимии - относятся эти слова. Ответ аргументируйте.

(1) Нота до. Папка с нотами. Дипломатическая нота. Исте­рические ноты в голосе. Петь по нотам. (2) Крепость характера. Крепость металла. Вооруженная крепость. Крепость раствора.

(3) Косить траву. Эпидемия косила людей. Косить на левый глаз. Платье сбоку косит. (4) На Неве развели мосты. Суд развел супругов. Гостей надо развести по домам. Туристы развели кос­тер. (5) Лодка заплыла в бухту. Гуси заплыли жиром. Свеча за­плыла воском. Пруд заплыл тиной.

Упражнение 116. Объясните значения омонимов с помощью толковых слова­рей и Словаря омонимов русского языка. Составьте предло­жения.

акция, вал, вид, гриф, град, дача, класс, мешать

Упражнение 117. Восстановите омонимы, опираясь на толкование их значений.

(1) «Выражение лица» - «особый взрывной снаряд». (2) «Чув­ство меры в поведении человека» - «метрическая единица в му­зыке». (3) «Съедобная часть некоторых растений» - «эмбрио­нальное состояние человека». (4) «Провести некоторое время за чтением» - «выражать преклонение перед кем-либо».

Упражнение 118*. Выделите доминанту в синонимических рядах. Там, где это возможно, распределите синонимы по степени интенсивности.

вспыхнуть - зажечься - заняться - запылать - загореться - воспламениться - засветиться зажечься - засветиться - загореться - заняться - вспыхнуть - воспламениться - запылать

(1) беспокойство, волнение, тревога, смятение

(2) самостоятельный, независимый, свободный

(3) блестеть, сверкать, сиять, искриться

(4) маленький, крохотный, микроскопический, малый, миниа­тюрный

(5) ближний, близкий, недалекий, близлежащий, соседний

(6) необъятный, непомерный, огромный, большой, крупный, гигантский, исполинский

(7) печаль, меланхолия, грусть, скорбь, отчаяние

(5) преимущество, превосходство, преобладание, перевес, пер­венство

Упражнение 119. Составьте синонимические ряды со следующими словами-до­минантами.

безграничный, вежливый, громкий, доказательство, множе­ство, постоянный, приобретать, прочный

Упражнение 120*. Из данных синонимических рядов исключите слова, харак­терные для разговорной речи.

(1) давний, древний, незапамятный, давнишний, старый, прежний

(2) думать, размышлять, мозговать

(3) толстый, солидный, упитанный, грузный, дородный, пуза­стый

(4) ходатайствовать, просить, молить, канючить, хлопотать

(5) превзойти, перегнать, опередить, обставить, затмить

(6) изучить, проработать, освоить, пройти, постичь

(7) спрятаться, схорониться, затаиться, укрыться, притаиться

Упражнение 121. Сравните сферу употребления следующих синонимов: амплитуда - отклонение родители - предки

дорога - большак желтуха - гепатит

хороший - клевый медикаменты - снадобья

руль - баранка

Упражнение 122. Определите стилистическую окраску слов, образующих си­нонимические ряды (обращайтесь к словарям):

(1) масса, уйма, прорва, обилие, множество, бездна

(2) растранжирить, израсходовать, ухнуть, истратить, разба­зарить, промотать, просадить

(3) нонсенс, ерунда, чушь, бессмыслица, ахинея

Упражнение 123. Подберите синонимы к разным значениям многозначных слов.

густой густой туман (плотный) густая сметана (насыщенная) густая шевелюра (пышная) густой голос (полнозвучный)

идти, открыть, старый, легкий, темный

Упражнение 124. Составьте словосочетания прилагательных и глаголов с су­ществительными, данными в скобках.

(1) обнаружить, открыть (закон, закономерность); (2) функ­ционировать, работать (аппарат, коллектив); (3) осуществить, выполнить (программа, работа); (4) удерживать, сохранять (дис­танция, расстояние); (5) исправить, устранить (ошибки, недос­татки); (6) демонстрационный, показательный (стенд, полет). (7) истинный, настоящий, подлинный, заправский (человек, охотник, друг, документ); (5) долгий, длинный, длительный, долговременный, продолжительный (кредит, путь, воздействие, период, сборы).

Упражнение 125*. Выберите нужное слово из стоящих в скобках.

(1) Каждый из участников войны должен сделать все, от него зависящее, чтобы (грядущие, будущие) поколения не (знали, веда­
ли) ее кошмаров. (2) Если в коллективе возникла напряженность, ее необходимо (разряжать, погашать, ослаблять, амортизировать).

(3) Спортсмен (превзошел, превысил, перекрыл) рекорд своего (пред­шественника, предтечи). (4) За (предыдущий, предшествующий) год предприятие превратилось в (прибыльное, рентабельное, доход­ное). (5) С телефонной станции (поступило, пришло) (сообщение, известие, уведомление) о новом повышении тарифов. (в) Предвы­борная компания партии содержала (актуальные, первоочередные, первостепенные, насущные) задачи. (7) Гостям был оказан (учти­вый, любезный, радушный, обходительный) прием. (8) Пьеса имела (колоссальный, громадный, выдающийся, значительный) успех.

Упражнение 126. Найдите и исправьте в приведенных ниже предложениях ошиб­ки, связанные с неправильным употреблением синонимов.

(1) В старину на Руси летоисчисление осуществлялось по- иному. (2) Единственным превосходством излучателей такого рода является простота конструкции. (3) Этот агрегат позволяет внушительно снизить температуру соединения материалов.

(4) Создание социальной инфраструктуры в районе диктовалось только надобностью поддержать промышленное производство.

(5) Снегозадержание производят с помощью щитов. (в) Специа­листы-растениеводы уверены, что конечный эффект будет значи­тельным. (7) Пища для скота должна быть приготовлена заб­лаговременно. (8) Для участия в соревнованиях выбрали самых опытных всадников. (9) Российский теннисист стал владельцем приза. (10) Его существование было наполнено самой разнооб­разной деятельностью.

Упражнение 127. К словам иноязычного происхождения подберите русские си­нонимы.

адекватный

апеллировать

волонтер

миллениум

секьюрити

фиксировать

эксклюзивный

земельный

мировоззрение аннулировать

аграрный

девиация

консолидировать

презентабельный

форсировать

эволюция

восстановление

исключительный

обмен антагонизм

дивиденд

реставрация

функционировать

эквивалентный

доброволец

образ
образец

отменить

праздник

равноценный

сплотиться обращаться

отмечать

представительный

противоречие

развитие

тысячелетие отклонения

охранник

преобразование

работать

соответствующий

ускоренный

Упражнение 128. Подберите к словам антонимы:

полезный

внимательный

скрытный

прославленный

дружелюбный талантливый

правдивый

враждебный

бездарный

бережливый искреннии

откровенный

расточительный

рассеянный

лицемерный

Упражнение 129. . Подберите слова щим словам: с противоположным значением к следую-
без высоко во сне всерьез
горячий грядущий за здоровый
заснуть краткосрочный купить любовь
ложь легкий мягкий максимум
найти над надеть нежность
оптом от отказываться прямой
польза против с согласие
слабеть свет спать счастье
темнеть уставший умный шутя
Упражнение 130 *. Какие из следующих ниже лексических единиц не имеют антонимов? Ответ мотивируйте.
веснушчатый входить вооруженный вы
давно деревянный завернуть заядлый
звук зима крик крупно
кукла лампа логичный левобережный
молодить над потолок плакать
себя стадион соломенный скромность
терраса тигр толстый улетать
ха-ха-ха яд хмуриться четыре юго-запад

32 II. Практическая часть

Упражнение 131. Подберите антонимы к разным значениям слов.

легкий рюкзак - тяжелый рюкзак легкая задача -трудная задача легкий завтрак - плотный завтрак легкий загар - сильный загар

горячий, мелкий, свежий, старый

Упражнение 132*. Определите лексические значения выделенных слов. Ука­жите вид антонимии.

(1) Я одолжила эту книгу подруге. - Я одолжила эту книгу у подруги. (2) Уже светло - задуй свечу. - Вчера на комбинате задули новую домну. (3) Новый прибор запустили в массовое производство. - Ученик совсем запустил учебу.

Упражнение 133. Устраните ошибки, связанные с немотивированным исполь­зованием слов, противоположных по значению.

(1) Молодой человек вошел в комнату, где сидел старый че­ловек. (2) Силясь побороть слабость, она шла вперед. (3) Скром­ность взяла верх, и он не вошел в комнату, а сошел вниз по сту­пенькам. (4) Отсутствует наличие учебников. (5) Открыты еще не все скрытые резервы человеческого организма. (6) Он открыто признался в том, что было скрыто от нас. (7) Бездействие может привести к аварии, так же как и неправильное действие. (8) Пут­ник шел быстро, но не торопясь.

Упражнение 134. Укажите, чем различаются данные слова-паронимы (семан­тикой, лексической сочетаемостью, постоянным или вре­менным характером признака, качества, свойства и т.п.). Употребите паронимы в словосочетаниях. В случае затрудне­ния обратитесь к «Словарю паронимов русского языка».

освоить - усвоить геройский - героический
надеть - одеть существо - сущность
иронический - ироничный иронический - относящийся к иронии как стилистическому приему (употребляется в словосочетаниях тер­минологического характера), иронический прием, ироническая поэма, строфа ироничный - содержащий элементы иронии, употребляю­щийся с целью насмешки, ироничный взгляд, тон, подход
  1. 6. Синтаксические нормы современного русского литературного языка

    Документ

    ... Тема 6. Синтаксические нормы современного русского литературного языка . Синтаксис – раздел науки о языке , изучающий словосочетание и предложение. 6.1. Порядок слов в предложении. В русском языке ... В современном русском литературном языке используется...

  2. Русский язык в системе языков мира > Национальный язык. Современный русский литературный язык. Понятие «норма». Типы норм

    Документ

    ... Современный русский литературный язык . Нормы СРЛЯ. План. 1. Русский язык в системе языков мира 2. Национальный язык . Современный русский литературный язык . 3. Понятие «норма ». Типы норм . 4. Этические нормы ... от ударного слога, тем этот звук слабее. ...

  3. Элективный курс по русскому языку Культура речи и нормы русского литературного языка

    Элективный курс

    Культуре. (1 час). Интеллектуальная игра по теме « Нормы современного русского литературного языка » « Умники и умницы». Примеры распределения материала...

  4. 3. Лексические нормы современного русского языка

    Документ

    Тема 3. Лексические нормы современного русского языка . Речевые ошибки в употреблении лексических единиц. 1.1. ... рад, при­служиваться тошно» (А.С. Грибоедов). В литературной речи, в научном и официально-деловом стилях...

  5. Очерки по истории русского литературного языка

    Учебник

    Времени. Между тем для кругов мос­ковских книжников следование нормам «Славенской грамматики... В Н. Описательный актив и пассив. (Из наблюдении современным русским литературным языком ).- Русский язык в советской ш" 1931, № 1. - 450 - „аружения. Ср...

Главная > Документ

Лексические нормы

Упражнение 109*.Прокомментируйте и исправьте ошибки, связанные с не-точным пониманием значения выделенных слов. (!) На конференции рассматривался вопрос о наиболее эф-фектных методах преподавания. (2) Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт . (3) Некоторые из опрошенных указали, что их не устраивает уровень житья. (4) Выводы и предложения докладчика были основанными . (5) В конце учебного года всем раздали списки рекомендательной литературы. (6) Бухгалтерия должна оплатить сотрудникам деньги. (7) Железнодорожные би-леты были заранее уплачены . (8) Дипломант успешно защитил работу. (9) Горожане стали свидетелями концерта на летней эст-раде парка. (10) Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы запастись продукцией . Упражнение 110.Найдите и устраните ошибки, обусловленные неточным упот-реблением слов. В случае затруднения обращайтесь к слова-рям. (1) Далеко не все предприниматели вступили в новую эпоху с видом на будущее. (2) В президиуме - люди, обреченные вла-стью. (3) Большим достоинством этого произведения является выразительный, калорийный звук. (4) Статья посвящена иссле-дованию урожденных рефлексов. (5) Здравицы Крыма и Крас-нодарского края вновь открыты для отдыхающих. (6) Вперед по-думай, а потом отвечай. (7) Пальто пошито у хорошего мастера. (8) Вся публика была уже в триумфе. (9) Зал аплодировал и ска-нировал: «Браво!» (10) Он нарочито не пришел на субботник. Упражнение 111.Установите разные значения следующих слов по 4-томному академическому «Словарю русского языка» или «Словарю русского языка» СИ. Ожегова. Отметьте, в каких функцио-нальных стилях употребляется каждое из значений этих слов. Составьте с ними предложения. школа курс область возвышаться существенный Упражнение 112.Приведите примеры однозначных слов-терминов из той об-ласти науки, которой вы занимаетесь. Упражнение 113. Установите прямые и переносные значения слов в данных словосочетаниях. Тонкая струна, тонкая натура, тонкий слух. Светлое будущее, светлая комната, светлое платье, светлое вос-поминание. Мелкий собственник, мелкая посуда, мелкая река, мелкие за-боты. Ком глины, свернуться в ком, ком подкатил к горлу.Бросать обвинение, бросать камни, бросать подкрепление. Упражнение 114*.Найдите в предложениях слова, употребляемые в перенос-ном значении. Определите тип переноса: метафора, метони-мия, синекдоха. На чем основан перенос значения? (1) Наши спортсмены привезли с соревнований по фигурному катанию золото и серебро. (2) Зал рукоплещет. (3) На сцену вы-шла первая скрипка. (4) Въезд в город был перекрыт шлагбаумом. (5) Теплое участие друзей поддержало эту семью в трудное время. (6) Свинцовые тучи нависли над полем. (7) Ростов - крупный железнодорожный узел. (8) На выставке представили иллюстри-рованное издание словаря. (9) Воздух обжигает лицо легким мо-розом. (10) В подарок юбиляру купили пейзаж хорошей кисти. Упражнение 115*. Определите значения выделенных слов. Укажите, к какому явлению - многозначности или омонимии – относятся эти слова. Ответ аргументируйте. (1) Нота до. Папка с нотами. Дипломатическая нота. Исте-рические ноты в голосе. Петь по нотам. (2) Крепость характера. Крепость металла. Вооруженная крепость. Крепость раствора. (3) Косить траву. Эпидемия косила людей. Косить на левый глаз. Платье сбоку косит. (4) На Неве развели мосты. Суд развел супругов, Гостей надо развести по домам. Туристы развели кос-тер. (5) Лодка заплыла в бухту. Гуси заплыли жиром. Свеча за-плыла воском. Пруд заплыл тиной. Упражнение 116.Объясните значения омонимов с помощью толковых слова-рей и Словаря омонимов русского языка. Составьте предло-жения. Акция, вал, вид, гриф, град, дача, класс, мешать. Упражнение 117.Восстановите омонимы, опираясь на толкование их значений. (1) «Выражение лица» - «особый взрывной снаряд». (2) «Чув-ство меры в поведении человека» - «метрическая единица в му-зыке». (3) «Съедобная часть некоторых растений» - «эмбрио-нальное состояние человека». (4) «Провести некоторое время за чтением» - «выражать преклонение перед кем-либо». Упражнение 118*. Выделите доминанту в синонимических рядах. Там, где это возможно, распределите синонимы по степени интенсивности. Образец: вспыхнуть - зажечься - заняться - запылать - загореться - воспламениться - засветиться; зажечься - засветиться - загореться - заняться - вспыхнуть - воспламениться - запылать. (1) беспокойство, волнение, тревога, смятение (2) самостоятельный, независимый, свободный (3) блестеть, сверкать, сиять, искриться (4) маленький, крохотный, микроскопический, малый, миниа-тюрный (5) ближний, близкий, недалекий, близлежащий, соседний (6) необъятный, непомерный, огромный, большой, крупный, гигантский, исполинский (7) печаль, меланхолия, грусть, скорбь, отчаяние (8) преимущество, превосходство, преобладание, перевес, пер-венство Упражнение 119.Составьте синонимические ряды со следующими словами-до-минантами.Безграничный, вежливый, громкий, доказательство, множе-ство, постоянный, приобретать, прочный. Упражнение 120*.Из данных синонимических рядов исключите слова, харак-терные для разговорной речи. (1) давний, древний, незапамятный, давнишний, старый, прежний (2) думать, размышлять, мозговать (3) толстый, солидный, упитанный, грузный, дородный, пуза-стый (4) ходатайствовать, просить, молить, канючить, хлопотать (5) превзойти, перегнать, опередить, обставить, затмить (6) изучить, проработать, освоить, пройти, постичь (7) спрятаться, схорониться, затаиться, укрыться, притаиться Упражнение 121. Сравните сферу употребления следующих синонимов: амплитуда - отклонение родители - предки дорога - большак желтуха - гепатит хороший - клевый медикаменты - снадобья руль - баранка Упражнение 122.Определите стилистическую окраску слов, образующих си-нонимические ряды (обращайтесь к словарям): (1) масса, уйма, прорва, обилие, множество, бездна (2) растранжирить, израсходовать, ухнуть, истратить, разба-зарить, промотать, просадить (3) нонсенс, ерунда, чушь, бессмыслица, ахинея Упражнение 123. Подберите синонимы к разным значениям многозначных слов. Образец: густой густой туман (плотный) густая сметана (насыщенная) густая шевелюра (пышная) густой голос (полнозвучный) Идти, открыть, старый, легкий, темный. Упражнение 124.Составьте словосочетания прилагательных и глаголов с су-ществительными, данными в скобках. (1) обнаружить, открыть (закон, закономерность); (2) функ-ционировать, работать (аппарат, коллектив); (3) осуществить, выполнить (программа, работа); (4) удерживать, сохранять (дис-танция, расстояние); (5) исправить, устранить (ошибки, недостатки); (6) демонстрационный, показательный (стенд, полет). (7) истинный, настоящий, подлинный, заправский (человек, охотник, друг, документ); (8) долгий, длинный, длительный, долговременный, продолжительный (кредит, путь, воздействие, период, сборы). Упражнение 125*.Выберите нужное слово из стоящих в скобках. (1) Каждый из участников войны должен сделать все, от него зависящее, чтобы (грядущие, будущие) поколения не (знали, веда-ли) ее кошмаров. (2) Если в коллективе возникла напряженность, ее необходимо (разряжать, погашать, ослаблять, амортизировать). (3) Спортсмен (превзошел, превысил, перекрыл) рекорд своего (пред-шественника, предтечи). (4) За (предыдущий, предшествующий) год предприятие превратилось в (прибыльное, рентабельное, доход-ное). (5) С телефонной станции (поступило, пришло) (сообщение, известие, уведомление) о новом повышении тарифов. (6) Предвы-борная компания партии содержала (актуальные, первоочередные, первостепенные, насущные) задачи. (7) Гостям был оказан (учти-вый, любезный, радушный, обходительный) прием, (8) Пьеса имела (колоссальный, громадный, выдающийся, значительный) успех. Упражнение 126.Найдите и исправьте в приведенных ниже предложениях ошиб-ки, связанные с неправильным употреблением синонимов. (1) В старину на Руси летоисчисление осуществлялось по-иному. (2) Единственным превосходством излучателей такого рода является простота конструкции. (3) Этот агрегат позволяет внушительно снизить температуру соединения материалов. (4) Создание социальной инфраструктуры в районе диктовалось только надобностью поддержать промышленное производство. (5) Снегозадержание производят с помощью щитов. (6) Специа-листы-растениеводы уверены, что конечный эффект будет значи-тельным. (7) Пища для скота должна быть приготовлена заб-лаговременно. (8) Для участия в соревнованиях выбрали самых опытных всадников. (9) Российский теннисист стал владельцем приза. (10) Его существование было наполнено самой разнооб-разной деятельностью. Упражнение 127.К словам иноязычного происхождения подберите русские си-нонимы.
адекватный аннулировать антагонизм
апеллировать аграрный бартер
волонтер девиация дивиденд
имидж консолидировать кредо
миллениум презентабельный реставрация
секьюрити фиеста финал
фиксировать форсировать функционировать
шаблон эволюция эквивалентный
эксклюзивный восстановление доброволец
земельный исключительный конец
мировоззрение обмен образ
образец обращаться отклонения
отменить отмечать охранник
праздник представительный преобразование
прибыль противоречие работать
равноценный развитие соответствующий
сплотиться тысячелетие ускоренный
Упражнение 128.Подберите к словам антонимы:
полезный талантливый искренний
внимательный правдивый откровенный
щедрый враждебный расточительный
скрытный лживый рассеянный
вредный бездарный лицемерный
прославленный бережливый скупой
дружелюбный
Упражнение 129. Подберите слова с противоположным значением к следую-щим словам:
без высоко во сне всерьез
горячий грядущий за здоровый
заснуть краткосрочный купить любовь
ложь легкий мягкий максимум
найти над надеть нежность
оптом от отказываться прямой
польза против с согласие
слабеть свет спать счастье
темнеть уставший умный шутя
Упражнение 130*.Какие из следующих ниже лексических единиц не имеют антонимов? Ответ мотивируйте.
веснушчатый входить вооруженный вы
давно деревянный завернуть заядлый
звук зима крик крупно
кукла лампа логичный левобережный
молодить над потолок плакать
себя стадион соломенный скромность
терраса тигр толстый улетать
ха-ха-ха яд хмуриться четыре юго-запад
Упражнение 131.Подберите антонимы к разным значениям слов. Образец: легкий легкий рюкзак - тяжелый рюкзак легкая задача - трудная задача легкий завтрак - плотный завтрак легкий загар - сильный загар Горячий, мелкий, свежий, старый. Упражнение 132*.Определите лексические значения выделенных слов. Ука-жите вид антонимии. (1) Я одолжила эту книгу подруге. - Я одолжила эту книгу у подруги. (2) Уже светло - задуй свечу. - Вчера на комбинате задули новую домну. (3) Новый прибор запустили в массовое производство. – Ученик совсем запустил учебу. Упражнение 133.Устраните ошибки, связанные с немотивированным исполь-зованием слов, противоположных по значению. (1) Молодой человек вошел в комнату, где сидел старый че-ловек. (2) Силясь побороть слабость, она шла вперед. (3) Скром-ность взяла верх, и он не вошел в комнату, а сошел вниз по сту-пенькам. (4) Отсутствует наличие учебников. (5) Открыты еще не все скрытые резервы человеческого организма. (6) Он открыто признался в том, что было скрыто от нас. (7) Бездействие может привести к аварии, так же как и неправильное действие. (8) Пут-ник шел быстро, но не торопясь. Упражнение 134.Укажите, чем различаются данные слова-паронимы (семан-тикой, лексической сочетаемостью, постоянным или вре-менным характером признака, качества, свойства и т.п.). Употребите паронимы в словосочетаниях. В случае затрудне-ния обратитесь к «Словарю паронимов русского языка». Образец: иронический – ироничный Иронический – относящийся к иронии как стилистическому приёму (употребляется в словосочетаниях терминологического характера). Иронический приём, ироническая поэма, строфа. Ироничный – содержащий элементы иронии, употребляющийся с целью насмешки. Ироничный взгляд, тон, подход.Надеть – одеть освоить – усвоитьСущество – сущность геройский – героическийКомандированный – командировочный нестерпимый – нетерпимыйВыборный – выборочный советник – советчикЗдравница – здравица представиться – преставиться Упражнение 135*.Ответьте на вопросы. Свой ответ мотивируйте. (1) Как называют человека, не знающего чего-либо: невежа или невежда? (2) Как вы скажете, ведя собрание: предоставляю или пред-ставляю вам слово? (3) Как вы охарактеризуете шутку: удачная или удачливая? (4) Как называется отправитель письма: адресат или адресант?
  1. Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Стилистика основного изучаемого языка Рекомендуется для направления подготовки

    Примерная программа

    постижение системы и узуса современного языка, что необходимо для рационального употребления языковых явлений в определенных сферах коммуникативной деятельности,

  2. Основы русской словесности. От слова к словесности

    Документ

    Наметившееся в последние годы стремление сбли­зить преподавание русского языка и литературы, показать литературные произведения как творения словесного искусства, увидеть и раскрыть их бо­гатейшее содержание и художественное совершен­ство

  3. Учебная программа дисциплины дисциплина: Стилистика английского языка Укрупненная группа: 030000 Гуманитарные науки

    Программа дисциплины

    составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 03 «Гуманитарные науки» специальность 031202 Перевод и переводоведение



Похожие статьи