Деревня: Бавлы

Бавлы, (Мансур, Баулы, Ак-буа) был расположен «… на родниковой речке Бавле, кипевшей форелью (уголок очаровательный), и достаточное количество превосходной земли со всякими угодьями купленной на ее имя у башкирцев за самую ничтожную цену, о чем хлопотал деверь ее, сам полубашкирец, И.П. Кропотков. Увы! Земля эта отошла после многолетней тяжбы с соседственной Бавлинской тюбой башкирцев, которые доказали, что они настоящие вотчинники…» . В этой ссылке  речь идет, по всей видимости, о дворянке известной фамилии – Евгении Степановны Аксаковой (Багровой). Бывали случаи, когда местные башкиры – владельцы земель (вотчинники) нарушали условия договоров и вынуждали покупателей покинуть купленные земли. По этой причине дворяне старались перекупать земли у первопереселенных помещиков, хотя это и было дороже чем покупать у башкир .
Бавлы основано в середине XVIII столетия. V ревизия населения  (1795 г.) показала в деревне Бавлы 108 башкир-вотчинников, проживавших в 18 дворах, 61 служилых и ясачных татар (15 дворов), 11 мещан (1 двор). В 1816 г. башкир-вотчинников было 115 душ мужского пола, башкир-припущенников – 5 душ мужского пола. Башкиры – припущенники были бывшими вотчинниками Байлярской волости .  В деревне были зафиксированы также незначительное количество тептярей. Некоторую из часть перевели в д. Уразаево Юрмийской волости. Формирование социального и этнического состава жителей шло с 1755 г. Это видно в следующих материалах. Хотя в «Ведомости, учиненной Бугульминским земским исправником Соколовым какое количество в уезде после Генерального межевания продано вотчинниками разных волостей башкирцами земли, и сколько на их землях находятся припущенников и затем еще примежевано с 1822 года от Надыровой волости к Юрмийской», говорится не совсем точно о припуске ясачных и служилых татар, произошедшем якобы «без договору и безоброчно». Комиссия по наделению припущенников землей утверждает, что между ними все же был составлен акт. На самом деле «башкиры Еланской волости Тынламасской тюбы дали договор от 8 декабря 1755 г. служилым татарам переводчику Мансуру Дельному (имя которого носила деревня), брату его Сеиту Акбердину да детям и наследникам, ясачному татарину Исмаилу Айдарову да племянникам Дельного Рафану, Бухараму Усеиновым, Мансуру Урса(е)ву и Муртазе Мустаеву поселиться и владеть вечно землею». Купцы и мещане в числе 14 душ (муж. пола) по 8-й ревизии представили «приемное письмо (разрешение на поселение) от 8 мая 1748 г. от сына переводчика Дельного Габдулфеиза служилому татарину Раиму Валишину (из д. Валишино (Казлаево тож) Буинской округи Симбирского наместничества) вообще с ним в д. Бавлы жить и владеть вечно землею и мельничным местом» . Вывод: 1755 год - время основания д. Мансурово (Бавлы тож). При этом отметим, что башкиры д. Бавлы и Тумбарлы утверждали, что они всегда были вотчинниками Еланской волости, которой дали грамоту на владение землей в 7166 (-5508 = 1656) году .
VIII ревизия населения  (1834 г.) обнаружила в деревне 360 башкир-припущинников. «Общий регистр Магометанских приходов и состоящими при них духовенству по Бугульминскому уезду» (1859 г.) показал в селе 519 башкир и 138 государственных крестьян.
Сейчас в Бавлах проживают около 22 тыс. чел.
Местный краевед Виталий Козлов записал интересные этнографические сведения по местной истории, в частности у уроженки с. Бавлы Минуллиной (Багаутдиновой) Минсафы Кашаповны, 1904 г.р. Для жителей Бавлинского района ее рассказ был бы весьма примечательным. Приведем небольшой отрывок длинного интервью с ней местного краеведа.  Она «прямой потомок Вахита муллы, жившего в Бавлах в начале XIX в. Наш разговор с ней состоялся 20 октября 1998 года в ее доме в присутствии  совершеннолетней внучки Миляуши Маратовны и продолжался около 3-х часов. Минсафа явилась на свет второй девочкой, и приунывший отец Кашап, качая головой, грустно произнес: «Опять дочь - земли не видать». Семья жила на три надела и лишний пай пришелся бы в пору. В старину местное население поддерживало крепкие связи с Башкирской стороной. По словам Минсафы апы, все местное население разговаривало на башкирском языке. … » . Здесь же приводится генеалогическое дерево основателя Бавлов – Кармана. Мулла Вахит его потомок. От Вахита – сыновья Багутдин и Фахрутдин; в свою очередь у Багаутдина были сыновья Мунир и Кашап (отец Минсафы), у Фархутдина -  сын Гази, его сын – Тимер.
Также интересные сведения местным краеведам дали Юзикамал Фаизова с дочерьми. Они утверждают, что их предки «являлись «кипчаками», другим словом башкирами». Они уточнили для краеведов исторический центр Бавлов, помогли найти два башкирских кладбища (на территории базы потребсоюза и напротив молокозавода) и то, что «надмогильные камни башкирского кладбища использовались под фундамент жилых домов, возведенных Бавлинским ВИК для почты и жилья партийно-советским работникам на пересечении улиц Калинина и XXII партсъезда» . Родословное Фаизовых выглядит так: Дирбэш – Питряч – Растрач – Кыдрач – Мряс – Гильфан – Гильман – Нугуман, - Кагарман – Саитгарей (его дочь Юзикамал).
Сведения переписей населения, говорившие о сложном, многоэтничном составе с. Бавлы, подтверждали и жители этого села Фатхутдин Хузянасретдинович Хузяков и Гиниятулла Хуснуллин: «на возвышенности, недалеко от кладбища, называемого сегодня «мишарским», в 1907 году построили вторую соборную мечеть…». Также ими упоминалось, что «часто между жителями башкирского и мишарского околотов возникали сложности из-за скота, забредшего на посевы…» .

Документы по теме: