Род: Канглы

                                                    «Пресвятая Канха»                                                     

За названием каждого башкирского родового подразделения стоит своя история, нередко уходящая на несколько столетий, а то и тысячелетий в прошлое. Одним из рекордсменов в этом отношении является род Канглы. Истоки его этнонима кроются в эпических сказаниях древних ариев. В Авесте рассказывается, как пророк Заратуштра возносил богине водной стихии Ардви-Суре Анахите следующую молитву:

                                      Такую дай удачу, благая Ардви-Сура…,

                                     Чтоб воинов туранских я поражал бы сотню…

                                     На пятьдесят ударов я в Канхе пресвятой.

 Упомянутая Канха и есть та местность, от названия которой происходит название Канглы. К какому времени относится данный стих, сказать трудно. Считается, что Авеста была впервые записана легендарным царевичем Виштаспой из рода Ахеменидом, жившим в VI веке до н.э. Однако, время фиксации древнеиранского эпоса не является основанием для датировки Канхи, поскольку Авеста многие века сохранялась в устной речи. Ее из поколения в поколение пересказывали друг другу жрецы. Поэтому можно считать, что «Канха пресвятая» существовала уже во II тысячелетии до н.э., то есть, еще в период существования единой арийской общности до распадения ее на иранцев и индийцев, которое произошло в Средней Азии после ухода ариев из Аркаима, Синташты и других селений «страны городов».

                                                                   Древний Туран

 Когда переселенцы пришли на территорию Среднего Востока, она получила название Ариана, то есть «стран ариев». Ныне это название звучит как Иран. Однако, значительная часть их бывших соплеменников осталась на своей родине и продолжала кочевать. Их прозвали туранцами, а их страну – Туран. Противостояние Ирана и Турана является центральным сюжетом бессмертной поэмы персидского поэта XI века Абу-ль Касима Фирдосуи «Шахнаме», в основу которой были положены арабские переводы официального эпоса империи Сасанидов «Хвадай-намаг», который, в свою очередь, является переложением сюжетов Авесты. В одном месте поэмы рассказывается, как туранский царь Афрасиаб встречает иранского царевича Сиявуша:

                                      Поднявшись, они продолжали поход,

                                     Не ведая устали, мчались вперед.

                                     И вскоре достигли, веселья полны,

                                     Цветущего Канга – столицы земли. 

Согласно поэме, Канг был столицей легендарного Турана.  Сама же область Канг или Кангар, по мнению ученых, находилась в районе среднего течения Сырдарьи в районе казахстанского города Туркестан.

 Сиявуш и Афрасиаб на берегу Амударьи. Миниатюра XV в..jpgСиявуш и Афрасиаб на берегу Амударьи. Миниатюра XV в 

                                               Держава Кангар

Во II в. до н.э. возникает государство Кангар, которое охватывало огромную территорию озера Балхаш на востоке до Каспийского моря на западе, и от Амударьи на юге до Южного Урала на севере. Образование новой державы не осталось незамеченным для окружающих стран.  Китайская хроника «Цянь Хань-шу» сообщает, что ее народонаселение состояло из 120 тысяч семейств, составлявших 600 тысяч душ. Строевого войска было 120 тысяч человек. Кангар (по-китайски Кангюй) находился в союзе с гуннами. По меркам античности это была крупная держава, окружность территории которой составляла около 4 тысяч километров, а численность населения была сопоставима с ведущими государствами того времени. Империя Хань в период своего наибольшего могущества подчинила своей власти все соседние страны, в том числе державу гуннов. Лишь Кангар отказывался подчиняться. Китайские хроникеры сокрушались: «Кангюй, напротив, горд, дерзок и никак не соглашается делать поклонение пред нашими посланниками. Чиновников, посылаемых к нему от наместника, сажает ниже усуньских послов».

 

                                                    Печенеги


В VI веке в степи Средней Азии хлынули тюркские племена. В результате объединения некоторых из них с кангарами был создан новый племенной союз под названием баджанак, то есть «свояки». В русских источниках они известны как печенеги. Прежде ираноязычные кангары вскоре перешли на тюркский язык. Византийский император Константин VII Багрянородный (905-959 гг.) писал: «Должно знать, что пачинакиты называются также кангар, но не все, а народ трех фем: Иавдиирти, Куарцицур и Хавуксингила, как более мужественные и благородные, чем прочие, ибо это и означает прозвище кангар». В конце IX века на территории современного Казахстана разразилась широкомасштабная война между двумя коалициями тюркских народов: с одной стороны стояли печенеги и башкиры, а с другой – хазары, огузы, кимаки, карлуки. Первые не устояли против столь мощной группировки и были разбиты. Спасаясь от врагов, они двинулись на запад, сокрушая все на своем пути. Печенег и башкиры разорили Хазарский каганат, прогнали венгров-мадьяров в Европу и обрушились на Русь. В «Руслане и Людмиле» А.С.Пушкина есть такие строки:

                             Вдали подъемля чёрный прах 

                            Идут походные телеги,

                            Костры пылают на холмах.

                            Беда: восстали печенеги!

 На 150 лет печенеги и башкиры угрозой для Руси и проклятием для Византийской империи. Арабский историк X века аль-Мас’уди писал: «И эти племена Баджанак, Яджна, Башкурд и Наукерда…раскинули свои шатры, закрыв путь между Константинополем и Римом. И разорили они большую часть тамошних жительств, а их набеги распространялись до самого Константинополя».

                                                          Канглы

В западный поход ушли далеко не все печенеги и башкиры. Небольшая их часть сохранилась в местах прежнего проживания. Башкиры сдвинулись к северу, заняв Южный Урал, а печенеги продолжали обитать на территории современной Актюбинской области Казахстана вплоть до монгольского нашествия. Они вернулись к своему прежнему названию кангар и стали именоваться со стороны кыпчаков кангар-оглы, то есть «сын кангара». Со временем возникла укороченная форма канглы. Под этим названием они и вошли в родовую структуру многих народов, в первую очередь, башкир, а затем в состав позднейших казахов, узбеков, ногайцев, каракалпаков и других. В Башкирии они образовали Канлинскую волость.

                                          Башкиры рода Канглы

Башкирский род Канглы дал Башкортостану много выдающихся личнстей. Среди них – пугачевский полковник Миней Султуков, депутаты Государственной Думы Российской империи Шах-Айдар и Али-Аскар Сыртлановы, поэт и секретарь Башкирского правительства Шейхзада Бабич, председатель Совета Народных комиссаров БАССР Муллаян Халиков, Герой Советского Союза Магуба Сыртланова, первый секретарь Башкирского Обкома КПСС Зия Нуриев, народные артисты РБ и РФ Фидан Гафаров, Тансулпан Бабичева, драматург Флорид Буляков и многие другие. 

 К коренным поселениям башкир рода Канглы относятся райцентр Буздяк, Букай, Кубяк, Сабай, Новый Сабай, Тавлар, Новый Тавлар, Устюба, Шланлыкуль, Кузей, Уразайбаш, Шигайкуль, Якуп, Канлы-Туркей, Сабанай, Старый и Новый Актау, Уран, Хажиман, Тугай, Урняк, Каранай Буздякского района. Башкиры рода Канглы также населяют селения Акбасар, Ирек, Метевбаш, Чулпан, Тузлукуш, Ташкичу Белебеевского района. Старо- и Ново-Абзаново, Агарды, Дюсмет, Кузей, Старый и Новый Сынташ, Янышево, Санны Благоварского района. Ильчимбет, Тюпкильды, Ярмухамет, Бикмет, Туктагул, Нугуш, Кандрыкуль, Кандры-Кутуй, Урмекей, Чукадытамак Туймазинского района. Ахметово, Тукмаклы, Угузево, Якуп, Гургурий, Саит, Мавлет, Бакай, Карача-Елга, Канлы. В Бирском районе – села Верхний и Нижний Лачентау. В Мишкинском – Кигазытамак, Большие и Малые Шады. В Дюртюлинском – Аканеево, Баишево, Гулюково, Москово, Урман-Асты, Сабанаево, Старо- и Новоуртаево.

  В прошлом вотчинные земли башкир рода Канглы занимали огромные по площади территории на западе исторического Башкортостана. Ядром  их расселения являлась долина реки Чермасан, с многочисленными ее притоками – Идяш, Тюрюш, Юрма, Киязы и озеро Кандрыкуль. Кроме того, канглинцы занимали долины реки Кармасан, Евбаза, Нугуш (приток реки Усень), пойму реки Агидель в районе г. Бирск. Данная территория была наиболее благоприятной для ведения хозяйственной деятельности и проживания в Приуралье. Особенно удивительна природа в окрестностях таких жемчужин региона как озера Кандрыкуль и Асылыкуль. Лишь сильный, воинственный и многолюдный род может закрепить за собой такие земли, площадь которых сопоставима с такими небольшими европейскими государствами как Молдова, Эстония, Люксембург. На землях канглинских башкир основаны города Бирск и Белебей, являвшиеся в прошлом уездными центрами Уфимской губернии.

В 7180 (1672) г. канглинцы получили царскую грамоту, в которой очерчивались их земельные владения с указанием границ: «по левому берегу р. Кармасан с вершин до ее устья, с устья и до вершин двух речек Пушияты (?), до вершины р. Усень по обоим ее берегам, до Еланской волости, оттуда до устья р. Сарсаз, до вершины р. Базы, оттуда на р. Еланку, оттуда до вершины р. Куваши, до Ельдякской волости, с вершины р. Бирь до Бураев лес, до устья р. Кармасан»[1]. Озеро Асылыкуль («Ачилы») стало предметом спора между канглинцами и мингами, но вопрос был решен в пользу первых[2].

До середины ХIХ в. Канглинская волость в русских источниках ошибочно именовалась Кайлинской или Кальнинской, редко Кандинской. Были деревни под этими названиями: Кайлы, Калны, Кыр-Калны, Канлы[3].

В конце XVII в. единая община Канглы раздробилась на тюбы. По Р. Г. Кузееву, их четыре: идель-канлы, юрак-тау-канлы, актау-канлы, кыр-канлы. По источникам XVIII - XIX вв. тюбы названы по именам родовых предводителей: Тукбаева, Балгазина, Актова, Урмекеева и др. Все они или их сыновья известны по источникам: Урмекей Кунгильдин - житель д. Кыр-Канлы, затем переименованной в Урмекеево (1710 г.); Урускул Балгазин и др.[4] Три тюбы Канглинской волости в начале XIX в. владели 217 тыс. и Тукбаева тюба - 10 тыс. десятин земли.

По современному административному делению вотчины рода Канглы занимают целый ряд районов на западе Башкортостана. Большая часть населенных пунктов Буздякского, Благоварского, Белебеевского, Кушнаренковского, Бирского и Мишкинского районов основаны на их землях. В указанных муниципальных образованиях потомки канглинцев составляют большую часть коренных жителей. Восточные части Туймазинского, Дюртюлинского и Шаранского районов также в прошлом были вотчинами канглинцев. Однако, если в Туймазинском и Дюртюлинском районах имеется немало сел, основанных ими, то в последнем их поселений нет.

Особенностью расселения канглинских башкир является и то, что их села в наибольшей степени оказались этнически смешанными. За небольшим исключением (Большие Шады в Мишкинском районе, Лачинтау Верхний, Лачинтау Нижний, Баиш Новый в Бирском районе и Канлы-Тюркей с выселками Клятаяк, Таллыкуль в Буздякском районе) селения этого рода в той или иной степени стали многонациональными. В них, наряду с коренными жителями проживают татары или мишари, иногда и те и другие. 




[1] Центральный архив Республики Башкортостан (далее - ЦИА РБ). Ф. 100. Оп. 2. Д. 555. Л. 66-67; Ф. 1. Оп. 1. Д. 1150.Л.62


[2] Центральный государственный архив древних актов (далее – ЦГАДА). Ф. 1173. Оп. 1. Д. 1330. Л. 15.


[3] Материалы по истории Башкирской АССР (далее – МИБ). Ч. I. С. 192; МИБ. Т. III. С. 62-63.


[4] МИБ.Ч.1 С. 345; МИБ. Т.III. С. 62.



Деревни:

#Урмекеево #Кандры #Кандры-Кутуй #Шланлыкулево #Кыска-Елга Буздякский р-н #Богады #Сабанаево #Урзайбаш #Тавларово #Кубяк #Новокубяково #Кузеево #Якупово Буздякский р-н #Шигай #Сабаево #Канлы-Туркеево #Сыртланово #Метевбаш, Тузукуш, Исмагил, Акбасар,Ирек, Азикей #Старо-Амирово и Ново-Амирово #Санны-Ильчембетово #Дюсметово #Улу-Аряма #Сынташ #Сынташтамак #Янышево #Тюркеево #Старо-Абзаново #Аканаево #Баишево #Гулюково #Уртаево #Москово Дюртюлинский р-н #Урман-Асты #Сабанаево Дюртюл. р-н #Карача-Елга #Гумерово #Лачинтау #Ахметово Дюртюл. р-н #Тукмаклы #Угузево #Якупово Дюртюл. р-н #Большие Шады #Кигазытамак #Лачинтау Верхний и Нижний, Баиш Новый, Аккаин

Документы по теме: