Род: Уран


При слове Уран на память приходит имя древнегреческого бога Урана, олицетворявшего небо, или одноименная планета, названная в честь божества. Но у данного слова есть и тюркская этимология. Согласно «Тюркско-арабскому переводчику», составленному в XIII века, его можно перевести в значении ‘змея’ или даже ‘гадюка’. Поклонение рептилиям было древней восточной традицией. Вспомним, что дракон является  символом Китая. Одну группу людей среди древних башкир Ибн Фадлан именует змеепоклонниками. «Будьте мудры, аки змии» - говорится в Евангелии. Словом, змей в качестве тотемного животного, олицетворяющего предка, был широко распространенным явлением. Поэтому нет ничего удивительного в том, что какая-то группа тюркских кочевников избрала название Уран в качестве самоназвания.    

Эпоха неопределенности
XII век в истории Евразии был беспокойным: Русь страдала от набегов половцев и внутренних усобиц. Европейские монархи воевали между собой и заодно организовывали крестовые походы в Палестину. Исламский мир раздирали противоречия. Турки-сельджуки, вышедшие из степей Приаралья, создали гигантскую империю, протянувшуюся от Сырдарьи до Константинополя. Но и ее охватили центробежные процессы. Правители Хорезма, вассалы сельджукского султана, ведут все более независимо, а тут еще в 1125 году в Мавераннахр (междуречье Амударьи и Сырдарьи) вторгаются кара-китаи (монгольское племя, чьим именем мы сегодня именуем Китай) и наносят поражение самому султану Санджару. После этого хорезмшах Текеш перестает подчиняться сельджукам и начинает собственную игру. Он пытается подружиться с воинственными соседями – кыпчаками, чтобы с их помощью противостоять страшным кара-китаям. Именно благодаря этому на страницы восточных хроник попадают известия о существовании на востоке от Хорезма Кыпчако-Уранского ханства.

Король Ласло и половецкий хан. Венгерская фреска.jpg .
 Король Ласло и половецкий хан. Венгерская фреска.
Алп-Кара Уран
В 1182 году в город Дженд, которым правил сын Текеша Малик-шах, явился с многочисленным вооруженным отрядом правитель кыпчаков Алп-Кара Уран: Алп-Кара, то есть «Черный Исполин», было собственным именем, а Уран – родовая фамилия. Он предложил заключить политический союз, который следовало скрепить брачными узами. Ко двору хорезмшаха Текеша прибыл ханский сын по имени Акран. Персидский историк XIII века Джузджани пишет: «Он (Текеш – С.Х.) вошел в союз с ханом кыпчаков, которого звали Акран, и женился на дочери этого правителя. Эта дама приобрела огромную известность в мире и достигла высокого положения, особенно в период правления своего сына султана Мухаммеда, хорезмшаха. Это была женщина несгибаемого характера, очень страстного и властного темперамента. Во время правления своего сына она имела титул Худавенда-и-Джахан, то есть «Госпожа мира». Собственное же имя кыпчако-уранской шахини было Теркен-хатун.

Шаткий союз
Союз Хорезмского султаната и кыпчаков выразился в совместном походе 1182 года против кара-китаев, в ходе которого от «неверных» была освобождена территория Мавераннахра вплоть до Тараза (центр Джамбульской области Казахстана). Кыпчаки-уранцы стали массово поступать на службу к султану Текешу, сулившую им хорошее жалованье и придворные чины. Из них была сформированы отряды наемников. Что касается Кыпчак-Уранского ханства, то оно превратилось в вассала Хорезма, а некогда независимые ханы стали всего лишь наместниками городов Дженда и Сыгнака. Подобное положение не устраивало гордых кыпчаков-уранцев. В 1195 году против Текеша восстал Кадир-Буку-хан Уран, правивший в Сыгнаке. Тогда хорезмшах объявил ему священную войну (газават) и выступил в поход. Джувейни пишет: «Когда наступила зима 591 г. (1195 г.), он отправился в Сыгнак и ту область, чтобы атаковать Каийр-Буку-хана. Когда султан и всего его войска достигли Дженда, Кайир-Буку-хан, узнав об этом, повернул поводья и бежал. Султан бросился за ним в погоню. В его армии было некоторое число уранийцев, которые использовались в качестве наемников для службы при султане. Они послали Кайир-Буке сообщение, чтобы он стоял твердо, так как если армии встретятся вновь, то они изменят султану и повернут назад. Ободренный сим известием вернулся, и две армии сразились 6-го джумада II (7 февраля 1195 г.). Султанские уранийцы оставили центр армии, и бросились грабить обоз. Армия Ислама была разбита наголову».

Отрарская трагедия
Эпоха неопределенности подходила к концу, правда, об этом никто еще не знал. На востоке, как грозовая туча, сгущалась сила Чингиз-хана, уже объединившего всю Монголию и приступившего к завоеванию мира. В Отраре, приграничном городе империи хорезмшахов, правил должность наместника Кайир-хан Инал, двоюродный брат хорезмшаха Мухаммеда по материнской линии, то есть представитель ханской династии Уран. Именно он дал формальный повод Чингиз-хану начать войну, закончившуюся трагедией для всего мусульманского мира. Он приказал задержать и умертвить 450 монгольских купцов и послов, остановившихся в Отраре. Чингиз-хан потребовал выдать ему виновника трагедии, но хорезмшах не рискнул сделать это, боясь мятежа уранийцев. Наивно было бы думать, что лишь убийство послов стало причиной такого планетарного явления, как нашествие монголов. Их влекли, в первую очередь, богатства мусульманского Востока и их вторжение было лишь делом времени. Однако, без сомнения, произошедший инцидент ожесточил Чингиз-хана и ускорил час развязки. В сентябре 1219 года монголы подошли к Отрару. Началась его 5-месячная оборона, в течение которой Кайир-хан Уран и его воины героически отбивали натиск противника. Однако, предательство одного из командиров ускорило падение города. Рашид ад-дин пишет: «В живых остался Кайр-хан с двумя людьми. Он по-прежнему отбивался и боролся. Монгольское войско окружило его в крепости. Он поднялся на какую-то кровлю и не давался. Обе те нукера также были убиты, а него не оставалось оружия. Тогда он стал бросать кирпичи и по-прежнему сражался. Монголы постепенно окружили его со всех сторон и стащили вниз…Кайр-хана казнили в Кук-Сарае (загородный дворец в Самарканде – С.Х.) и оттуда отправились дальше. И все!»

Уранцы Башкортостана
После монгольского разгрома остатки племен Уран укрылись в Башкирии и, таким образом, вошли в состав башкирского народа, образовав отдельную Уранскую волость. Уранцы представляют собой эксклюзивное башкирское явление, поскольку в составе других тюркских народов подразделений с таким названием больше нет. Башкирами рода Уран основаны следующие селения Янаульского района РБ: Карманово, Карман-Актау, Бадряш-Актау, Чангакуль, Кисяк-Каин, Кумово, Вояды, Чишма, Бадряш, Тартар, Кичикир, Новый и Старый Куюк, Янбарис, Новый и Старый Уртаул, Янаул (ныне г. Янаул), Булат-Елга, Урьяды, Варяш, Иткинеево, Янгуз-Нарат, Таш-Елга, Акылбай, Туртык, Ошья-Тау, Варяшбаш, Исхак, Иванаево, Кызыл-Яр.
Регионом компактного расселения башкир родового образования Уран являлась долина реки Буй. Здесь они образовали  Уранскую волость. В 1866 г., когда вместо кровнородственных башкирских волостей были образованы территориальные, Уранская волость стала Янаульской с центром в д. Янаул (затем на станции Янаул). В настоящее время села и деревни, основанные уранскими башкирами расположены в северо-западной половине Янаульского района, восточная часть этого района  в прошлом была вотчиной гирейских башкир, где и поныне проживают их потомки (башкирам рода Гирей посвящен отдельный том Истории башкирских родов).

Генеральное межевание земель, проведенное в Оренбургской губернии в начале XIX в., выявило во владении башкир Уранской волости 76429 десятин угодий, в т.ч. пашня занимала 13485, сенокосные места-4765, леса-58089, неудобные земли-503 десятины. Вся эта вотчина принадлежала башкирам-вотчинникам - уранцам, численность которых VII ревизия 1816 г. определила в 1931 душу м.п. (45,3% всех вотчинников и припущенников-башкир). На их земле насчитывалось 2336 душ м.п. припущенников (54,7%)[1], в числе которых были ясачные татары, тептяри, чуваши, даже русские удельные и экономические крестьяне.

Территория Уранской волости была быстро колонизуемым регионом исторического Башкортостана. В 1688 г. башкиры этой волости Аккусюк Биктуганов и Иштеряк Истяков писали, что на их вотчине «поселилось 40 деревень татара, и черемиса и вотяки, а с той они платили в казну по 86 куниц, по 20 батмана меду, но ныне вотчина запустела, лес вырублен и скотом потопчен», поэтому просили, чтобы с умерших людей «тот пустовой ясак с них снять и имать с них ясаку на год по 56 куниц да по 15 батману меду»[2]. В их прошении перечислялись названия 23 из 40 марийских и тептярских поселений (Амзибаш, Кушня, Алдыргушево, Аликеево, Вердяш, Тлешево, Албарисово, Кумалаково, Миндыш, Ямбаево, Ургебаш, Бегеево, Агдеево, Байгозино, Бахтемирово, Яныкеево, Тылбаево, Кизилбаево, Мендышагды, Ялмурзино, Ахтиял, Бигильдино, Рабак[3]), возникших, по словам просителей, «до первых башкирских шатостей», т.е. восстаний. Это могло случиться до 1661 - 1664 гг. Еще 14 -17 деревень были основаны вышеназванными припущенниками «после первые шатости в Уфимском уезде»[4].

В прошении башкир упоминается и имя старосты волости Толубая, собиравшего ясак в 1617 - 1641 гг. По содержанию документа выходит, что Толубай - дед как Аккусюка Биктуганова, так и Иштеряка Истякова. Кто-то из названных ими башкир-Яубасар, Канчавка или Равкил - был отцом Толубая, прадедом просителей. По словам челобитчиков, все 3 уранца умерли еще за 100 лет до написания ими прошения. Это означает, что нам становятся известными имена реальных башкир конца XVI в. Это - уранцы. Еще отметим, что отец Иштеряка Истяк Толубаев мог основать одноименную деревню.

 Известен и легендарный уранец по имени Айзуак, ездивший на лыжах в Казань и Москву, откуда при вез берестяную грамоту о принятии их в русское подданство[5].

Уранская волость подразделялась на поземельные тюбы Амзя, Тимбай, Тарагуль, Мердяш, Избакты, Янборис, Сапай, Мангул, Кутламыш, Юзберды и другие[6].

Сохранился документ от 1685 г., который рассказывает о судьбе нескольких башкир-уранцев, доведенных до трагического финала одним фискалом-финансовым и судебным чиновником Уфы. Об этом говорится в прошении Абдуллы Смаилова. «В прошлом годех тому лет с 7 отец его Уфимского уезду Осинской дороги Уранской волости Смаил Канзибаев выслан из Уфимскаго уезду в Уфу уфимским иноземцем Семеном Кириловым, который был в уезде с подчиненным фискалом, и из Уфы отослан в Москву в Преображенский приказ... И после того в другой год по указу ж ис Преображенского приказу взят был в Москву оной фискал во оной же приказ, и по возврате из Москвы привез с собою в Уфу о взыскании убытков своих на нем и на брате ево Бурангуле, которые убытки учинились ему бутто по делу отца их; а отец их по делу сослан в галерную работу и там и умре, и по тому указу за иск оного Кирилова двор и пожитки отца ево запечатаны и проданы, а деньги отданы в ыск ему Кирилову; а сколько тех денег ему отдано, а том он не известен, и сверх того взятья оной Кирилов ищет на нем и на брате ево 156 руб. И в этом ево Кирилове иску содержан был он под караулом и брат ево Бурангул, и оных денег платить им нечем, пожже отца их дом и пожитки были запечатаны и по продаже отданы в ыск ему, Кирилову, а он з братом отцовскими пожитки ничем не владеют. И чтоб на нем и на брате ево Бурангуле за отца их помянутого Семена Кирилова иску не править, понеже они отцовскими пожитки ничем не владеют, и ис под караула б освободить, дабы им от того платежа вконец не разоритца и, сидя за караулом, не помереть голодною смертию и платежа в казну ево и. в. не отбыть, и о том в Уфу послать его и. в. указ»[7].

Названия не всех деревень уранских башкир дошли до наших дней. Если известна часть их имен, то не знаем их местоположение. К ним относятся такие селения, как Уран, Каипкай, Аюдюлян. Однако впоследствии и они исчезли с карты Уранской волости.




[1] Центральный исторический архив (далее – ЦИА) РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1506.


[2]Научный архив Уфимского научного центра Российской академии наук (далее -  НА УНЦ РАН). Ф. 3. Оп. 12. Д. 74. Л. 21


[3] Названия некоторых поселений искажены


[4] Российский государственный архив древних актов (далее – РГАДА). Ф. 1173. Оп. 1.Д. 980.Л. 2-9.


[5] Башкирские шежере. Уфа, 1960. С. 15.


[6] Южноуральский археографический сборник (далее ЮАС). Вып. 2. Уфа, 1975. С. 274-275.


[7] Материалы по истории Башкирской АСССР (далее – МИБ).  М.-Л., 1936. Ч. 1.С. 131.




Деревни:

#Карманово #Карман-Актау #Чишма (Таш-Тау) #Чангакуль #Кумово #Урдяк #Бадряшево #Бадряш-Актау #Тартар #Кисяк-Каин #Куюк #Янбарис #Кичикир #Кызыл-Яр #Уртаул Янаульский р-н #Иткинеево #Янаул #Таш-Елга #Янгуз-Нарат #Иванаево #Исемметево (Ахтиял) #Акылбай, Туртык, Варяшбаш, Исхак #Гургуреево

Документы по теме: