Деревня: Бишинды Верхние, Новые

На вотчинной земле Кыр-Еланской волости при небольшой речке Бишинды (левый приток реки Усень) находятся несколько деревень связанных с навзанием этой речки. В одной из них - Верхние (или Средние) Бишинды и его выселке Новые Бишинды — проживают потомки кыр-еланских башкир. О деревни Нижние Бишинды, где проживали айлинские башкиры, мы остановимся позже. Приводим имена основателей деревни Верхние (Средние) Бишинды: Балтакай Байгильдин, Хасан и Мухаметзян Балтакаевы, Сайфульмулюк Шакаев, Усман Амиров, Минлибай Ярмухаметов, Габдулла Ишкулов, Абдулнасыр Юлдашев, Габдулвагап Юлбарисов, Афлятун Рамазанов, Батырша Мурсалимов, Ягафар Утягулов, Мунасип Муксинов, Шагиахмат Ишмухаметов, Абдрашит и Абдразак Муртазины, Исламгул Азнагулов (сыновья Мурзагул, Рамазан), Юлбарис Курбангулов, его сыновья Юлдаш, Абдулвахит, Рахманкул.
С конца 40-х гг. XVIII в. деревня стала национально смешанной. По указу Уфимской провинциальной канцелярии от 17 марта 1747 г. ясачный татарин Бикмет Бигашев с 7 дворами переселился в эту деревню. По договору от 9 марта 1760 г. башкиры кыр-еланцы разрешили его сыну Пулатаю Бикметову «с товарыщи» продолжать пользоваться волостной землей, «не делать им препятствий» . В том же году из Байлярской волости были приняты башкиры из 8 семей . За припуск вотчинники взяли у них единовременно 30 руб. и ежегодно взимали по 15 коп. с двора. Походный старшина Темир Масягутов и другие 12 июня 1806 г. припустили в деревню тептяря Абдулменя Сулюкова .
Все припущенники — ясачные татары, башкиры Байлярской волости — перешли в сословие тептярей. Со второй половины XIX в. деревня имела кузницу, 3 мечети, 2 мельницы, почту, 2 лавки, по четвергам проводился базар. Здесь находилось волостное правление.
Писатель П. Добротворский в одном рассказе описывает голод в Башкортостане в 70-е гг. XIX в. Писатель занимал пост мирового посредника в Белебеевском уезде, сопровождал гражданского губернатора Уфимской губернии И. Ф. Щербатского в его поездке по уезду. Вот что он писал: «В деревню Верхние Бишинды мы, по расчету времени, должны были приехать к утру, а попали туда на другой день поздно вечером. И вообще-то степная башкирская деревня глядит невесело, но когда вы въезжаете в нее в «голодовку», да еще ночью, то она производит на вас страшно тяжелое впечатление. С раннего вечера воцаряется в ней мертвая тишина, точно самое население-то в ней вымерло: нигде ни огня, ни живой души — воет разве какая-нибудь одинокая собака, но чаще и собак не слышно, и те все разбрелись по полям, отыскивая и подкарауливая себе добычу. Верхние Бишинды производили именно такое впечатление, когда мы со Щербатским въезжали в них». И в соседних деревнях «нигде, ни в одной избенке» они «не видели ничего, кроме каких-нибудь суррогатов хлеба да муки из чистой лебеды». Сельчане показывали им «муку черную, как земля, или хлеб, похожий на камень». «Господи, да неужели эти люди понятия не имеют о настоящем хлебе, если эту мерзость называют хлебом! — сказал Щербатский». У башкира-хозяина Валия, у которого гости остановились, спрашивали о причинах бедности его односельчан. Среди других причин, между прочим, он выделил следующую, актуальную и сегодня: «Еще, ваше превосходительство, — русский закон хороша, бульна (очень) хороша, только порядка нет» .
Верхние Бишинды – малая родина заслуженного художника РБ, члена Союза художников РФ Валиуллина Ренат Абдуллиновича.

Документы по теме: