Деревня: Какрыбаш

Название деревни непосредственно связано с именем башкира-вотчинника Кыр-Еланской волости Какырбаша. Деревня называлась Какырбашево, затем ее название изменилось — Какрыбашево. Какырбаш известен тем, что в 1721 г. сопротивлялся возвращению беглых крестьян. В инструкции Сената, данной полковнику князю И. Б. Головкину, посланному к башкирам для возвращения беглых крестьян, было написано следующее: «Казанския татара и иных разных городов Казанской губернии ясашные люди и полонные живут в бегах на Уфе, да многие служилые люди мурзы и татара живут домами своими в укрывательстве, императорскому величеству не служат и рублевых денег не платят. Башкирцы де их беглецов и приняли, и от того де учинилось его и в казне недобор в денежном 160000 Рублев, а в хлебном — 180000 батманов» . Достойны внимания и следующие строки: «да из беглецов же, которые пришли меньше 10 лет происком своим, назвав их башкирские земли своими землями, и взяв у губернаторов указ, живут, поселясь деревнями, на их землях, чтоб их с протчими беглецами выслать на прежние жилища». Однако сыскным правительственным отрядам башкиры оказали сопротивление: «стали быть противны и беглецов не отдают». Среди башкир, оказавших «противности», был и кыр-еланец Какырбаш, который стоял перед карателями «во многом собрании, вооружась с копьи и сайдаки, хотели побить их до смерти». Поручик Буткевич с верными башкирами уговаривал его, чтобы «они тех беглецов отдали, и он де Какирбаш, и Смаил мулла, и Киразман батыр с товарищы, увидав, что они едут, выехали к ним навстречу многолюдством в пансырях и со всяким воинским оружием и не допустя их до своих жилищ в Ыланской волости в деревне, и хотели порутчи-ка с тов. и (верных) башкирцев Яркея, и Клея, и Устюма с тов. побить до смерти... в той деревне сидели в осаде сутки и отошли от них отходом пешим» .
Башкиры владели землей по сберегательной записи от 7149 (-5508=1641) г.
Тептяри заселились по договорной записи от кыр-еланцев, составленной 21 мая 7201 ( -5509=1692) г. Вот ее содержание: «Се яз Илькей Ямметов сын Уфимского уезда Казанской дороги Кыриланской волости башкирец з братьями своими и з детьми, з племянниками дали есьмя сию запись той же дороги д. Кырканлы (сегодняУрмекеево) ясашному татарину Чурманяшу Аккильдину да детям его Русметю да Ильчимбетю да Илимбетко Чурманяшевым в том, в нынешнем 7201 году 21 мая впредь вечно припустили мы, Илькей з братьями в вотчину свою» . Ясачные татары, припущенные кыр-еланцами, стали тептярями, т.е. они вышли из своего ясачного сословия, освободившись от всех его прав и обязанностей, и записались в новое сословие с новыми обязанностями и правами. Среди них, тептярей, оказались и башкиры-вотчинники д. Бикбулово Енейской волости Мензелинского уезда Оренбургской губернии. Это произошло в 1757 г. Естественно, енейцы, став припущенниками кыр-еланцев, оказались зависимыми от вотчинников тептярями . Еще до 1739 г. кыр-еланцы Зыян Байдашев и Утяс Натуров припустили в д. Какрыбашево башкир Тамьянской волости Асана Базина, Якупа Досеева, Авта-кая Усейнова «к поселению в свой повыток по р. Ику и другим урочищам» . Затем часть припущенных тамьянцев переселилась в д. Байракатуба по р. Сюнь. Так шло формирование тептярского населения деревни.
В 1816 г. здесь проживало 60 башкир и 22 тептярей. Перечислим имена отдельных жителей деревни. В 1814 г. на одном документе  стояли подписи и тамги башкир-вотчинников: Ардуана Бакирова (подпись), Габдрахмана Курбангалеева (подпись), Хамидуллы Хайбуллина — тамга  , Асфандияра Курбангалеева  , Абдулгафара Сайфуллина  , Калимуллы Гузаирова  , а также тептярей Нигматуллы Урманаева (подпись), Мухаметгалия Кунафина  , Ахметзяна Ибрагимова  .
В конце столетия (1896 г.) в деревне было 68 дворов в которых проживало 367 человек.
Таким образом, население деревни состояло главным образом из башкир-вотчинников и башкир-припущенников. Последние находились в составе тептярей, состоящих также и из татар. Какрыбаш – родина башкирского поэта-сатирика, члена Союза писателей БАССР (1942) Арсланова Тимера Гареевича (псевдоним Арсланов Тимер) (1915  —  1980 гг.).

Документы по теме: